РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 ноября 2011 года г.Муравленко Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Кулеш Л.Ю., при секретаре судебного заседания Морозовой Т.Н., с участием истца Школдиной Л.М., представителя истца адвоката Однороженко Н.И., действующей на основании удостоверения № от <дата> и ордера № от <дата>, представителя ответчика УЖКХ Администрации МО г.Муравленко Коваль С.А., действующей на основании доверенности от <дата>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-642/2011 по иску Школдиной Л.М. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования г.Муравленко, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на получение социальной выплаты, УСТАНОВИЛ: Школдина Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования г.Муравленко (далее - УЖКХ Администрации МО г.Муравленко) о признании права на получение социальной выплаты. В обоснование указала, что с <дата> проживает в г.Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа. <дата> истец обратилась в жилищный отдел Администрации г.Муравленко с заявлением о включении её в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, была включена в очередь. Из письма УЖКХ Администрации МО г.Муравленко от <дата> узнала, что в <дата> исключена из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, поскольку в представленных истцом документах имеются сведения, не соответствующие действительности - одновременная регистрация по месту жительства в г.Муравленко и в <адрес>. С данным решением не согласна. Истец просила признать за ней право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и обязать УЖКХ Администрации МО г.Муравленко восстановить её в списках очередности на дату первоначального обращения с заявлением о постановке на учет - <дата>. Определением суда от 14 октября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа. В судебном заседании истец поддержала свои требования по изложенным в иске доводам. Представитель истца Однороженко Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала. При этом пояснила, что у ответчиков не было оснований для исключения Школдиной Л.М. из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку представленные истцом документы не содержали сведений, не соответствующих действительности. Представитель ответчика УЖКХ Администрации МО г.Муравленко Коваль С.А. в судебном заседании исковые требования не признала. При этом пояснила, что не отрицает факт обращения истца <дата> с заявлением на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, однако в настоящее время это заявление утрачено. Письменных решений об исключении Школдиной Л.М. из списков на получение данной социальной выплаты не принималось. Сообщила, что поддерживает доводы возражения на исковое заявление ответчика Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа. Ответчик Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В возражениях на исковое заявление указано о несогласии с иском, поскольку по итогам экспертизы учетного дела истца было выявлено противоречие сведений, содержащихся в представленных Школдиной Л.М. документах (одновременная регистрация по месту жительства в г.Муравленко и в <адрес>). В ответ на письмо Администрации г.Муравленко истец необходимые документы не предоставила. Восстановление граждан, ранее исключенных из списка имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, действующим законодательством не предусмотрено. Допрошенная в судебном заседании свидетель А. пояснила, что она с <дата> работала в жилищном отделе Администрации г.Муравленко. До <дата> постановкой на учет граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей занималась Администрация г.Муравленко, затем - Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа. Списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составлялись по г.Муравленко, а с <дата> стали формировать сводные, «ямальские» списки. Свидетель начала с конца <дата> проверять имеющиеся документы и выявила много нарушений, связанных с недостающими документами. Истца вызывали для предоставления недостающих документов в <дата> - направляли письмо по адресу, который был в личном деле. Письмо вернулось с отметкой «адресат не проживает». После выяснения в ПВС по г.Муравленко другого адреса Школдиной Л.М., ей снова направляли письмо, но доказательств этого нет. В Муравленковских списках истец есть до сих пор, но её документы для включения в окружные списки не подавались. Суд, заслушав пояснения сторон, показания свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему. Как установлено в ходе судебного разбирательства, Школдина Л.М., <дата> года рождения, со <дата> по <дата> работала в районах Крайнего Севера, уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту. Зарегистрирована с <дата> по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.49). В последствие проживала по другим адресам в пределах <адрес> (л.д.5, 50-51). <дата> истец подала в Администрацию г.Муравленко заявление о включении её в списки граждан, имеющим право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что подтверждается записью в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий для получения жилищных субсидий за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д.95-96). Согласно записям в трудовой книжке, на момент подачи данного заявления стаж работы Школдиной Л.М. в районах Крайнего Севера составлял 14 лет 07 месяцев 03 дня (л.д.59-64). В 2000 году условия предоставления, порядок получения и размер жилищный субсидий устанавливались Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в соответствии с которым истец имела право на получение данной жилищной субсидии. В ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действующего с 01 января 2003 года, предусмотрено сохранение такого права за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В отношении истца данные условия исполнялись. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение). Согласно п.2 этого Положения, регистрация и учет указанных граждан производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. В ходе судебного разбирательства установлено, что с 01 января 2005 года началось формирование общих, «ямальских» списков граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера. В 2004 году было обнаружено, что поданные истцом документы имеют недостатки, и Школдиной Л.М. направили письмо с предложением о необходимости предоставления копий паспортов всех совершеннолетних членов семьи, а также справки о составе семьи (л.д.26). Данное письмо возвращено отправителю с отметкой «адресат не проживает» (л.д.27). Из пояснений свидетеля А. следует, что после выяснения нового адреса Школдиной Л.М. другого письма ей не направляли. Письмом от 24.11.2010 года № 3745 УЖКХ Администрации МО г.Муравленко сообщило истцу о снятии её с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на основании подп.«в» п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 (далее - Положение) (л.д.6-7). При этом указывалось, что в учетном деле Школдиной Л.М. отсутствуют следующие документы: заявление о регистрации в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии; копия паспорта; копии правоустанавливающих документов на занимаемое жилое помещение; заверенная копия пенсионного удостоверения; заверенные копии документов, подтверждающие трудовой стаж в районах Крайнего Севера. В письме Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.12.2010 года сообщается, что по итогам экспертизы учетного дела истца было выявлено противоречие сведений, содержащихся в предоставленных ею документах (одновременная регистрация по месту жительства в г.Муравленко и в <адрес>), отсутствие отдельных документов (документы, подтверждающие стаж в районах Крайнего Севера, документы, подтверждающие постоянное проживание на территории г.Муравленко, копия пенсионного удостоверения) (л.д.8-9). <дата> Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа сообщил Школдиной Л.М., что в <дата> органами местного самоуправления муниципального образования г.Муравленко она была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат (л.д.10-11). На основании ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) гражданское судопроизводство осуществляется на условиях состязательности и равноправия сторон. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчики не доказали наличие законных оснований для исключения истца из списка граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Так, в качестве оснований для такого исключения приводятся сведения о регистрации Школдиной Л.М. в <адрес>. В судебном заседании установлено, что истец была зарегистрирована в <адрес> до 1984 года (л.д.123). Более того, жилищная субсидия, на получение которой претендует истец, предоставляется гражданам Российской Федерации в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера Российской Федерации, независимо от наличия либо отсутствия у гражданина жилья в других государствах. Доводы ответчиков о то, что Школдина Л.М. не подала ряд необходимых документов, начиная с заявления о регистрации в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, потому что эти документы отсутствуют в её учетном деле, суд считает не состоятельными. Свидетель А. в судебном заседании подтвердила, что представленный истцом Перечень документов, необходимых для получения субсидии по выезду за пределы ЯНАО (л.д.58), соответствует тому перечню, который выдавался гражданам, подающим документы для получения жилищной субсидии. Ответчики не отрицали факт подачи Школдиной Л.М. <дата> заявления на получение указанной субсидии. Учитывая, что в учетном деле истца это заявление отсутствует, длительное время - с <дата> по <дата> по документам истца вопросов не возникало, она была включена в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу, что на <дата> Школдина Л.М. подала все необходимые документы, которые в последствие частично могли быть утрачены по вине работников Администрации г.Муравленко. При таких обстоятельствах, истец имеет право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты первоначального обращения - с <дата>. Поскольку в настоящее время регистрацию и постановку на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляет Департамент строительства и жилищной политики <адрес>, этот ответчик обязан восстановить Школдину Л.М. в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты первоначального обращения с заявлением о постановке на учет - с <дата>. УЖКХ Администрации МО г.Муравленко по данному делу является ненадлежащим ответчиком и требования к нему удовлетворению не подлежат. Мнение ответчика Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о невозможности восстановления граждан, ранее исключенных из списков, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, со ссылкой на п.20 Положения, в данному случае ошибочно, потому что этот пункт относится к ситуациям, когда изменились обстоятельства у граждан, законно исключенных из списков, чего не было в отношении истца. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Школдиной Л.М. право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить Школдину Л.М. в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты первоначального обращения с заявлением о постановке на учет - с <дата>. Исковые требования в остальной части оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи кассационной жалобы через Муравленковский городской суд, в течение 10 дней, считая со дня принятия решения судом в окончательной форме. СУДЬЯ Л.Ю. КУЛЕШ