2-663/2011 по иску прокурора г. Муравленко, действующего в интересах Сазонова В.А., к ОАО `Тюменская энергосбытовая компания` о признании действий незаконными



РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                 

27 октября 2011 года                                                               г. Муравленко

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Быковской И.В.,

с участием помощника прокурора г. Муравленко Волчихина И.Л., представитель ответчика Касаева Е. М., действующая на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Мынза И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-663/2011 по иску прокурора г. Муравленко, действующего в интересах Сазонова В.А., к ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» о признании действий по выставлению Сазонову В.А., проживающему в комнате <адрес>, счета на оплату электроэнергии за ДД.ММ.ГГ в форме корректировки платы за потребленную электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме <данные изъяты> незаконными, обязывании прекратить учет указанной суммы перерасчета за поставленную электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Муравленко, действуя в интересах Сазонова В.А., обратился в суд с иском к ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» о признании действий по выставлению Сазонову В.А., проживающему в комнате <адрес>, счета на оплату электроэнергии за ДД.ММ.ГГ в форме корректировки платы за потребленную электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме <данные изъяты> незаконными, обязывании прекратить учет указанной суммы перерасчета за поставленную электроэнергию. В обоснование иска указав, что по обращению Сазонова В.А. прокуратурой города Муравленко проведена проверка действий компании ОАО «ТЭК», в ходе которой установлено, что Сазонову ВА., в ДД.ММ.ГГ, в нарушение п. 19,21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, произведена корректировка платы за потребленную электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, где сумма корректировки составила 4561,22 рубля. Считает, что данная корректировка незаконна, поскольку правилами возможность корректировки платы за коммунальные услуги для многоквартирного дома, в котором установлен общедомовой прибор учета коммунальных ресурсов не предусмотрено

В судебном заседании помощник прокурора г. Муравленко Волчихин И.Л. изложил доводы иска, настаивает на его удовлетворении.

Истец Сазонов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и мест рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. Представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель ответчика Касаева Е.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что при расчете объема потребленного ресурса в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ использовались показания ненадлежащего прибора учета у потребителя Сазонова В.А., как жителя жилого дома <адрес>, в результате чего, образовалась задолженность за фактически потребленный объем электроэнергии. Размер данной задолженности был выведен и определен с учетом количества зарегистрированных потребителей. Считает, что требования предъявлены Сазонову в пределах срока исковой давности. С учетом изложенного просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, заслушав указанных лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1, ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

На основании ч.1, ч.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской федерации размер платы за коммунальные услуги определяются исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации -городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно указанной статье Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета. При отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Из смысла ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает одинаковый размер платы за коммунальные услуги для потребителей коммунальных услуг, использующих жилые помещения в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляются товариществами собственников жилья либо жилищными, жилищно-строительными кооперативами, и потребителей этих услуг, избравших иной способ управления своим домом, а также для собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору найма в государственном или муниципальном жилищных фондах.

В силу ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, как для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, так и для собственников жилых помещений, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно вышеуказанным Правилам размер платы оказанных услуг рассчитывается исходя из показаний приборов учета в порядке пунктов 16, 21, 22, 23, 24, 28, 31 Правил, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 32 Правил.

Судом установлено, что истец Сазонов В.А. занимает жилое помещение по адресу: <адрес>, при этом является потребителем электроэнергии. В Муравленковском МРО ОАО «ТЭК» на данного гражданина-потребителя открыт Лицевой счет .

Также судом установлено, что вышеуказанный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии.

Пунктом 22 Правил предусмотрено, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 Правил.

В соответствии с п. 19 указанных правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней;

в) для газоснабжения - в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с п.п.4 п.1 прложения №2 к настоящим правилам.

Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для проведения корректировки, осуществленной ответчиком, поскольку в этом случае корректировка платы за коммунальные услуги предусмотрена лишь при наличии нескольких условий, а именно: отсутствии общедомового прибора учета, отсутствие индивидуальных приборов учета, наличие временно проживающих в жилом помещении, уведомлении потребителем исполнителя о временно проживающих в жилом помнщении в течение соответствующего периода. Поскольку в данной ситуации указанные обстоятельства в совокупности отсутствовали, а ответчиком обратное не доказано, суд пришел к выводу о незаконности произведенной корректировки.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что расчеты за потребляемую энергию осуществляются на основании показаний общедомовых приборов учета, а при отсутствии приборов учета рассчитываются исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Исходя из системного толкования п.п. 19,21 Правил следует, что корректировка платы за коммунальные услуги применяется при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. Возможности корректировки платы за коммунальные услуги для многоквартирного дома, в котором установлен общедомовой прибор учета коммунальных ресурсов Правила не содержат.

Кроме того, в соответствии с п.п.37-38 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В силу п. 14 Правил расчетный период составляет календарный месяц.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчиком за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в связи с неверным внесением в систему номеров приборов учета, и искажением данных по количеству потребленной энергии, поскольку учитывались показания счетчика другого общежития, произведена корректировка платы за электроэнергию за вышеуказанный период.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при начислении услуги за указанный выше период ответчиком нарушен также порядок определения расчетного периода (текущего расчетного месяца) платы потребителям, доказательств обратному суду не представлено.

При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая что, прокурор в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, а также то, что государственная пошлина по таким делам должна взиматься на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера, суд полагает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Муравленко, действующего в интересах Сазонова В.А., к ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» о признании действий по выставлению Сазонову В.А., проживающему в комнате <адрес>, счета на оплату электроэнергии за ДД.ММ.ГГ в форме корректировки платы за потребленную электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме <данные изъяты> незаконными, обязывании прекратить учет указанной суммы перерасчета за поставленную электроэнергию, удовлетворить.

Признать действия по выставлению Сазонову В.А., проживающему в комнате <адрес>, счета на оплату электроэнергии за ДД.ММ.ГГ в форме корректировки платы за потребленную электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме <данные изъяты> незаконными.

Возложить на ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» обязанность прекратить учет суммы перерасчета Сазонову В.А. за поставленную электроэнергию.

Взыскать с ОАО «ТЭК» госпошлину в доход муниципального образования г. Муравленко в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Муравленковский городской суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ                                                      И.В. Быковская