№2-78/2012 по иску прокурора г. Муравленко к Администрации МО г. Муравленко - о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов



РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2012 года                                                               г. Муравленко

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Быковской И.В.,

с участием помощника прокурора г. Муравленко Волчихина И.Л.,

представителя администрации г. Муравленко Минковской Т.И., действующей на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Ярухиной И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-78/2012 по иску прокурора г. Муравленко, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования г. Муравленко о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, взыскании госпошлины,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Муравленко, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Муравленко о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, взыскании государственной пошлины. В обоснование иска указав, что в результате проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Администрации города установлено, что в здании администрации отсутствует пандус на лестнице, ведущей в здание администрации, также на стоянке возле здания администрации не оборудовано место для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, оборудованное специальным знаком.

В судебном заседании помощник прокурора г. Муравленко Волчихин И.Л. изложил доводы иска, настаивает на его удовлетворении. Пояснил, что просит установить срок для устранения выявленных недостатков в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Представитель Администрации г.Муравленко Минковская Т.И., пояснила, что в целях обеспечения социальной защиты инвалидов и их интеграции в общество Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа принято Постановление от 20.12.2010 № 484-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы» вместе с перечнем мероприятий окружной долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы». В соответствии с рекомендациями, изложенными в Постановлении Правительства ЯНАО от 20.12.2010 № 484-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы» постановлением Администрации города Муравленко от 20 января 2011 года № 20 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Доступная среда на 2011-2013 годы». В рамках программы предусмотрено проведение мероприятий по обустройству прилегающих к зданиям улиц территорий для обеспечения свободного передвижения инвалидов и маломобильных жителей города, а так же обустройство пандусами и комплексом вспомогательных сооружений для инвалидов и маломобильных жителей города учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, учреждений социально-культурной сферы, объектов физической культуры и спорта. Срок исполнения указанных выше мероприятий определен до 31.12.2012 года. Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73 утверждена Система нормативных документов в строительстве строительные нормы и правила РФ доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001, он предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Доступные для маломобильных групп населения здания и сооружения - здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01 по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения. В настоящее время доступность в здание Администрации города для маломобильных групп населения обеспечена, так как в здании предусмотрен беспрепятственный вход с улицы для маломобильных групп населения. Так как Администрацией города соблюдаются требования действующего законодательства в области доступности социально-значимых объектов города для маломобильных групп населения, и комплекс мероприятий проводится задолго до подачи прокурором искового заявления, то необходимость обязывать Администрацию выполнять то, что и так выполняется надлежащим образом нецелесообразно. Пояснила, что установка пандусов и поручней будет произведена по поступлению денежных средств. Администрация также намерена заняться оборудованием стояночного места для спец.транспорта. На основании изложенного просит в удовлетворении иска прокурора г.Муравленко, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Администрации г.Муравленко о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, отказать.

Суд, заслушав указанных лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании в результате проверки, проведенной прокуратурой г. Муравленко были установлены нарушения законодательства о социальной защите населения: на лестнице, ведущей в здание администрации, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют пандус, а также поручни (ограждения) на высоте 70 и 85-95 см с горизонтальными завершениями поручня вверху и внизу с не травмирующим окончанием (закруглением), тсутствуеет пандус, а также поручни рельефная (тактильная) полоса перед маршем вверху и внизу шириной не менее 60 см, контрастная окраска первой и последней ступени, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»..

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Права и свободы человека и гражданина должны являться непосредственно действующими, определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваться правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.

Судом установлено, что здание администрации города является муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 3.13, 3.14 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения и инвалидов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По общему правилу именно собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии.

Пандус является элементом строительной конструкции, его установлению предшествуют комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением состояния и технических характеристик здания.

В нарушение п. 3.14,3.21,3.32 СНиП 35-01-2001, при входе в здание администрации отсутствуют пандус, поручни (ограждения) при высоте площадки более 45 см на высоте 85-95 см с горизонтальными завершениями поручня вверху и внизу с не травмирующим окончанием (закруглением), рельефная (тактильная) полоса перед маршем вверху и внизу шириной не менее 60 см, контрастная окраска первой и последней ступени.

Кроме того, не соблюдаются требования о выделении на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, которые установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 9 ст. 15 данного Закона на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, должно выделяться не менее 10 процентов мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не вправе занимать иные транспортные средства.

Согласно представленной информации техническая возможность обустройства пандуса, с уклоном не более 1/12 в здании Администрации города Муравленко, установки поручней с двух сторон лестницы, наружной, в соответствии с нормативами доступности, установки на автостоянке посетителей парковочных мест для категории инвалидов К,О (размер места не менее 350х500 см со специальным знаком, имеется (л.д.53).

В связи с чем, суд полагает необходимым возложить ответственность по устранению выявленных дефектов на администрацию города, как собственника имущества.

В судебном заседании достоверно установлено, что ответчик не исполняет требования ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Довод ответчика о том, что Администрацией города соблюдаются требования действующего законодательства в области доступности социально-значимых объектов города для маломобильных групп населения, и комплекс мероприятий проводится задолго до подачи прокурором искового заявления, то необходимость обязывать Администрацию выполнять то, что и так выполняется надлежащим образом нецелесообразно, подлежит отклонению, поскольку обязанность органов местного самоуправления по устранению выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов обусловлена самим фактом создания условий доступности, и следовательно может быть прекращено только путем устранения выявленных нарушений.

Довод ответчика о том, что в пределах установленного в исковом заявлении срока им недостаточно выделенных денежных средств, также подлежит отклонению, поскольку права граждан на доступность социальной инфраструктуры не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на произведения расходов в необходимом размере.

Довод ответчика о наличии оборудованного входа в здание администрации для маломобильных групп населения, не подтвержден доказательствами.

Так, представителем ответчика представлены фотографии запасного выхода, в котором отсутствует наружная лестница, однако, не представлено доказательств наличия на прилегающей к администрации территории указателей на запасной выход, через который имеется доступ маломобильных групп населения в здание администрации, а также доказательств использования указанной категорией граждан данного входа и возможности его использования.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация города освобождена от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления, и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Муравленко, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования г. Муравленко о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования г. Муравленко устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на наружной лестнице, ведущей в здание администрации города, расположенной по адресу: г. Муравленко, ул. Ленина 80, пандус, поручни (ограждения) на высоте 85-95 см с горизонтальными завершениями поручня вверху и внизу с не травмирующим окончанием (закруглением), оборудовать рельефную (тактильную) полосу перед маршем вверху и внизу шириной не менее 60 см, произвести контрастную окраску первой и последней ступени, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», оборудовать на стоянке, расположенной возле здания не менее 1 места для парковки размерами не менее 350 см х 500 см, предназначенное для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, обозначенное специальным знаком.

Исковые требования о взыскании госпошлины оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Муравленковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

СУДЬЯ                                                      И.В. Быковская