о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище»



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2011 года г.Муравленко

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Кулеш Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Ахметгареевой Г.В.,

с участием истца Мельника С.Г., истца Юрьевой Е.Я., действующей за себя и в интересах А., Б., представителя ответчика Коваль С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ, представителя третьего лица Валова С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-74/2011 по иску Мельника С.Г., Юрьевой Е.Я., действующей за себя и в интересах А., Б., к Администрации муниципального образования г.Муравленко о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище»,

УСТАНОВИЛ:

Мельник С.Г., Юрьева Е.Я., действующая за себя и в интересах А., Б., обратились в суд с иском к Администрации МО г.Муравленко о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище». В обоснование указали, что решением Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО г.Муравленко (далее - УЖКХ Администрации МО г.Муравленко) было отказано в признании их семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», со ссылкой на подпункты «а», «б» пункта 2.8 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденном постановлением администрации ЯНАО от 20 февраля 2009 года № 73-А. Отказ связан с тем, что, исходя из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Юрьевой Е.Я. и В. - отцу Мельника С.Г., на каждого члена данной семьи приходится по 20,2 кв.м, в том время как учетная норма в г.Муравленко установлена в размере 15 кв.м. Истцы полагают неправильным учитывать жилое помещение, принадлежащее В., при подсчете суммарной общей площади жилых помещений своей семьи. Просили признать за ними право на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище»; обязать Администрацию муниципального образования город Муравленко поставить их семью на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище».

В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования. При этом истец Юрьева Е.Я. пояснила, что после регистрации брака в 2008 году их семья проживала в квартире Юрьевой Е.Я. по адресу: <адрес>. В этой квартире были зарегистрированы Юрьева Е.Я. с ребенком от первого брака, а Мельник С.Г. оставался зарегистрированным в квартире своих родителей по адресу: <адрес>. В связи с намерением продать квартиру, принадлежащую Юрьевой Е.Я., в целях подготовки квартиры к продаже, семья истцов снялась с регистрационного учета по <адрес> и зарегистрировалась у родственников мужа по <адрес>. Фактически они никуда не переезжали, только оформили перерегистрацию с одного адреса на другой. С родителями мужа проживают отдельно, семьи у них разные, хозяйство раздельное. После неудачных попыток продать свою квартиру, вновь зарегистрировались там. Продолжительность регистрации по адресу родителей мужа объяснила проблемами с продажей квартиры, а также беременностью и рождением ребенка.

Истец Мельник С.Г. пояснил, что в квартире родителей по <адрес> не проживал с 2006 года. У родителей его семья зарегистрировалась на период продажи квартиры, а проживали по <адрес>. Договаривались о продаже квартиры, снялись с регистрационного учета, но сделка не состоялась не по их вине. Каким образом и за какие средства его родители купили <адрес>, он не знает.

Представитель ответчика Коваль С.А. в судебном заседании исковые требования не признала. При этом пояснила, что относится скептически к пояснениям истца Юрьевой Е.Я. о том, что целью регистрации являлась купля-продажа квартиры, поскольку изменение регистрации имело место почти год. Полагает, что ответчиком по данному делу должно выступать УЖКХ Администрации МО г.Муравленко, поскольку это структурное подразделение администрации г.Муравленко занимается вопросами, связанными с жильем.

Представитель третьего лица - УЖКХ Администрации МО г.Муравленко Валов С.В. в судебном заседании исковые требования не признал. При этом пояснил, что истцам отказано в признании за ними права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище» в связи с тем, что при подсчете общей площади жилых помещений, которые ранее занимали истцы, вышло по 20,2 кв.м на одного члена семьи, в то время как учетная норма в г.Муравленко - 15 кв.м. По другим критериям вопросов к истцам не было, они соответствовали. Вся информация собирается уполномоченным органом за последние пять лет, на основании положений ст.53 ЖК РФ. Полагает, что истец Мельник С.Г. имеет право на квартиру своих родителей по <адрес>, потому что был несовершеннолетним, когда эта квартира приобреталась.

Суд, заслушав указанных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (ст.14 ЖК РФ).

В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы», а также подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2009 года № 382-А «Об окружной целевой программе «Жилище» на 2006 - 2010 годы», постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2009 года за № 73-А было утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе.

Согласно п.1.2 данного Положения, в редакции постановлений Администрации ЯНАО от 09.07.2009 № 386-А, от 11.11.2009 № 591-А, постановлений Правительства ЯНАО от 08.07.2010 № 113-П, от 01.09.2010 года № 209-П (далее - Положение от 20 февраля 2009 года № 73-А), реализация окружной и федеральной подпрограмм предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам окружной и федеральной подпрограмм в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилья или строительство индивидуального жилого дома, могут быть использованы в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Приобретаемое (приобретенное) жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории автономного округа, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.

В силу п.1.4 Положения от 20 февраля 2009 года № 73-А под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищный условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).

Решением Городской Думы г.Муравленко «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» от 25 апреля 2005 года № 398 учетная норма определена в размере 15 кв.м на одного члена семьи.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Мельник С.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, и Юрьева Е.Я., ДД.ММ.ГГ года рождения, заключили брак 29 ноября 2008 года (л.д.15). В семье воспитываются двое детей (л.д.61).

Юрьева Е.Я. имеет в собственности двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> на первом этаже жилого дома, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГ (л.д.58), а также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ (л.д.57). Семья истцов в составе четырех человек проживает по месту жительства в данной квартире.

А., Б. недвижимого имущества в собственности не имеют, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.44, 45) и справками <данные изъяты> (л.д.47, 48). По состоянию на ДД.ММ.ГГ Мельник С.Г. также не был собственником недвижимого имущества (л.д.43).

ДД.ММ.ГГ истцы Мельник С.Г. и Юрьева Е.Я. заключили с <данные изъяты> Договор ипотечного кредитования № для покупки квартирыс использованием кредитных средств банка (л.д.21-31, 32). В тот же день истцы купили квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, что подтверждается Договором купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств банка от ДД.ММ.ГГ (л.д.12-14) и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ (л.д.18).

ДД.ММ.ГГ истцы, руководствуясь Положением от 20 февраля 2009 года № 73-А, обратились в УЖКХ Администрации МО г.Муравленко с заявлением о включении их семьи в список молодых семей, желающих принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы, чтобы воспользоваться социальной выплатой на погашение основной суммы долга и уплату процентов по договору ипотечного кредитования № от ДД.ММ.ГГ (л.д.56).

В ответ на это обращение Мельнику С.Г. и Юрьевой Е.Я. было направлено письмо и.о. заместителя начальника УЖКХ Администрации МО г.Муравленко от ДД.ММ.ГГ за <данные изъяты>, согласно которому в настоящее время законных оснований для признания их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий нет. В признании семьи истцов молодой семьей - участницей окружной подпрограммы отказано со ссылкой на подпункты «а», «б» пункта 2.8 Положения от 20 февраля 2009 года № 73-А - по представленным документам был сделан о том, что исходя из суммарной общей площади жилых помещений на всех членов семьи приходится по 20,2 кв.м, в то время как учетная норма в г.Муравленко составляет 15 кв.м. При подсчете суммарной общей площади учитывались квартира по адресу: <адрес>, площадью 56,3 кв.м, принадлежащая Юрьевой Е.Я., и квартира по адресу: <адрес>, площадью 65,3 кв.м, принадлежащая отцу Мельника С.Г. - В..

Согласно позиции ответчика и третьего лица, перерегистрация семьи Мельника С.Г. и Юрьевой Е.Я. с адреса: <адрес>, на адрес: <адрес>, от ДД.ММ.ГГ и обратно от ДД.ММ.ГГ, была расценена в силу ст.53 ЖК РФ как намеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий.

Суд считает такой вывод не обоснованным.

Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Положение от 20 февраля 2009 года № 73-А ссылки на ст.53 ЖК РФ не содержало. С 01 января 2011 года оно утратило силу, в связи с принятием Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года № 535-П (далее - Порядок предоставления социальных выплат от 27 декабря 2010 года № 535-П).

Пунктом 1.5.2 Порядка предоставления социальных выплат от 27 декабря 2010 года № 535-П определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо права на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Порядком совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо предоставившие подложные документы или заведомо ложные (недостоверные) сведения, предусмотренные данным Порядком, вследствие которых молодые семьи могут быть признаны претендентами на получение социальной выплаты, могут быть включены в список молодых семей на получение социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Поскольку ст.53 ЖК РФ, а также нормативные акты ЯНАО (Положение от 20 февраля 2009 года № 73-А, ныне действующий Порядок предоставления социальных выплат от 27 декабря 2010 года № 535-П) не содержат перечня действий, которые могут быть расценены как намеренные, следует применять положения п.3 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) - в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Следовательно, пока не доказано иное, существует презумпция добросовестности действий истцов, не обязанных доказывать отсутствие намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий.

Как следует из пояснений истцов, фактически они из квартиры по <адрес> в квартиру по <адрес> не переезжали, только оформили перерегистрацию с одного адреса на другой. С родителями мужа проживают отдельно, семьи у них разные, хозяйство раздельное.

Данные утверждения никем не оспорены. Более того, представитель третьего лица - УЖКХ Администрации МО г.Муравленко Валов С.В. пояснил, что не проводили проверку того, вселялись ли истцы в квартиру по <адрес>, поскольку есть факт регистрации.

Однако, регистрация по месту жительства является административным актом и сама по себе, без вселения в жилое помещение, при отсутствии соглашения с собственником о пользовании жилым помещением, не порождает права на это жилое помещение.

Как установлено в судебном заседании, Мельник Г.В. - собственник квартиры по адресу: <адрес>, дал согласие на регистрацию семьи истцов по данному адресу на период продажи ими квартиры по <адрес>. О вселении в квартиру речи не было.

Таким образом, истцы не имеют права на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.

Мнение представителя третьего лица - УЖКХ Администрации МО г.Муравленко Валова С.В. о том, что Мельник С.Г. имеет права на квартиру, принадлежащую его родителям, поскольку на момент ее покупки был несовершеннолетним, ошибочно и основано на неправильном толковании закона.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 65,30 кв.м, находится в собственности В. по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГ (л.д.19).

На день покупки данной квартиры Мельнику С.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, было <данные изъяты>.

В соответствии с п.4 ст.60 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

В силу ст.21 ГК РФ, ст.ст.54, 56, 61, 63, 64 СК РФ, у родителей нет обязанностей по содержанию и обеспечению жильем своих совершеннолетних дееспособных детей.

Кроме того, с 01 января 2011 года действует Порядок предоставления социальных выплат от 27 декабря 2010 года № 535-П, в п.1.5.2 которого предусмотрено, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в наличии у молодой семьи и (или) членов молодой семьи.

Однако, УЖКХ Администрации МО г.Муравленко безосновательно включило в состав молодой семьи истцов родителей Мельника С.Г..

С учетом изложенного, исходя из системного толкования вышеуказанных нормативных актов, семья истцов из четырех человек, имеющая в собственности и пользовании квартиру общей площадью 56,30 кв.м (по 14,08 кв.м на члена семьи), отвечающая требованиям, предъявляемым молодым семьям по возрасту и уровню дохода, представившая необходимые документы в уполномоченное структурное подразделение органа местного самоуправления, имеет право на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище».

Доводы представителя ответчика Коваль С.А. о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является УЖКХ Администрации МО г.Муравленко, ошибочны.

Согласно вышеуказанным нормам ЖК РФ и нормативным правовым актам Ямало-Ненецкого автономного округа, а также ст.ст.33, 42 Устава города Муравленко, принятого городской Думой г.Муравленко 14.12.2004 года № 352, в редакции от 18.10.2010 года, решение вопроса о предоставлении молодым семьям социальных выплат находится в компетенции органа местного самоуправления, исполнительно-распорядительным органом которого является Администрация города Муравленко. Наделение своего структурного подразделения - УЖКХ Администрации МО г.Муравленко - отдельными полномочиями в области жилищных отношений не освобождает Администрацию МО г.Муравленко от надлежащего выполнения своих обязанностей в данной сфере.

При таких обстоятельствах, исследовав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Мельником С.Г., Юрьевой Е.Я., А., Б. право на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище».

Обязать Администрацию муниципального образования город Муравленко поставить семью Мельника С.Г., Юрьевой Е.Я., А., Б. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище».

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи кассационной жалобы, через Муравленковский городской суд, в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

СУДЬЯ Л.Ю. КУЛЕШ