Решение о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-38 /2012 г.

    

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Мураши Кировской области 28 марта 2012 года

Мурашинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Шишкиной Е.В., с участием истицы Мокрецовой О.А., представителя истца Кислицына В.А., представителей ответчиков администрации Муниципального образования «Мурашинский район Кировской области» Требунских В.А. и администрации Муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Гвоздевой М.В., представителя 3 лица Управления образованием и социальной работой администрации Мурашинского района Кировской области Мамонтовой Г.Л., при секретаре Дьяковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мокрецовой О.А. к администрации Муниципального образования «Мурашинский район Кировской области» и администрации Муниципального образования «Октябрьское сельское поселение Мурашинского района Кировской области» о внеочередном предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Мокрецова О.А. обратилась в суд с иском к ответчикам о внеочередном предоставлении жилого помещения, указывая, что является лицом из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, т.к. мать лишена родительских прав в отношении истицы, а отец умер. Распоряжением администрации Мурашинского района от 25.10.1993 г. № 357 за истицей закреплено жилое помещение по адресу <адрес> ФИО2 <адрес> которое в последствии было признано непригодным для проживания, и истица поставлена на регистрационный учет в администрации Октябрьского сельского поселения как лицо, оставшееся без попечения родителей, и имеющее право на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилья. В период с 01.09.2002 г. по 30.06.2005 г. и с 01.09.2006 г. по 20.06.2008 г. истица получала начальное профессиональное образование в ГОУ НПО ПУ № 29 г.Кирова и в ГОУ НПО ПУ № 23 Нововятского района г.Кирова. В декабре 2011 г. истице стало известно о том, что она снята с регистрационного учета как нуждающаяся в предоставлении жилья, о чем своевременно извещена не была. Полагает решение администрации Октябрьского сельского поселения незаконным, т.к. не утратила право на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилья, жилых помещений в собственности не имеет, зарегистрирована по адресу <адрес> <адрес> <адрес>, где, кроме нее, проживает 6 членов семьи, при этом площадь жилого помещения на одного человека составляет менее установленной учетной нормы площади жилья. Истица просит признать за ней право на получение жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, и не имеющему жилого помещения, обязать администрацию Октябрьского сельского поселения восстановить ее на регистрационном учете и обязать администрацию Мурашинского района включить ее в список граждан из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, и имеющих право на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения, а также взыскать с администрации Мурашинского района судебные расходы в размере 15000 рублей за услуги представителя, 200 рублей- расходы по госпошлине, 200 рублей- судебные издержки за оформление доверенности представителю и 500 рублей судебные издержки за получение выписки из ЕГРП.

В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали, просят признать за Мокрецовой право на получение жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, и не имеющему жилого помещения, обязать администрацию Октябрьского сельского поселения восстановить ее на регистрационном учете как лицо, приобретшее ранее данный статус, и обязать администрацию Мурашинского района включить ее в список граждан из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, и имеющих право на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения. Кроме того, дополнили требования в части взыскания судебных расходов и просят взыскать с администрации Мурашинского района судебные расходы за услуги представителя в размере 20000 рублей, 200 рублей- расходы по госпошлине, 200 рублей- судебные издержки за оформление доверенности представителю и 500 рублей судебные издержки за получение выписки из ЕГРП.

Представитель ответчика администрации МО «Мурашинский район Кировской области» Требунских В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями, предъявленными к МО «Мурашинский район Кировской области», в части возложения на ответчика обязанности включить истицу в список граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющих право на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилья, и взыскания судебных расходов не согласна, пояснив, что истица на регистрационном учете в администрации Мурашинского района не состояла, с заявлением о постановке на учет не обращалась, в связи с чем администрация района обязанность по возмещению судебных расходов нести не должна; обязанность включить истицу в список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки, должна быть возложена на Управление образованием и социальной работой, наделенное полномочиями органа опеки и попечительства в Мурашинском районе.

Представитель ответчика МО «Октябрьское сельское поселение Мурашинского района Кировской области» Гвоздева М.В. с исковыми требованиями в части признания за истицей как лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, права на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилья, и восстановлении ее на регистрационном учете, согласна, в части взыскания судебных расходов просит истице в удовлетворении отказать, полагая правомерными действия ответчика при снятии Мокрецовой с учета.

Представитель Департамента образования Кировской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель Управления образованием и социальной работой администрации Мурашинского района Мамонтова Г.Л. в судебном заседании пояснила, что истица с заявлением о постановке на учет для получения меры социальной поддержки в Управление образованием и социальной работой администрации Мурашинского района не обращалась, администрацией Октябрьского сельского поселения списки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, не предоставлялись, и вопрос о снятии Мокрецовой с учета администрацией Октябрьского сельского поселения с Управлением образованием и социальной работой не согласовывался.

Заслушав объяснения сторон, представителя 3 лица, исследовав письменные материалы, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

В силу ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу положений Закона Кировской области № 40-ЗО от 28.09.2006 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета, рассчитанных в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим Законом.

Как установлено в судебном заседании, Мокрецова О.А. является лицом из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, т.к. ее мать Коряковцева Н.В. решением Мурашинского районного суда Кировской области от <данные изъяты> лишена родительских прав в отношении нее (л.д.13-15), отец Апраксин А.Н. умер <данные изъяты> (л.д.18.

На основании распоряжения главы администрации Мурашинского района Кировской области № <данные изъяты> от <данные изъяты>. истица была устроена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период пребывания в данном учреждении за ней был закреплено жилое помещение в <адрес> <адрес> <адрес>1 (л.д.18).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мокрецовой О.А. воспитывалась в <данные изъяты> школе-интернате, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО ПУ <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО ПУ <адрес>, находилась на полном государственном обеспечении (л.д.21-24).

Согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключению от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилое помещение по адресу <адрес>1 не пригодно для проживания вследствие его полного разрушения (л.д.74-75).

Решением общественной жилищной комиссии администрации Октябрьского поселкового округа от ДД.ММ.ГГГГ истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.70), и постановлением главы администрации Октябрьского поселкового округа от ДД.ММ.ГГГГ ей было выделено жилое помещение по адресу <адрес> <адрес> <адрес>3 (л.д. 68-69). Как видно из объяснений сторон, истица отказалась от пользования данным жилым помещение в виду несоответствия его требованиям санитарных норм и правил, в связи с чем оно было перераспределено другому лицу (л.д.67). Постановлением администрации Октябрьского поселкового округа <адрес> ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истица была снята с учета в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, в связи с выездом на другое место жительства (л.д.66).

ДД.ММ.ГГГГ Мокрецова О.А. обратилась в администрацию Октябрьского сельского поселения с заявлением о постановке на учет как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилого помещения (л.д.63), и согласно справки администрации МО «Октябрьское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ в данном статусе поставлена в очередь на получение жилья (л.д.26). Вместе с тем согласно объяснений представителя МО «Октябрьское сельское поселение», подтвержденных информацией Управления образованием и социальной работой администрации <адрес> (л.д.58), в установленном порядке решение о постановке либо восстановлении истицы на регистрационном учете принято не было, истица в список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, включена не была.

ДД.ММ.ГГГГ истица зарегистрирована по адресу д.<адрес> <адрес> <адрес> (л.д.29-30), собственником которого является мать супруга Мокрецова В.С., и в котором проживает 7 человек. <адрес> жилого помещения составляет 63,2 кв.м., что в расчете на 1 человека составляет ниже учетной нормы площади жилья (л.д.31-37). До настоящего времени Мокрецова О.А. жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, в собственности объектов недвижимости не имеет (л.д.38), в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении.

Доводы представителя ответчика- администрации МО «Октябрьское сельское поселение» относительно обоснованности принятого решения о снятии истицы с регистрационного учета как лица, имеющего право на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилья, суд находит несостоятельными.

Согласно п.3 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование.

Принимая решение о снятии Мокрецовой с регистрационного учета как лица, имеющего право на получение меры социальной поддержки, глава администрации Октябрьского сельского поселения руководствовалась тем, что истица отказалась от проживания в предоставленном ей жилом помещении, не зарегистрировалась по месту жительства в <адрес>, выехала за пределы района. Однако должностным лицом администрации сельского поселения не был проверен факт выезда истицы на место жительства в другое муниципальное образование, не установлены причины отказа от пользования предоставленным ей жильем, не выяснено ее мнение относительно перераспределения жилого помещения и снятия ее с регистрационного учета.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением о регистрации ее по месту жительства в <адрес>3 (л.д.71-73), чем выразила свое волеизъявление на проживание в жилом помещении. В последствии, как пояснила Мокрецова, от пользования предоставленным ей жилым помещением она отказалась в связи с несоответствием его требованиям санитарно-технических норм, что не оспаривалось ответчиком. По месту жительства в д.<адрес> <адрес> <адрес> истица зарегистрировалась только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после снятия ее с регистрационного учета как лица, имеющего право на получение меры социальной поддержки. Таким образом, по состоянию на дату принятия администрацией Октябрьского сельского поселения решения о снятии Мокрецовой с учета как лица, имеющего указанный статус, она была снята с регистрационного учета по прежнему месту жительства в общежитии ПУ (л.д.72) и не зарегистрирована по другому адресу на территории РФ. Ответчик- администрация Октябрьского сельского поселения данные обстоятельства не установила, необоснованно сделав вывод о выезде Мокрецовой на место жительства в другое муниципальное образование.

Согласно ст.8 ч.2 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ регистрационный учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по месту их жительства (месту закрепления за ними жилой площади). Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилая площадь за Мокрецовой была закреплена в <адрес> <адрес>, в связи с чем снятие истицы с учета является неправомерным.

Кроме того, в нарушение ч.2 ст.8 названного ФЗ снятие Мокрецовой с регистрационного учета было произведено без получения согласия органа опеки и попечительства, что также свидетельствует о незаконности принятого решения.

Доводы представителя администрации <адрес> о том, что обязанность включения истицы в списки лиц, оставшихся без попечения родителей, и имеющих право на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилья, должна быть возложена на Управление образованием и социальной работой администрации <адрес>, суд находит необоснованными, поскольку согласно п.2 «Порядка формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…», утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 18.12.2006 г. № 77/297, списки граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, представляются органами местного самоуправления муниципальных районов, каковым является МО «<адрес> ФИО2 <адрес>».

Согласно ст. 100 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Исходя из сложности дела, рассмотренного с участием представителя истицы Кислицына, учитывая значительный объем изученного им материала при подготовке и составлении искового заявления, участие его в 2 выездных судебных заседаниях, суд полагает разумным частичное удовлетворение ходатайства о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 12000 рублей.

Согласно ст.ст.94 и 98 ГПК РФ суд признает необходимыми и подлежащими возмещению расходы, понесенные истицей в связи с оформлением доверенности представителю в размере 200 рублей и в связи с получением выписки из ЕГРП в размере 500 рублей.

Учитывая, что по результатам судебного разбирательства суд пришел к выводу о незаконности действий администрации МО «Октябрьское сельское поселение», выразившихся в необоснованном снятии истицы с регистрационного учета как лица из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, и имеющего право на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилья, обязанность по возмещению судебных расходов, понесенных истицей, суд полагает необходимым возложить на данного ответчика.

В соответствии со ст. 333.36 ч.1 п.19 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты госпошлины. При таких обстоятельствах в силу положений ст.103 ГПК РФ расходы по госпошлине, понесенные истицей, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198,199 ГПК РФ суд

р е ш и л:

Исковые требования Мокрецовой О.А. к администрации Муниципального образования «Мурашинский район Кировской области» и администрации Муниципального образования «Октябрьское сельское поселение Мурашинского района Кировской области» о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.

Признать за Мокрецовой О.А. как лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Обязать администрацию Муниципального образования «Октябрьское сельское поселение Мурашинского района Кировской области» восстановить Мокрецовой О.А. на регистрационном учете как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, и имеющее право на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения.

Обязать администрацию муниципального образования «Мурашинский район Кировской области» включить Мокрецовой О.А. в список граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения

Взыскать с администрации Муниципального образования «Октябрьское сельское поселение Мурашинского района Кировской области» в пользу Мокрецовой О.А. судебные расходы в общей сумме 12700 (Двенадцать тысяч семьсот) рублей, в том числе: 12000 рублей расходы на оплату услуг представителя, 700 рублей судебные издержки за составление доверенности представителю и за получение выписки из ЕГРП.

Судебные расходы, понесенные Мокрецовой О.А. в связи с оплатой госпошлины в сумме 200 (Двести) рублей, возместить за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Мурашинский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 30 марта 2012 года.

Судья                              Е.В.Шишкина