Дело № 2-28 (2012 год)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Мураши Кировской области 03 февраля 2012 года
Мурашинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Балыбердиной Л.А.,
с участием помощника прокурора Мурашинского района Кировской области Лохтина А.Ю.,
истицы Марютиной Т.Г.,
ее представителя адвоката Адвокатского кабинета Бабича И.И.- Бабича И.И., представившего удостоверение № 496 и ордер № 003246,
представителя ответчика Бушуевой О.В.,
при секретаре Зубаревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марютина Т.Г. к ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на страховые выплаты в связи с потерей кормильца и взыскании единовременной и ежемесячных страховых выплат,
у с т а н о в и л:
Марютина обратилась с иском к ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на страховые выплаты в связи с потерей кормильца и взыскании единовременной и ежемесячных страховых выплат, указывая, что она проживала совместно с мужем ФИО11 и сыном ФИО8, последний погиб в результате несчастного случая на производстве 11.12.2008 года, сын работал по трудовому договору навальщиком-свальщиком лесоматериалов в лесопильном цехе ООО «Вазюк-Вуд» и подлежал обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве в соответствии с федеральным законом, в связи с тем, что заработок сына значительно превышал ее доход, она считает себя находившейся на его иждивении, и поскольку в течение 5 лет со дня смерти сына она по достижению возраста 55 лет стала нетрудоспособной, у нее в настоящее время имеется право на получение страховых выплат в связи с потерей кормильца.
В судебном заседании истица Марютина Т.Г. и ее представитель Бабич И.И. уточнили исковые требования, просят признать право ФИО14 на получение страховых выплат в связи с потерей кормильца, взыскать с ответчика в ее пользу единовременную страховую выплату в размере 58.535 рублей (50.900 рублей + (15 % районный коэффициент) 7.635 рублей) и ежемесячные страховые выплаты в размере 5.103 рубля 10 копеек, расчеты прилагаются (л.д. 134,135).
Истица в судебном заседании пояснила, что проживает совместно с мужем ФИО14, в настоящее время у них осталось двое совершеннолетних трудоспособных детей: сын и дочь, которые имеют собственные семьи, старший сын Сергей, погибший на производстве, был не женат, имел свою квартиру, но проживал совместно с ними - родителями, они вели общее хозяйство, его заработок составлял около 16.500 рублей, а ее заработок - 6.293 рубля, сын помогал по хозяйству, оформлял ссуды, на последнюю из них они отремонтировали дом и приобрели в квартиру сына Сергея мебель и бытовую технику. Она – истица длительное время страдает гипертонической болезнью и нуждается в денежных средствах на лечение, на постоянное приобретение лекарственных препаратов, на которые ежемесячно в среднем уходит около 500 рублей. С 01.11.2011 года она получает трудовую пенсию по старости в размере 7.863 рублей, стала нетрудоспособной в течение 5 лет со дня смерти сына и по ее мнению имеет право на страховые выплаты в связи с потерей кормильца.
Представитель ответчика Бушуева О.В. с иском не согласна, суду пояснила, что несчастный случай со смертельным исходом, произошедший с ФИО8 11.12.2008 года на производстве, в период его работы в ООО «Вазюк-Вуд», не является страховым и не влечет возникновения обязанности страховщика осуществлять обеспечение по страхованию, поскольку лиц, имеющих право на получение страховых выплат в связи со смертью ФИО8 нет. Истица состоит в зарегистрированном браке с мужем ФИО14, имеет двоих совершеннолетних детей, являющихся трудоспособными, в соответствии с нормами семейного законодательства обязанность по содержанию ФИО14, являющейся нетрудоспособной, несут ее супруг и трудоспособные совершеннолетние дети. По мнению представителя ответчика оказываемая истице сыном при его жизни помощь не была постоянным и основным источником средств к существованию, поскольку она и муж имели самостоятельные заработки, сын, проживая совместно с родителями одновременно нес расходы по выплате ссуды, на которую в том числе приобрел для себя мебель и бытовую технику в собственную квартиру, также у супругов Марютиных в собственности имеется жилой дом и автомобиль, которые они в настоящее время самостоятельно обслуживают и содержат. Исходя из сравнительного анализа доходов истицы, ее мужа и погибшего сына, доход истицы с учетом доли, причитающейся ей от дохода мужа, значительно выше доли, причитающейся ей от дохода погибшего сына, в связи с чем не подтверждается факт нахождения истицы на иждивении погибшего сына, а потому отсутствуют законные основания для признания права истицы на страховые выплаты.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования истицы необоснованны и незаконны, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Марютиной Т.Г., по следующим обстоятельствам.
В соответствии с нормами ч. 1 ст. 935 ГК РФ, аб. 2 ч. 1 ст. 219 ТК РФ, положениями ст. 5 ФЗ от 24.07.1998 года № 125 –ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
В силу положений ст. 1088 ГК РФ, ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 7, ст. 8 ФЗ от 24.07.1998 года № 125 –ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на получение единовременной и ежемесячных страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют в том числе лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти, страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно, инвалидам – на срок инвалидности. Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ, в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» указано, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В судебном заседании установлено, что истица Марютина состоит в зарегистрированном браке с ФИО11, 1958 года рождения, с 1979 года (л.д. 98), супруги ФИО14 в настоящее время имеют двоих совершеннолетних детей, сына и дочь, проживающих самостоятельными семьями отдельно от родителей, старший сын Марютиных - ФИО8 (л.д. 27) погиб 11.12.2008 года (л.д. 26) в результате несчастного случая на производстве в период его работы по трудовому договору (л.д. 61-62) в ООО «Вазюк-Вуд», что подтверждается копиями акта о расследовании несчастного случая со смертельным исходом (л.д. 57-59) и акта № 1 о несчастном случае на производстве (л.д. 15-20), ФИО8 подлежал обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве (л.д. 39-42), согласно копии заключения № 1024 от 26.12.2008 года комиссией отделения Фонда социального страхования по экспертизе несчастного случая установлено, что лиц, имеющих право на получение страховых выплат в связи со смертью ФИО14 нет, несчастный случай, произошедший с ним не является страховым и не влечет обязательств страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (л.д.60).
Из объяснений истицы, показаний свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11, а также справок (л.д. 23,24), выписки из похозяйственной книги (л.д. 84) подтверждается, что у старшего сына истицы ФИО8 имелась квартира по адресу <адрес>, которую он при своей жизни обеспечил мебелью, бытовой техникой, однако проживал он совместно с родителями по адресу <адрес> оказывал им физическую и материальную помощь. Согласно копии паспорта истицы (л.д. 8) 01.11.2011 года она достигла возраста 55 лет, из копии пенсионного удостоверения (л.д. 9), справок, выданных ГУ УПФ РФ в Мурашинском районе (л.д., л.д. 96,97) подтверждается, что Марютина с 01.11.2011 года является получателем трудовой пенсии по старости в размере 7.863 рублей 34 копеек, то есть истица стала нетрудоспособной в течение 5 лет со дня смерти сына.
Как видно из копии трудовой книжки истицы на момент смерти сына она работала в ООО «Торговый дом «Староверческий» (л.д. 70-72) и имела самостоятельный заработок, размер которого превышал величину прожиточного минимума по Кировской области для трудоспособного населения за 4 квартал 2008 года, установленную Постановлением Правительства Кировской области от 11.01.2009 года № 158/572 в размере 4.699 рублей. Согласно справок о доходах истицы за 12 месяцев с декабря 2007 года по ноябрь 2008 года (л.д. 94,95) средний заработок Марютиной составил (5.510,58 (доход за декабрь 2007 года) + 69.993,59 ( доход с января по ноябрь 2008 года) = 75.504,17 : 12 месяцев = 6.292 рубля 01 копейка.
Согласно представленной копии трудовой книжки ФИО8 (л.д. 11-14) в период с ноября 2007 года по март 2008 года работал у ИП Тарасовой, из справки о доходах за 2008 год (л.д. 90) подтверждается, что с апреля 2008 года по день смерти 11.12.2008 года он работал в ООО «Вазюк-Вуд», в связи с вышеизложенным суд при расчете среднего заработка ФИО8 за 12 месяцев учитывает его заработок за указанные периоды по месту его работ, согласно справки (л.д. 99) и копии трудового договора (л.д. 100), заработок ФИО14 с декабря 2007 года по март 2008 года у ИП Тарасовой составил 6.900 х 4 месяца = 27.600 рублей + заработок с апреля 2008 года по ноябрь 2008 года в ООО «Вазюк-Вуд» 110.387,40 рублей (л.д. 90) = 137.987,40 : 12 месяцев = 11.498 рублей 95 копеек.
При определении размера доходов истицы суд также принимает во внимание положения ст. 89 СК РФ, согласно которой супруги обязаны материально поддерживать друг друга.
Из представленных справок о доходах супруга истицы ФИО11 (л.д. 91,92), работавшего в ООО «Вазюк-Вуд», видно, что его средний заработок за 12 месяцев с декабря 2007 года по ноябрь 2008 года составил 19.046,68 (декабрь 2007 года) + 123.463,31 (с января по ноябрь 2008 года) = 142.509,99 : 12 месяцев = 11.875 рублей 83 копейки.
Таким образом, общий среднемесячный доход супругов Марютиных на декабрь 2008 года составлял 11.875,83 + 6.292,01 = 18.167,84, а на каждого из супругов приходилось 18.167,84 : 2 = 9.083 рубля 92 копейки.
Учитывая, что доход погибшего сына истицы должен распределяться между ним и иждивенцами в равных долях, на долю истицы приходилось бы (11.498 рублей 95 копеек : 2) = 5.749 рублей 47 копеек, что составляло меньше ее среднемесячного заработка и значительно меньше дохода, приходящегося на ее долю из общего с супругом среднемесячного дохода.
Анализируя вышеизложенные доказательства, суд считает, что оказываемая ФИО8 истице помощь не являлась для нее основным и постоянным источником средств к существованию.
При решении вопроса о нахождении истицы на иждивении сына ФИО8, суд находит убедительными и принимает во внимание доводы представителя ответчика, о том, что истица совместно с супругом имеет в собственности жилой дом и автомобиль и несет бремя содержания данного имущества, что подтверждается ее объяснениями, показаниями свидетеля ФИО11, выпиской из ЕГРПН (л.д.123), у истицы имеется двое совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 87 СК РФ) содержать нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Доводы истицы и ее представителя о наличии у погибшего ФИО14 среднемесячного дохода в размере 16.500 рублей не нашли своего подтверждения в судебном заседании, не соответствуют представленным письменным доказательствам и не могут быть приняты судом.
Также не подтверждены никакими доказательствами доводы истицы и ее представителя о том, что сын ФИО8 оплачивал ее лечение. Анализируя показания свидетеля врача ФИО12 и представленные справки о стоимости лекарственных препаратов за 2007-2008 годы (л.д. 126-127,128), назначаемых истице в соответствии с показаниями врачей в 2007-2008 годах согласно выписок из амбулаторной карты (л.д. 43, 65-66, 67-68, 69, 125), подтверждающей прохождение истицей раз в год диспансерных осмотров в связи гипертонической болезнью, суд не находит убедительными доводы истицы о том, что значительная часть доходов расходовалась ею на приобретение лекарственных препаратов.
Судом исследованы и проанализированы все представленные сторонами доказательства (л.д. 136,137), и установлено, что действительно истица стала нетрудоспособной в течение 5 лет со дня смерти ее сына ФИО8, погибшего в результате несчастного случая на производстве, однако факт нахождения ее на иждивении застрахованного ФИО8 своего подтверждения в судебном заседании не нашел, что является в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 ФЗ от 24.07.1998 года № 125 –ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» недостаточным для признания за Марютиной Т.Г. права на получение страховых выплат.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197,198,199 ГПК РФ суд
р е ш и л:
В иске Марютина Т.Г. к ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на страховые выплаты в связи с потерей кормильца и взыскании единовременной и ежемесячных страховых выплат - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Мурашинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено в совещательной комнате 07 февраля 2012 года.
Судья: Л.А.Балыбердина
Решение вступило в законную силу 08.03.2012 года