Дело № 2-82 /2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Мураши Кировской области 15 июня 2012 года
Мурашинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Шишкиной Е.В., с участием истицы Черновой Н.Н., представителей истца Яхьяева И.С. и Агаева Э.Я., представителя ответчика администрации Муниципального образования «Мурашинский район Кировской области» Требунских В.А., представителя 3 лица Управления образованием и социальной работой администрации Мурашинского района Кировской области Мамонтовой Г.Л., при секретаре Ростовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черновой Н.Н. к администрации Муниципального образования «Мурашинский район Кировской области» о признании права на внеочередное предоставление жилья, постановке на жилищный учет и возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Чернова Н.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о признании за ней права на внеочередное предоставление жилья, постановке на жилищный учет и возложении на ответчика обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения, при отсутствии жилого фонда- обеспечении получения ею целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья, указывая, что является лицом из числа детей-сирот, т.к. ее мать Чернова З.П., имевшая статус одинокой матери, умерла. Решением Безбожниковского исполнительного комитета Совета народных депутатов от 14.07.1989 г. № 32 опекуном над несовершеннолетней Черновой Н.Н. назначена ее сестра ФИО18 жилое помещение за истицей не закреплялось, на жилищный учет она поставлена не была. В период с 01.09.1993 г. по 01.07.1998 г. истица обучалась на дневном отделении Марийского государственного технического университета, по окончании которого осталась проживать в г.Йошкар-Ола. При этом имеет постоянную регистрацию на территории г.Мураши Кировской области в жилом помещении, принадлежащем сестре ФИО19., зарегистрирована по месту пребывания в г.Йошкар-Ола, ул.Кирпичная, 8-89.
В феврале 2012 г. истица обратилась в администрацию Мурашинского района с заявлением о постановке на жилищный учет и внеочередном предоставлении жилого помещения, в чем ей было отказано в связи с достижением 23-летнего возраста.
Полагает решение администрации МО «Мурашинский район» незаконным, т.к. является лицом, приобретшим право на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилья, поскольку до достижения 18-летнего возраста осталась сиротой, жилое помещение за ней не закреплялось и не предоставлялось, зарегистрирована по месту жительства в <адрес> в квартире сестры, жилых помещений на праве собственности не имеет. Истица просит признать за ней как лицом из числа детей-сирот право на получение жилого помещения по договору социального найма, обязать ответчика поставить ее на жилищных учет, предоставить вне очереди жилое помещение, а при отсутствии жилого фонда- обеспечить получение ею целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья.
В судебном заседании истица и ее представители исковые требования уточнили, просят признать за Черновой как лицом из числа детей-сирот, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, обязать ответчика предоставить вне очереди жилое помещение, а при отсутствии жилого фонда- обеспечить получение ею целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья, на удовлетворении исковых требований в части постановки истицы на жилищный учет не настаивают.
Представитель ответчика администрации МО «Мурашинский район Кировской области» Требунских В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, указав, что истица на регистрационном учете в администрации Мурашинского района не состояла, с заявлением о постановке на учет обратилась после достижения 23-летнего возраста, в 1989 г. опекуну истицы ФИО10 было предоставлено жилое помещение с учетом жилой площади на подопечную Чернову, и таким образом реализовано право истицы на предоставление жилого помещения.
Представитель Управления образованием и социальной работой администрации Мурашинского района Мамонтова Г.Л. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснила, что жилое помещение за истицей после смерти матери не закреплялось, нуждаемость истицы в жилом помещении не устанавливалась, истица с заявлением о постановке на учет для получения меры социальной поддержки в Управление образованием и социальной работой администрации Мурашинского района до достижения 23-летнего возраста не обращалась.
Заслушав объяснения сторон, представителя 3 лица, показания свидетелей, исследовав письменные материалы, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
В силу ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу требований ст.8 ч.2 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ регистрационный учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по месту их жительства (месту закрепления за ними жилой площади).
В соответствии с положениями Закона Кировской области № 40-ЗО от 28.09.2006 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот наделены органы местного самоуправления, финансовое обеспечение выполнения которыми государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета, рассчитанных в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим Законом.
Как установлено в судебном заседании, Чернова Н.Н., 05.12.1975 г.рождения, является лицом из числа детей-сирот, т.к. ее мать Чернова З.П., имевшая статус одинокой матери, умерла 26.06.1989 г. (л.д.18-19). На момент смерти Черновой З.П. истица была прописана совместно с ней по адресу <адрес>, фактически проживала в <адрес> у бабушки.
На основании решения Исполнительного комитета Безбожниковского сельского Совета народных депутатов от 14.07.1989 г. после смерти Черновой З.П. в отношении истицы была установлена опека, опекуном назначена сестра Дитятьева Н.Я. (л.д.15), жилое помещение за несовершеннолетней Черновой закреплено не было. В период до 01.09.1993 г. истица проживала и была прописана по месту жительства опекуна по адресу <адрес> <адрес> <адрес>1 (л.д.45,57). Согласно протокола от 17.07.1989 г. указанное жилое помещение было предоставлено супругу опекуна ФИО13 администрацией Майского леспромхоза, истица была вселена в него в качестве члена семьи ФИО20 (л.д.58-61).
25.08.1993 г. Чернова Н.Н. была выписана из указанного жилого помещения в связи с выездом на учебу в г.Йошкар-Ола (л.д.45). В период с 01.09.1993 г. по 01.07.1998 г. истица обучалась в Марийском государственном техническом университете, была прописана в общежитии № 7 по адресу <адрес> (л.д.21-24). После окончания учебного заведения истица на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий поставлена не была, жилое помещение ей не предоставлялось (л.д.106, 144). В настоящее время истица зарегистрирована по месту жительства в <адрес> <адрес>, указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Черновой Е.Н. (л.д.36-37).
11.11.2010 г. и 29.02.2012 г. истица обращалась с заявлениями о постановке на жилищный учет, однако в постановке на учет ей было отказано в связи с достижением 23-летнего возраста (л.д.10-11, 39-40).
До настоящего времени Чернова Н.Н. жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, в собственности жилых помещений не имеет (л.д.13-14), в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Доводы представителя ответчика относительно достижения истицей 23-летнего возраста и утратой в связи с этим ею права на обеспечение жильем суд находит несостоятельными.
Действительно, положениями ст.1 вышеуказанного ФЗ лицами из числа детей-сирот определены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель.
Однако на момент вступления в действие ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…» Чернова не достигла 23-летнего возраста, не имела закрепленного за ней жилого помещения, обучалась в учебном заведении, и в силу положений абзаца 2 п.1 ч.1 ст.8 данного ФЗ после окончания образовательного учреждения получила право на меру социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилья, подлежала обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства жилым помещением вне очереди. Данным правом истица до настоящего времени не воспользовалась; обстоятельство достижения ею возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения истицы права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована истицей только после предоставления жилого помещения, в связи с чем заявленные ею исковые требования о признании права на внеочередное предоставление жилья являются обоснованными.
Также несостоятельными суд находит доводы представителя ответчика о том, что истица реализовала свое право на обеспечение жильем путем предоставления семье опекуна, членом которой она являлась, квартиры по адресу <адрес>
Как видно из протокола совместного заседания администрации и профкома Майского леспромхоза от 17.07.1989 г., утвержденного решением исполнительного комитета Безбожниковского сельского Совета народных депутатов (л.д.58-61), жилое помещение по адресу <адрес> ФИО2 <адрес> было предоставлено работнику Майского леспромхоза ФИО13 согласно списку очередности и заявлению об улучшении жилищных условий. Поскольку на момент принятия решения о предоставлении жилого помещения в отношении истицы была установлена опека, Чернова Н.Н. была вселена в данное помещение в качестве члена семьи опекуна ФИО10, что соответствует требованиям семейного законодательства о проживании несовершеннолетнего совместно с опекуном. Кроме письменных материалов указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей Дитятьева, Штефырца, Черновой Н.Н.ФИО21 Впоследствии с 25.08.1993 г. истица была выписана из данного жилого помещения в связи с поступлением в учебное заведение г. Йошкар-Ола.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что вышеуказанное жилое помещение было предоставлено работодателем супругу опекуна истицы в порядке очередности, по его заявлению об улучшении жилищных условий.
Доказательств, подтверждающих факт предоставления истице данного жилого помещения в качестве меры социальной поддержки со стороны государства в лице органа местного самоуправления, ответчиком не представлено.
Вместе с тем суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования истицы о выделении ей в случае отсутствия жилого фонда целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья, т.к. данные исковые требования не основаны на положениях действующего законодательства, предусматривающего реализацию лицами из числа детей-сирот права на меру социальной поддержки только в форме предоставления жилого помещения в натуре. Финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета, имеющих целевой характер.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198,199 ГПК РФ суд
р е ш и л:
Исковые требования Черновой Н.Н. к администрации Муниципального образования «Мурашинский район Кировской области» о признании права на внеочередное предоставление жилья и возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения удовлетворить частично.
Признать за Черновой Н.Н. как лицом из числа детей- сирот, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Обязать администрацию Муниципального образования «Мурашинский район Кировской области» предоставить Черновой Н.Н. вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Кировской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В удовлетворении исковых требований Черновой Н.Н. к администрации МО «Мурашинский район Кировской области» в части выделения целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Мурашинский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 20 июня 2012 года.
Судья Е.В.Шишкина