РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2010 г. п.Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Захарова Е.И.,
с участием помощника прокурора Муйского района Аверьянова А.Д.
при секретаре Суворовой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 о выселении из жилого помещения, о понуждении не чинить препятствия в пользовании квартирой, встречного иска ФИО3 к ФИО2 о признании сделки по продаже квартиры действительной и признании право собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ФИО3 о выселении из жилого помещения, о понуждении не чинить препятствия в пользовании квартирой. Требования мотивировала следующим. Она является собственником квартиры по адресу <адрес>. Указанная квартира ею была приобретена 14 августа 1996 г. на основании договора купли-продажи у ФИО6 15 октября 2007 г. ею была выдана доверенность на имя ФИО3 по продаже квартиры по адресу <адрес>. На основании указанной доверенности она уполномочила ФИО9 продать квартиру, так как проживает в другом регионе. Приехав в <адрес> летом 2010 г. она узнала, что квартира до настоящего времени не продана, деньги за квартиру ей не переданы. В квартире проживает ответчик и находится его имущество. 15 июля 2010 г. она обратилась к нотариусу об отмене доверенности и сообщила об этом заинтересованным лицам. Кроме того, ею было направлено ответчику уведомление об освобождении квартиры. Согласно ст.301 ГК РФ – собственник вправе свое имущество из чужого незаконного владения. Просит выселить ФИО3 из квартиры по адресу <адрес>, обязать ответчика не чинить препятствия в пользовании вышеуказанной квартирой.
В дальнейшем от ФИО3 поступило встречное исковое заявление к ФИО2 о признании сделки по продаже <адрес> действительной и признании право собственности на данную квартиру. Требования встречного искового заявления мотивированы тем, что в апреле 2003 г. мать ФИО2, действующая на основании доверенности своей дочери, продала ему <адрес> и получила задаток за квартиру в размере 15000 рублей. В указанной квартире он проживает с 2003 г., оплачивает содержание квартиры, налоги на имущество и землю. При заключении сделки ФИО12 передала ему копию своего паспорта, выписку из технического паспорта, копию свидетельства о заключении брака, Постановление и.о.главы местного самоуправления от 27 ноября 2002 г., разрешающего продажу квартиры, т.к. на тот момент в квартире был зарегистрирован несовершеннолетний сын ФИО12. В августе 2003 г. ответчица выехала за пределы района и не появлялась в Таксимо до июня 2010 года. В 2007 г. ФИО12 прислала ему доверенность для того, чтобы он смог оформить договор купли-продажи квартиры. Но доверенность была на его имя, и он не мог самому себе продать квартиру. Для того чтобы продать квартиру, необходимо было сделать новый технический паспорт. В 2009 г. он заказал в БТИ новый техпаспорт. Для того чтобы оформить квартиру на его имя, он привлек ФИО7 15 июля 2010 г. они сдали документы для регистрации договора в Федеральную регистрационную службу, но в тот же день ФИО12 отозвала свою доверенность и ФРС отказа ему в регистрации договора купли-продажи квартиры. Он считает, что выполнил свои обязательства по договору купли-продажи, т.е. выплатил ФИО12 оговоренную сумму денег за квартиру и передал документы в УФРС. Просит признать сделку между ним и ФИО2 по продаже квартиры по адресу <адрес> действительной и признать его право собственности на данную квартиру.
В судебное заседание ФИО2 не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, с участием ее представителя Телкова Л.С.
В судебном заседании представитель ФИО2, Телков Л.С., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что исковые требования ФИО2 поддерживает в полном объеме, действительно ранее ФИО2 ФИО9 была выдана доверенность на продажу квартиры, но так как ФИО9 в течение длительного времени не продал квартиру, ФИО12 отозвала свою доверенность. Так как ФИО9 проживает в данной квартире, и там находятся его вещи, просит выселить ФИО9 с квартиры и обязать его не чинить препятствия в пользовании квартирой. Встречный иск ФИО9 не признает. Каких-либо договорных отношений о продаже квартиры между ФИО12 и ФИО9 не было. Как он указал выше, ФИО12 выдала ему только доверенность на продажу квартиры. Никакого договора купли-продажи квартиры ФИО12 с ФИО9 не подписывала, в Управлении Федеральной регистрационной службы договор не регистрировался. Ссылка представителя ответчика на расписку ФИО1 о получении денег за квартиру необоснованна. Непонятно, кто такая ФИО1, за какую квартиру она получила деньги. В удовлетворении встречного иска просит отказать.
В судебное заседание ФИО9 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ФИО9, Андрейчук А.Ф., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что исковые требования ФИО2 он не признает, а встречный иск ФИО9 поддерживает в полном объеме. Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. ФИО9, проживая в спорной квартире с 2004 г. считая себя собственником, оплачивал коммунальные услуги по данной квартире. Кроме того, ФИО9 как собственник квартиры заказал и оплатил оформление технического паспорта квартиры. В 2003 г. он передал представителю ФИО12 ФИО1 Г.Н. деньги за квартиру. ФИО2, получив деньги за квартиру, уклонялась от регистрации сделки купли-продажи квартиры, выехала за пределы района и до 2001 г. не появлялась в <адрес>. Просит отказать в удовлетворении иска ФИО2 и удовлетворить иск ФИО9 в полном объеме.
В судебном заседании свидетель ФИО11 суду пояснил, что знает ФИО9 несколько лет. В прошлом году ФИО9 обратился к нему с просьбой оформить договор купли-продажи квартиры, принадлежащей ФИО2, так как он заплатил ей деньги, но оформить куплю-продажу не мог, хотя и жил в этой квартире уже 7-8 лет. Они с ФИО9 оформили формальный договор купли-продажи, но позже узнали, что ФИО12 отозвала доверенность.
Суд, выслушав мнение сторон, пояснения свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно нотариально удостоверенного договора купли-продажи от 14 августа 1996 г. ФИО6 (продавец) продал ФИО1 (покупатель) квартиру по адресу <адрес>.
Из Постановления Администрации Муйского района от 29 декабря 2000 г. следует, что были переименованы почтовые адреса жилых домов: жилой <адрес>.
Из справки АУ РБ «Гостехинвентаризация» - БТИ следует, что ФИО2 является собственником квартиры по адресу <адрес>.
Из копии свидетельства о заключении брака следует, что 9 ноября 2001 г. был заключен брак между ФИО12 и ФИО1. Жене присвоена фамилия ФИО12.
Исковые требования ФИО9 к ФИО2 о признании сделки по продаже квартиры действительной и признании право собственности на квартиру не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.164 Гражданского кодекса РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч.1 ст.165 Гражданского кодекса РФ несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
Согласно ч.1 ст.551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч.2 ст.558 Гражданского кодекса РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно ч.1,5 ст.1 ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В судебном заседании достоверно установлено, что между ФИО2 и ФИО9 договора купли-продажи квартиры по адресу <адрес> не заключался и в учреждениях Федеральной регистрационной службы не регистрировался.
Частью 3 ст.165 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В соответствии с данной норма права, ФИО9, считая, что договор купли-продажи квартиры с ФИО2 был заключен, но она уклоняется от его регистрации, имел право обратиться в суд с заявлением о регистрации данной сделки. Однако ФИО9 в судебном заседании не приведены причины, по которым он с 2003 г. не обратился в суд о регистрации сделки.
Кроме того, в судебном заседании ФИО9 не представлены доказательства заключения с ФИО2 сделки купли-продажи спорой квартиры.
В представленных ФИО9 расписках ФИО13 о получении денег за квартиру отсутствуют данные квартиры, за которую ФИО13 получила деньги, а в расписке от 03.10.2007 г. указано, что ФИО13 получила деньги от ФИО14 В связи с чем, данные расписки не могут быть признаны судом в качестве доказательства заключения сделки купли-продажи квартиры.
Из доверенности от 05.10.2007 г. следует, что ФИО2 уполномочила ФИО3 продать за цену и на условиях по своему смотрению принадлежащую ей квартиру по адресу <адрес>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что договор купли-продажи квартиры по <адрес> между ФИО2 и ФИО9 не заключался, в органах регистрационной службы не регистрировался.
Согласно ч.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ст.304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, являясь собственником квартиры по адресу <адрес> 2007 г. уполномочила ФИО9 продать указанную квартиру, каких-либо полномочий на проживание в данной квартире, владения квартирой ФИО2 ФИО9 не давала.
Факт проживания ФИО9 в квартире был подтвержден представителем ФИО9, который в судебном заседании пояснил, что ФИО9 проживает в квартире с 2003 г., оплачивает коммунальные услуги, свидетелем ФИО11.
Суд, учитывая, что ФИО9 незаконно проживает в квартире по адресу <адрес> владеет ею, считает, что исковые требования ФИО2 о выселении ФИО9 из спорной квартиры и понуждении не чинить препятствия в пользовании квартиры подлежит удовлетворению.
При удовлетворении исковых требований ФИО2 суд учитывает, что в удовлетворении встречного иска ФИО9 о признании сделки по продаже квартиры действительной и признании право собственности на квартиру отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований иска ФИО3 к ФИО2 о признании сделки по продаже квартиры действительной и признании право собственности на квартиру отказать.
Исковые требования ФИО2 к ФИО3 о выселении из жилого помещения, о понуждении не чинить препятствия в пользовании квартирой удовлетворить.
Выселить ФИО3 из квартиры по адресу <адрес>.
Обязать ФИО3 не чинить ФИО2 препятствия в пользовании квартирой по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней.
Судья Е.И. Захаров