РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 г. п.Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Захарова Е.И.,
при секретаре Вторушиной О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муйского района к муниципальному образованию «Муйский район» о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Муйского района обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Муйский район» о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора. Требования мотивированы следующим. Прокуратурой Муйского района с привлечением главного специалиста-эксперта Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды и леса ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами потребления в <адрес>. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Муйский район» за границами <адрес> в местности «Сухой ручей» имеются несанкционированные свалки мусора, расположенные в местах, где не предусмотрено расположение полигона, т.е. специально сооружения, предназначенного для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов. Так в ходе проверки выявлено 4 несанкционированные свалки мусора: свалка в 30-ти метрах от ручья при переезде через ручей со стороны <адрес> в сторону местности Улан на площади 63 м2 объемом 36 м3; свалка в 78 метрах от ручья со стороны <адрес> в сторону местности Улан вдоль линии ЛЭП от дороги в северо-западном направлении на площади 64 м2 объемом 41 м3; свалка расположенная на расстоянии 145 м. от ручья до 2111 м. в западном направлении на площади 60 м2 объемом 30 м3; свалка на расстоянии 340 м. до 1 км. от ручья в северо-западном направлении на площади более 4 га объемом ТБО не менее 500 м3. Согласно ст.ст.41-42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии со ст.24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образования подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных ДД.ММ.ГГГГ главным государственным врачом СССР (далее Санитарные правила) твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов не допускается. В нарушении указанного пункта Санитарных правил на территории <адрес> РБ на границе с <адрес> организованы 4 несанкционированных свалки твердых бытовых отходов. В соответствии с п.9, п.14, ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.9, п.12, ч.1 ст.5 Устава муниципального образования «Муйский район», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п.1,2 Санитарных правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. МО «Муйский район» в нарушении указанного пункта Санитарных правил не организована система рациональной очистки и уборки территории Муйского района вблизи <адрес>. Тем самым МО «Муйский район» не выполнены мероприятия, направленные на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории Муйского района вблизи <адрес>. Бездействие МО «Муйский район» грубо нарушает права жителей на благоприятную окружающую среду, благоприятные условий жизнедеятельности человека, гарантированные им Конституцией РФ, ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды». Просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Муйский район» по организации мероприятий, направленных на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Муйского района на границе с <адрес>, обязать муниципальное образование «Муйский район» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора со следующих свалок, расположенных на территории района: свалка в 30-ти метрах от ручья при переезде через ручей со стороны <адрес> в сторону местности Улан на площади 63 м2, свалка в 78 метрах от ручья со стороны <адрес> в сторону местности Улан вдоль линии ЛЭП от дороги в северо-западном направлении на площади 64 м2, свалка расположенная на расстоянии 145 м. от ручья до 2111 м. в западном направлении на площади 60 м2, свалка на расстоянии 340 м. до 1 км. от ручья в северо-западном направлении на площади более 4 га.
В судебном заседании помощник прокурора Муйского района Дашинимаева Л.Е. исковые требования поддержала в полном объеме, считает, что в соответствии с законодательством полномочия по сбору, вывозу, переработке и утилизации отходов производства и потребления, в том числе и на землях лесного фонда, возложены на муниципальное образование «Муйский район». Просит удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «Муйский район» Грынык О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснив, что в настоящее время в бюджете муниципального образования «Муйский район» отсутствуют денежные средства для принят мер по сбору и вывозу бытовых отходов.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно акта проверки от 13 апреля 2011 г. установлено, что на территории муниципального образования «Муйский район» за границами <адрес> в местности «Сухой ручей» имеются несанкционированные свалки мусора, расположенные в местах, где не предусмотрено расположение полигона, т.е. специально сооружения, предназначенного для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов. Так в ходе проверки выявлено 4 несанкционированные свалки мусора: свалка в 30-ти метрах от ручья при переезде через ручей со стороны <адрес> в сторону местности Улан на площади 63 м2 объемом 36 м3; свалка в 78 метрах от ручья со стороны <адрес> в сторону местности Улан вдоль линии ЛЭП от дороги в северо-западном направлении на площади 64 м2 объемом 41 м3; свалка расположенная на расстоянии 145 м. от ручья до 2111 м. в западном направлении на площади 60 м2 объемом 30 м3; свалка на расстоянии 340 м. до 1 км. от ручья в северо-западном направлении на площади более 4 га объемом ТБО не менее 500 м3.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образования подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.9,14 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Данные положения также предусмотрены пунктами 9,12 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования «Муйский район»
Таким образом, с учетом результатов проверки от 13 апреля 2011 г. суд приходит к выводу, что из-за ненадлежащих действий ответчиков на территории муниципального образования «Муйский район» образовались несанкционированные свалки, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Муйского района к муниципальному образованию «Муйский район» о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора удовлетворить.
Признать бездействие муниципального образования «Муйский район» по организации мероприятий, направленных на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории Муйского района на границе с <адрес> незаконным.
Обязать муниципальное образование «Муйский район» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора со следующих свалок, расположенных на территории района:
- свалка в 30-ти метрах от ручья при переезде через ручей со стороны <адрес> в сторону местности Улан на площади 63 м2;
- свалка в 78 метрах от ручья со стороны <адрес> в сторону местности Улан вдоль линии ЛЭП от дороги в северо-западном направлении на площади 64 м2;
- свалка расположенная на расстоянии 145 м. от ручья до 2111 м. в западном направлении на площади 60 м2;
- свалка на расстоянии 340 м. до 1 км. от ручья в северо-западном направлении на площади более 4 га.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней.
Судья Е.И. Захаров