ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 июня 2011 года пос. Таксимо Муйский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Ринчиновой В.В., при секретаре Найдановой Ц-Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муйского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о понуждении передать картотеку регистрационного учета граждан - собственников помещений в многоквартирных домах «постоянного» п. Таксимо ООО Управляющей компании «Доверие», УСТАНОВИЛ: Прокурор Муйского района РБ обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц. Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства ООО «Управляющая компания». В ходе проверки установлено, что 30 октября 2010г. ООО «Управляющая компания» прекратила осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами на территории «постоянного» п. Таксимо Муйского района РБ. Договоры на управление многоквартирными домами, заключенные ООО «Управляющая компания» с жильцами многоквартирных домов «постоянного» п. Таксимо, прекращены 30 октября 2010г. В соответствии с ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации и т.д. Деятельность на территории «постоянного» п. Таксимо по управлению многоквартирными домами с 1 ноября 2010 г. осуществляет ООО Управляющая компания «Доверие». Письмами от 03.12.2010г. и от 07.12.2010г. ООО Управляющая компания «Доверие» обратилось к ООО «Управляющей компании» с просьбой передать документы по регистрационному учету жителей многоквартирных домов «постоянного» п. Таксимо. ООО «Управляющая компания» отказала в передаче документов, ссылаясь на отсутствие оснований для их передачи. Прокуратурой района директору ООО «Управляющая компания» внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, передаче картотеки регистрационного учета граждан – собственников жилых помещений в многоквартирных домах «постоянного» п.Таксимо ООО Управляющей компании «Доверие». ООО «Управляющая компания» отказала в передаче документов, ссылаясь на отсутствие оснований для их передачи. Таким образом, установлено, что регистрационные документы, связанные с управлением многоквартирными домами, расположенными на территории «постоянного» п. Таксимо, а именно картотека регистрационного учета граждан - собственников помещений в многоквартирных домах, проживающих в указанных домах в ООО Управляющая компания «Доверие» не переданы. В настоящее время указанные регистрационные документы находятся в ООО «Управляющая компания». В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации) регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 к таким лицам отнесены, в т.ч. уполномоченные лица управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда. Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к указанным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации). Введенными изменениями в Правила регистрации Постановлением Правительства РФ от 11.11.2010 N 885 предусмотрена возможность уведомления гражданами органа регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Однако эти изменения не отменяют последующей обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию, по передаче предусмотренных для регистрации документов в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (пункт 18 Правил). Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы РФ от 20.09.2007 N 208, который осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу. Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в том числе, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, карточки регистрации по форме N 9 (карточка регистрации) и по форме N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по их хранению. Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации. Иск подан прокурором в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, т.к. регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения указанных функций ООО Управляющей компанией «Доверие» как должностным лицом, ответственным за регистрацию, в отсутствие истребуемых регистрационных документов, нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирных домов, которым ООО Управляющая компания «Доверие» не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, и также создает условия для нарушения публичного порядка совершения указанных процедур, а, следовательно, требований закона. ООО «Управляющая компания», утратив полномочия по управлению многоквартирными домами, и в связи с этим функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по указанным домам, обязана с переходом этих обязанностей к ООО Управляющей компании «Доверие» передать ему все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения им возложенных законом функций. Нахождение у лица, т.е. у ООО «Управляющая компания», не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. Также необходимо учитывать отсутствие необходимости наличия истребуемой документации у бывшей управляющей организации ООО «Управляющая компания», то есть существования у нее материально-правового интереса, подлежащего защите в этом случае. Кроме того, в соответствии с п.п.3 п.1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение производится исходя из количества граждан проживающих (зарегистрированных) в данном жилом помещении. ООО Управляющей компании «Доверие» для правильного и своевременного начисления оплаты за указанные коммунальные услуги необходима картотека по учету граждан. Отсутствие информации о количестве проживающих и зарегистрированных граждан в жилых помещениях может привести к неправильному начислению оплаты за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение. Руководствуясь ст.ст.27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.ст.45, 131 ГПК РФ, просит признать незаконным отказ ООО «Управляющая компания» в передаче регистрационных документов - картотеки регистрационного учета граждан - собственников помещений в многоквартирных домах «постоянного» п. Таксимо Муйского района РБ ООО Управляющей компании «Доверие»; понудить ответчика ООО «Управляющая компания» передать ООО Управляющей компании «Доверие» регистрационные документы – картотеку регистрационного учета граждан - собственников помещений в многоквартирных домах «постоянного» п. Таксимо Муйского района РБ, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> <адрес>. Определением суда от 26 мая 2011 года в качестве третьего лица привлечено ООО «Управляющая компания Доверие». В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен надлежаще, суду не сообщил о причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения явившихся участников процесса, не настаивавших на участии ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. В судебном заседании помощник прокурора Аверьянов А.Д. поддержал исковое заявление и доводы, изложенные в нем, в полном объеме. Считает, что ответчик обязан передать картотеку вновь избранной управляющей компании. Картотека создавалась годами еще муниципальными и государственными учреждениями. И ответчик не имеет права удерживать данные документы у себя. Нарушаются права и законные интересы граждан Муйского района, которые при реализации своих прав по соблюдению правил регистрационного учета, вынуждены обращаться к должностным лицам организации ответчика, не уполномоченной на выполнение таких действий. Просит удовлетворить иск. В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ООО «УК Доверие» Колодина Н.В., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что полностью согласны с доводами прокурора. Оспаривание действий Администрации МО «Муйский район» по проведению открытого конкурса по выбору управляющей компании идет со стороны ООО «Управление домом». Просит удовлетворить иск. Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме. Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. В соответствии с протоколом открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в п. Таксимо МО «Муйский район» от 18-19.10.2010 г. победителем признано ООО «Управляющая компания Доверие», единственный участник, допущенный к участию в конкурсе. Согласно п. 71 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом (утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75) « в случае если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом». Согласно перечню домов к протоколу конкурсной комиссии в обслуживание ООО «Управляющая компания Доверие» включены многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, с 1 ноября 2010 г. осуществляет ООО Управляющая компания «Доверие». ООО «Управляющая компания» в данном конкурсе не принимало участия согласно протоколам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в п. Таксимо МО «Муйский район» от 18-19.10.2010 г., а подавало заявку на участие в конкурсе ООО «Управление домом». Таким образом, ООО «Управляющая компания» прекратило осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами на территории «постоянного» п. Таксимо Муйского района РБ, и договоры на управление многоквартирными домами, заключенные ООО «Управляющая компания» с жильцами многоквартирных домов «постоянного» п. Таксимо, прекращены 30 октября 2010г. Согласно письмам от 03.12.2010 г. и от 07.12.2010 г. ООО Управляющая компания «Доверие» обратилось к ООО «Управляющей компании» с просьбой передать документы по регистрационному учету жителей многоквартирных домов «постоянного» п. Таксимо. Согласно представлению прокуратуры Муйского района от 17.01.2011 г. директору ООО «Управляющая компания» предложено устранить выявленные нарушения закона по передаче картотеки регистрационного учета граждан – собственников жилых помещений в многоквартирных домах «постоянного» п.Таксимо ООО Управляющей компании «Доверие». Из ответа ООО «Управляющая компания» от 18.03.2011 г. на имя прокурора Муйского района следует, что оснований для передачи документов не имеется. Таким образом, установлено, что регистрационные документы, связанные с управлением многоквартирными домами, расположенными на территории «постоянного» п. Таксимо, а именно картотека регистрационного учета граждан - собственников помещений в многоквартирных домах, проживающих в указанных домах, находится в ООО «Управляющая компания». В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно пункту 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации) регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, к таким лицам отнесены, в т.ч., уполномоченные лица управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда. Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к указанным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации). Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (пункт 18 Правил). Согласно п. 6. Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы РФ от 20.09.2007 N 208 «должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства, являются должностные лица: жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищно-строительных и жилищных кооперативов; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления». Согласно пункту 56 Административного регламента «должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 11 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 2 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению. Максимальный срок выполнения действия - 15 минут». Согласно пункту 58 Административного регламента « карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию». Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации. Действия ответчика ООО «Управляющая компания» нарушают интересы неопределенного круга лиц, т.к. регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения указанных функций ООО Управляющей компанией «Доверие» как должностным лицом, ответственным за регистрацию, в отсутствие истребуемых регистрационных документов, нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирных домов, которым ООО Управляющая компания «Доверие» не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, и также создает условия для нарушения публичного порядка совершения указанных процедур. Нахождение у ответчика, т.е. у ООО «Управляющая компания», не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. Также суд учитывает отсутствие необходимости наличия истребуемой документации у бывшей управляющей организации ООО «Управляющая компания», то есть существования у нее материально-правового интереса, подлежащего защите в этом случае. Кроме того, в соответствии с п.п.3 п.1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение производится исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в данном жилом помещении. ООО Управляющей компании «Доверие» для правильного и своевременного начисления оплаты за указанные коммунальные услуги необходима картотека по учету граждан. Отсутствие информации о количестве проживающих и зарегистрированных граждан в жилых помещениях может привести к неправильному начислению гражданам оплаты за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение. Так как между собственниками помещений многоквартирных домов и ООО «УК Доверие» заключены договоры управления от 01.11.2010, у ответчика в силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеется обязанность передать истцу картотеку регистрационного учета граждан, как иные, связанные с управлением таким домом, документы. Ответчиком вновь избранной управляющей компании – ООО "Управляющая компания "Доверие" не были переданы документы, необходимые для управления многоквартирными жилыми домами, а именно карточки регистрации и поквартирные карточки, необходимые для учета сведений о гражданах, прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском. Установив факт нахождения картотеки регистрационного учета граждан, карточек регистрации и поквартирных карточек, во владении ответчика, суд, руководствуясь пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, считает необходимым обязать его передать ООО «Управляющей компании «Доверие» эти документы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Муйского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о понуждении передать картотеку регистрационного учета граждан - собственников помещений в многоквартирных домах «постоянного» п. Таксимо ООО Управляющей компании «Доверие» удовлетворить. Обязать ответчика ООО «Управляющая компания» передать ООО Управляющей компании «Доверие» регистрационные документы – картотеку регистрационного учета граждан - собственников помещений в многоквартирных домах «постоянного» п. Таксимо Муйского района РБ, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление о пересмотре этого решения суда в течение 7 дней со дня получения копии этого решения, предоставив суду доказательства уважительности причин неявки и невозможности сообщения суду. Заочное решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Бурятия по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: