Решение т 01.08.11 г. от отказе в удовлетворении иска по делу о признании решения ЖБК незаконным и понуждении устранить нарушения прав, взыскании морального вреда и судебных расходов.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Таксимо 1 августа 2011 г.

Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Захарова Е.И.,

при секретаре Бадмаевой С.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 к Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным и понуждении устранить нарушения ее прав, взыскании морального вреда и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в Муйский районный суд с заявлением о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным и понуждении устранить нарушения ее прав, взыскании морального вреда и судебных расходов. Требования мотивированы следующим. 11 марта 2010 г. вдовой умершего ветерана Великой Отечественной войны ФИО4 в Администрацию муниципального образования «Муйский район» было подано заявление с просьбой принятия ее на учет в качестве вдовы умершего ветерана ВОВ. 7 мая 2010 г. вдове ФИО4 из районного муниципалитета направлено сообщение о том, что она принята на учет в качестве вдовы умершего участника ВОВ, по ней сформировано соответствующее учетное дело, которое готовится к направлению в территориальное подразделение Министерства социальной защиты населения РБ – Северный филиал РГУ «Центр социальной защиты населения» для принятия решения об оказании мер социальной поддержки от РФ по предоставлению ветеранам ВОВ жилья. 3 июня 2010 г. межведомственной комиссией, созданной в муниципальном образовании «Муйский район» было проведено обследование и проверка жилищных условий вдовы ФИО4 Актом проверки жилищных условий заявителя от 03.06.2010 г. вдова ФИО4 признана, указанной комиссией, нуждающийся в улучшении жилищных условий. В соответствии с положениями ст.21 и 23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. меры социальной поддержки от РФ членам семей умерших ветеранов Великой Отечественной войны (вдовам) по обеспечению их жильем предоставляются вдовам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (т.е. в собственность), размером 36 квадратных метров. Указанная мера предоставляется вдовам ветеранов ВОВ только один раз и независимо от их имущественного положения. На основании вышеуказанных требований ФЗ «О ветеранах» после признания вдовы ФИО4, межведомственной комиссией муниципального образования «Муйский район» в Акте от 3 июня 2010 г., нуждающейся в улучшении жилищных условий, вдова ФИО4 приобрела полные права на получение от РФ мер социальной поддержки по предоставлению жилья ветеранам ВОВ. 29 июня 2011 г. ФИО4 из муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» поступило уведомление от 22.06.2011 г. № 374 о том, что решением жилищно-бытовой комиссии этого городского поселения ФИО4 снимается с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах» (ст.10) обязательства по предоставлению ветеранам Великой Отечественной войны (и членам их семей) являются расходными обязательствами РФ. Следуя нормам ст.72 Конституции РФ о совместном ведении РФ и субъектами РФ вопросов социального обеспечения, а также для непосредственного осуществления мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам ВОВ в части обеспечения их жильем, ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» РФ передает свои полномочия субъектам РФ, оставляя при этом за собой бюджетные обязательства (т.е. финансирование указанных мер социальной поддержки ветеранов ВОВ остается за РФ). В связи с этим, с целью надлежащего исполнения передаваемых полномочий, ФЗ «О ветеранах» установлены требования к субъектам РФ по принятию соответствующих законов и иных нормативно-правовых актов для определения формы и порядка предоставления ветеранам ВОВ мер социальной поддержки по обеспечению их жильем. Во исполнение указанных требований закона в Республике Бурятия принято три нормативно-правовых акта: Закон РБ «Об определении порядка и формы предоставления жилых помещений … в соответствии с ФЗ «О ветеранах» …» от 04.05.2006 г., Постановление Правительства РБ «Об утверждении порядка предоставления единовременных выплат … ветеранам …» от 22.05.2006 г. Административный регламент Министерства РБ «… по предоставлению … мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах» …» от 06.10.2008 г. В Административном регламенте уполномоченными органами в муниципальных образованиях по постановке на учет ветеранов, формировании списков ветеранов, формировании учетных дел ветеранов, подготовки актов проверок и иных документов, а также и иных действий, связанных с исполнением требований ФЗ «О ветеранах» определены только администрации муниципальных районов и администрации городских округов. Муниципальные образования в форме городских поселений такими полномочиями не наделены. Указанное регулирование в Административном регламенте в точности соответствует положениям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ в ст.19 которого определено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов. Помимо этого, в соответствии со ст.14 ФЗ-131 в п.6 к вопросам местного значения поселений отнесено обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, что предопределяет решение данного вопроса поселением только в соответствии с жилищным законодательством РФ, потому как в ФЗ «О ветеранах» правого статуса правовой категории типа «малоимущий ветеран ВОВ» отсутствует абсолютно, более того, для ветеранов ВОВ установлена норма о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению их жильем – вне зависимости от имущественного положения ветерана ВОВ. Из чего видно, что обеспечение ветеранов ВОВ не входит в перечень вопросов местного значения поселений, при этом, согласно ч.1 ст.18 ФЗ-131 перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе, как путем внесения изменений в закон № -131. В соответствии с ч.2 ст.14.1, а также ч.5 ст.19 ФЗ-131 органами местного самоуправления поселения могли бы участвовать в предоставлении мер социальной поддержки ветеранов ВОВ по обеспечению их жильем, но только в качестве дополнительных мер и только за счет дохода местного бюджета. Однако в Положении о жилищно-бытовой комиссии городского поселения «Поселок Таксимо» не предусмотрено полномочий о предоставлении мер социальной поддержки ветеранам ВОВ, а в бюджете городского поселения «Поселок Таксимо» не предусмотрено финансирование таких мероприятий. Из приведенных выше положений действующего законодательства РФ очевидно, что жилищно-бытовая комиссия городского поселения «Поселок Таксимо» своим решением о снятии с учета ФИО4 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий явно вышла за рамки имеющихся у нее полномочий и, следовательно, такое решение незаконно. Данное решение создало препятствие к осуществлению ФИО4 ее права на получение мер социальной поддержки РФ по обеспечению ветеранов ВОВ жильем. Решение жилищно-бытовой комиссии городского поселения «Поселок Таксимо» причинили ФИО4 существенные физические и нравственные страдания, и даже не столько от того, что это создало препятствия к осуществлению прав вдовы ветерана ВОВ, а именно по причине: во-первых, абсолютного отсутствия в этом решении его правового обоснования положениями ФЗ «О ветеранах»; во-вторых, очевидного превышения указанной комиссией своих полномочий. Физические и нравственные страдания оказались особо болезненными и чувствительными при выявлении всех обстоятельств, при которых принималось такое решение с явными осознанно дискриминационными намерениями руководителя администрации ГП «Поселок Таксимо». На день заседания жилищно-бытовой комиссии руководитель Администрации ГП «Поселок Таксимо» в срочном порядке «отзывается» из отпуска, несмотря на то, что Положением о жилищно-бытовой комиссии предусмотрено, что в период отсутствия председателя этой комиссии (руководителя администрации ГП «Поселок Таксимо») созыв и проведение заседаний комиссии проводится его заместителем. При этом заместитель председателя жилищно-бытовой комиссии городского поселения 22.06.2011 г. находился на месте. Несмотря на требование Положения о жилищно-бытовой комиссии городского поселения об открытости ее работы и принятия решений, на заседание комиссии 22.06.2011 г. не были приглашены ни сама ФИО4, ни один из двух ее представителей по доверенности. Как минимум два члена комиссии, проголосовавшие «за» снятие с учета ФИО4 прекрасно владели ситуацией в той части, что такое решение противоречит требованиям ФЗ «О ветеранах». При этом в работе комиссии принимал участие в качестве присутствующего юрист городского поселения «Поселок Таксимо». Три члена комиссии ГП «Поселок Таксимо», проголосовавшие «за» снятие с учета ФИО4, будучи в свое время членами точно такой же жилищно-бытовой комиссии, но в районном муниципалитете «Муйский район», в апреле 2010 г. голосовали «за» принятие на учет ФИО4 в качестве вдовы умершего участника Великой Отечественной войны. Все приведенные выше факты свидетельствуют о том, что вынесение вопроса о снятии ФИО4 с учета в органе, не обладающий полномочиями по его разрешению, было преднамеренным, с предопределенным заранее результатом голосования по нему, в результате сговора всех участвующих в заседании членов комиссии, организованном руководителем администрации городского поселения «Поселок Таксимо», что усугубило физические и нравственные страдания ФИО4 Просит признать решение жилищно-бытовой комиссии городского поселения «Поселок Таксимо» от 22.06.2011 г. о снятии вдовы умершего ветерана Великой Отечественной войны ФИО4 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать администрацию городского поселения «Поселок Таксимо» устранить в полном объеме созданные органом этой администрации препятствия к осуществлению вдовой умершего ветерана Великой Отечественной войны ФИО4 ее прав на получение от Российской Федерации мер социальной поддержки по обеспечению ветеранов ВОВ жильем, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 70000 рублей, государственную пошлину в размере 200 рублей.

В судебное заседание заявитель ФИО4 не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности, требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме и суду пояснил, что, по его мнению, при решение вопроса о предоставлении ветеранам и вдовам ветеранов Великой Отечественной войны мер социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» не должны применяться нормы жилищного законодательства, содержащиеся в Жилищном кодексе РФ и ссылка ответчика на Жилищный кодекс является незаконной. Так, в ФЗ «О ветеранах» речь идет о нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в ЖК РФ о нуждающихся в жилых помещениях. В законе «О ветеранах» мерой поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий является выделение денежных средств, а ЖК РФ выделение жилых помещений. В жилищном кодексе РФ речь идет о малоимущих гражданах, а в законе «О ветеранах» меры поддержки принимаются независимо от имущественного положения. В законе «О ветеранах» говорится о том, что мера социальной поддержки принимается один раз, в ЖК РФ она может приниматься неоднократно. Просит удовлетворить заявление ФИО4 в полном объеме.

В судебное заседание представитель Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Из представленного отзыва следует, что 22 июня 2011 г. решением жилищно-бытовой комиссии Администрации МО ГП «Поселок Таксимо» ФИО4 была снята с учета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным кодексом РФ. ФИО4 является членом семьи ФИО2, который является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Общая площадь квартиры составляет 72 кв.м. Состав семьи состоит из 3 человек, включая ФИО4 таким образом, на каждого члена семьи приходится по 24 кв.м. В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение осуществляется независимо от их имущественного положения. Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют участники войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В городском поселении «Поселок Таксимо» решением Совета депутатов от 25.02.2011 г. установлена учетная норма 11 кв.м. В соответствии с ч.4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исходя из вышеизложенного ФИО4 не имеет оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Администрация МО ГП «Поселок Таксимо» осуществляя полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с ФЗ имеет право признавать граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий и снимать с учета при наличии оснований.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав отзыв ответчика и материалы дела, считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 22.06.2011 г. было принято решение о снятии с учета ФИО4 как вдову участника ВОВ.

Из уведомления Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» на имя ФИО4 следует, что решением жилищно-бытовой комиссии от 22 июня 2011 г. ФИО4 снимается с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно акта проверки жилищных условий от 3 июня 2010 г. проведена проверка жилищных условий ФИО4, проживающей в <адрес> жилое помещение принадлежит ФИО2 на праве личной собственности. Состоит из 3 комнат площадью 43,3 кв.м. Размер каждой комнаты 17,9 кв.м., 10,2 кв.м., 15,2 кв.м. комнаты изолированные на 2 этаже, в 5 этажном доме. Квартира отдельная. Благоустройство дома: водоснабжение, централизованное отопление, канализация. На данной площади проживают: ФИО2 – сын, ФИО3 – невестка. Заключение комиссии: жилое помещение состоит из 3 жилых комнат, одна из которых переоборудована собственником жилого помещения для осуществления предпринимательской деятельности, ФИО4 занимает жилую комнату размером 10,2 кв.м., с учетом помещений вспомогательного использования на долю вдовы ФИО1 ВОВ приходится 14,5 кв.м. общей площади, что ниже установленной нормы площади жилья в РБ, согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ вдова ФИО1 ВОВ ФИО4 нуждается в улучшении жилищных условий.

Согласно постановления о внесении изменений в Акт проверки жилищных условий от 30 декабря 2010 г. в заключение комиссии внесены следующие изменения: слова «что ниже установленной нормы площади жилья в Республике Бурятия, согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ» заменить словами «исходя из чего, на основании преамбулы, п.4 ч.1 ст.21, п.2 ч.3 ст.23.2, ч.3.1 ст.23.2 ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» комиссия пришла к заключению, что»

Из Положения о жилищно-бытовой комиссии муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» следует, что жилищно-бытовая комиссия создается в целях изучения и рассмотрения жилищно-бытовых вопросов, в т.ч. принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п.2.1 к компетенции комиссии относится выработка рекомендаций по следующим вопросам: о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно справки ООО «Управляющая компания» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 зарегистрирована и проживает по адресу <адрес> имеет настоящий состав семьи: ФИО2 – сын, ФИО3 – невестка.

Из технического паспорта <адрес> следует, что общая площадь квартиры составляет 70,6 кв.м., из них жилая 43,3 кв.м., подсобная 27,3 кв.м.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Учитывая, что указанным федеральным законом не разъяснено понятие «нуждающиеся в улучшении жилищных условий», суд считает, что для определения нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо применять нормы жилищного законодательства, а именно нормы Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч.4, 5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Из Решения от ДД.ММ.ГГГГ, принятого Советом депутатов муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» следует, что учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях утверждена в размер 11 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Анализируя данные нормы законодательства, учитывая общую площадь квартиры в размере 70,6 кв.м., количество членов семьи, проживающих на данной жилой площади, благоустройство квартиры (наличие центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения) суд считает, что ФИО4 не нуждается в улучшении жилищных условий и решение жилищно-бытовой комиссии от 22.06.2011 г. о снятии ФИО4 с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вынесено законно.

Довод представителя заявителя о том, что жилищно-бытовая комиссия муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» не правомочна принимать какие-либо решения в отношении ветеранов Великой Отечественной войны, не соответствует действительности.

Из Административного регламента Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по предоставлению государственной услуги по предоставлению ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 следует, что администрации муниципальных районов и городских округов лишь представляют официальные списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет.

Обязанность ведения учета нуждающихся в улучшении жилищных условий данным Административным регламентом на администрации муниципальных районов и городских округов не возложена.

Учитывая, что ни ФЗ «О ветеранах», ни нормативными актами, принятыми в Республике Бурятия не предусмотрено кто именно ведет учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд считает, что ведение учета регулируется нормами Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч.3, 5 ст.50 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: 6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Несмотря на то, что в указанной статье ФЗ № 131-ФЗ речь идет об обеспечении малоимущих граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, а не о ветеранах Великой Отечественной войны, суд считает, что, как указано выше, в связи с отсутствием соответствующих норм в ФЗ «О ветеранах», вопрос о постановки на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, относится к ведению поселений, в том числе и в отношении ветеранов Великой Отечественной войны.

Согласно решения Арбитражного суда РБ от 1 июля 2010 г. муниципальное образование городское поселение «Поселок Таксимо» обязано принять имущество, находящиеся в собственности МО «Муйский район».

Из акта приема-передачи муниципального имущества от 27 июня 2011 г. следует, что муниципальное образование «Муйский район» передает, а муниципальное образование городское поселение «Поселок Таксимо» принимает имущество, в т.ч. и жилищный фонд.

Довод представителя истца о том, что руководитель Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» был отозван из отпуска «задним числом» является голословным утверждением. Из распоряжения Администрации муниципального образования городское поселения «Поселок «Таксимо» от 22 июня 2011 г. следует, что в связи с производственной необходимостью – заседание жилищно-бытовой комиссии руководитель администрации отзывается из очередного отпуска 22 июня 2011 г. на 1 календарный день. Доказательств в обосновании своего довода заявителем и его представителем не представлено.

Голосование членов жилищно-бытовой комиссии, проголосовавших ранее за принятие на учет ФИО4, за снятие ФИО4 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не может являться основанием для признания решения жилищно-бытовой комиссии незаконным.

Таким образом, суд считает, что решение о снятии ФИО4 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий вынесено законно и обоснованно, надлежащим органом, имеющим право принимать указанные решения.

Учитывая, что в удовлетворении основанного требования заявителя было отказано, требование о возмещении морального вреда и государственной пошлины, также необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО4 к Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным и понуждении устранить нарушения ее прав, взыскании морального вреда и судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.И. Захаров