РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 ноября 2011 года. пос.Таксимо Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ринчиновой В.В., при секретаре Заводской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Главы муниципального образования городское поселение «Северомуйское» Потяковой Т.Г. об оспаривании решения сессии Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» № 94 от 9.11.2011 г. об удалении её в отставку, УСТАНОВИЛ: Потякова Т.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения сессии Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» № 94 от 9.11.2011 г. об удалении её в отставку. Заявление мотивировала тем, что оснований для применения в отношении неё положений п. 3 ч.2 ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закона), как неудовлетворительная оценка деятельности главы, данной два раза подряд Советом депутатов МО ГП «Северомуйское» по результатам ежегодного отчета, не имелось. Данное решение считает незаконным и необоснованным, принятым с нарушением порядка, установленного законом. В решении не указаны периоды отчетной деятельности главы, явившихся основанием для удаления в отставку. Возможно предположить, что ссылка на эти периоды содержится в уведомлении Главе от 10.10.2011 г. : «Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» №113 от 30 июня 2010 года ваша деятельность, как главы муниципального образования городское поселение «Северомуйское», по итогам отчета за 2009 год признана неудовлетворительной. Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» №52 от 16 июня 2011 года ваша деятельность, как главы…, по итогам отчета за 2010 год признана неудовлетворительной». Нормы Федерального закона N 90-ФЗ от 7 мая 2009 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержащие положения об удалении главы муниципального образования в отставку, подлежат применению только к правоотношениям, которые возникли с мая 2009 года. Как видно из уведомления, неудовлетворительной признана деятельность главы за весь период 2009 года. Иными словами, депутаты придали данным нормам обратную силу, т. е. распространили действие данных норм на те действия, которые в момент их совершения не считались правонарушением (ст. 54 Конституции РФ). При таких обстоятельствах, основание о признании неудовлетворительной оценки деятельности главы, данной два раза подряд, по смыслу закона о применении процедуры удаления, является незаконным. В отношении неё не соблюдена процедура удаления в отставку, не обеспечены гарантии соблюдения прав удаляемых глав, установленные ч. 13 ст. 74.1 Закона: она не была уведомлена о месте проведения заседания Совета депутатов, ни юридический, ни фактический адрес ДК «Тоннельщик» не указан в уведомлении; не была ознакомлена с обращением инициативной группы депутатов и проектом решения, лишена права дать свои объяснения при решении данного вопроса. Из установочной части решения №94 от 09.11.2011 года следует, что Совет депутатов, рассмотрев и обсудив письменное обращение группы депутатов, а также письмо Президента Республики Бурятия, принял решение удалить главу в отставку. Согласно уведомлению, направленному в адрес Президента Республики Бурятия, о дате и времени заседания Совета депутатов по вопросу удаления главы было назначено на 11 часов 8 ноября 2011 года. К указанному времени мотивированное мнение Президента Республики Бурятия отсутствовало. А в случае отсутствия согласия высшего должностного лица субъекта РФ продолжение процедуры удаления главы муниципального образования в отставку невозможно. Из письма Президента Республики Бурятия «Об инициативе Совета депутатов» от 09.11.2011 года следует, что последний негативно воспринимает решение об удалении главы муниципального образования городского поселения «Северомуйское», в связи с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья, а также проведением отопительного сезона. При прежней процедуре, 4 августа 2011 года в адрес Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» было направлено письмо Президента Республики Бурятия, из которого следует по п. 3 части 2 ст. 74.1 ФЗ -131 решение Совета депутатов от 13.05.2011 года №31 «Отчет о результатах деятельности главы городского поселения, администрации городского поселения, подведомственных учреждений за 2009 год», принято с нарушением действующего законодательства, которым наряду с Уставом МО ГП «Северомуйское» не предусмотрено повторное рассмотрение ежегодного отчета о деятельности главы поселения. Вопреки этому депутаты вновь 13.05.2011 года поставили на обсуждение вопрос об оценке деятельности главы. Фактически отчет не заслушивался, а депутатами поставлен вопрос об оценке на голосование. При таких обстоятельствах решение Совета депутатов об удалении главы в отставку не может быть признано законным. В судебное заседание заявитель Потякова Т.Г. не явилась, извещена надлежаще, её неявка не является препятствием к рассмотрению заявления, просила о рассмотрении дела в её отсутствие с участием представителя Телкова Л.С. В судебном заседании представитель заявителя Телков Л.С. поддержал доводы, изложенные в заявлении. Суду пояснил, что основанием удаления главы Потяковой Т.Г. явилась дважды данная депутатами неудовлетворительная оценка деятельности. Хотя в самом оспариваемом решении не указаны два необходимых периода неудовлетворительной оценки. Исходя из уведомления, направленного главе, видно, что одним из оснований постановки вопроса об её удалении, явилась неудовлетворительная оценка деятельности по результатам решения №113 от 30 июня 2010 года Совета депутатов. Указанное решение №113 нельзя признать легитимным, так как оно не отвечает требованиям закона №131-ФЗ и Устава МО ГП «Северомуйское» по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 42 Устава МО «Порядок принятия и вступления в силу правовых актов Совета депутатов» - Совет депутатов городского поселения по вопросам своего ведения (п. 11.1 ФЗ-131) принимает решения – правовые акты нормативного и ненормативного характера. Решения принимаются на заседании Совета депутатов открытым или тайным голосованием, если в голосовании участвовало не менее 7 депутатов. Пункт 1.1 статьи 35 ФЗ- 131 предусматривает, что Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. В заседании Совета депутатов участвовали всего 5 депутатов, что подтверждается протоколом двадцать пятой сессии от 30.06.2010г. Вопросом №12 повестки оценивалась деятельность главы за 2009 год. Согласно конечной странице протокола в голосовании участвовало 6 депутатов, что не соответствует фактическим обстоятельствам, так как присутствовало всего 5 депутатов. Голосование по вопросу оценки деятельности главы состоялось. По результатам голосования голоса распределились: за неудовлетворительную оценку – 3 депутата; воздержались – 3 депутата. После одного вопроса Шемякина и ответа Потяковой в нарушение требований п. 9 ст. 23 Регламента Совета депутатов, голосование по вопросу оценки деятельности проводилось повторно. 4 депутата проголосовали за неудовлетворительную работу, 2 депутата воздержались. Из протокола невозможно установить, почему повторное голосование проводилось. Повторность голосования не предусмотрена законодательством при таких обстоятельствах. Депутаты уже выразили свое мнение. В дальнейшем решение №113 от 30.06.2011г. было направлено главе Потяковой для подписания, которое последней не было подписано. Согласно п. 10 ст. 41 Устава МО ГП «Северомуйское» - муниципальные правовые акты, принятые Советом депутатов или главой поселения, вступают в силу после их подписания, если в самих актах не определено иное. Решение №113 никем не подписано. Считает, что председателем Совета депутатов прежнего созыва Трескиной Р.Г. подписано пояснение по поводу отсутствия подписи главы, а не само решение. Даты подписания нет, невозможно судить, когда данное решение вступило в законную силу. Кроме того, вопрос об оценке главы за 2009 год был предметом рассмотрения на четвертой внеочередной сессии Совета депутатов от 13 мая 2011 года, то есть, если вопрос об оценке деятельности стоял на сессии от 30.06.2010 г., какой смысл рассматривать аналогичный вопрос в 2011 году. И также рассматривался на сессии 29 марта 2010 г. Фактически вопрос об удалении главы в отставку рассматривался 9 ноября 2011 г., о переносе даты и времени главу не уведомили. Кроме того, председатель Совета депутатов не может исполнять обязанности Главы муниципального образования. Считает, что нарушены права заявителя, как Главы, избранного населением. Просит ее требования удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании Председатель Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Черникова Т.В. с заявлением не согласна. Суду пояснила, что в соответствии со ст.258 ГПК РФ суд должен проверить соблюдался ли порядок принятия решения, если нарушены требования, установленные нормативно- правовыми актами. При этом о незаконном принятии решения может свидетельствовать существенное несоблюдение установленного порядка. Если следовать доводам представителя заявителя, то решение принято законно только в том случае, если в голосовании участвовало более 7 депутатов, что необоснованно. Согласно протоколу 29 марта 2010 г. на сессии присутствовало 6 депутатов, Потяковой был зачитан отчет, и была проведена процедура голосования о признании её деятельности удовлетворительной или неудовлетворительной, так же необходимо было вынести решение. Голосовали за удовлетворительную оценку- 1 депутат, воздержались- 5, против -0. В итоге решение по данному вопросу принято не было и говорить о том, что данный вопрос рассматривался неоднократно - оснований нет. Ссылаясь на регламент, вопросы рассматриваются в том порядке, в котором напечатаны и если возникает вопрос об изменении порядка голосования, то тогда депутаты голосуют и меняют вопросы в соответствии с регламентом. На сессии 29.03.2010 года решение о признании неудовлетворительной оценки работы главы принято не было, и данный вопрос вообще не был поставлен на голосование, поэтому нельзя говорить о том, что дважды было проведено голосование. 30.06.2011 года вопрос по отчету главы за 2009 год был принят и после заслушивания отчета проголосовали. За «неудовлетворительно» проголосовало три депутата, за «удовлетворительно» проголосовало ноль, воздержалось – 3. Согласно п.10 ст.30 Регламента решение не прошло, так как должно проголосовать более половины депутатов. После того, как главе были заданы дополнительные вопросы, вновь был поставлен вопрос о признании деятельности главы «неудовлетворительной» на голосование, при этом за «удовлетворительно» проголосовало ноль депутатов, за «неудовлетворительно» проголосовало четыре депутата, двое воздержались. То есть требования ст.30 п.10 Регламента в данном случае соблюдены, так как за решение проголосовало более половины из числа присутствующих. Решение 30.06.2011года об оценке деятельности главы за 2010 год, как неудовлетворительной, принято в установленном Уставом и Регламентом порядке. Незаконна и необоснованна ссылка на «действие закона во времени». Согласно п.9 части 10 ст.35 ФЗ №131 и Устава МО ГП «Северомуйское» к исключительной компетенции Совета депутатов относится контроль за исполнением органа местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного самоуправления. В соответствии с частью 5 ст.36 ФЗ №131 от 06.10.2003года глава МО подконтролен и подотчетен представительному органу МО. Положения ст.34-37 настоящего ФЗ вступили в законную силу со дня официального опубликования данного ФЗ. Главная цель ФЗ от 07.05.2009 года № 90 - повышение эффективности деятельности органов власти, повышение её ответственности перед населением. Изменения ФЗ №131 вступили в законную силу с 24 мая 2009 года, и сам закон не содержит указание на то, что его положения не распространяются на глав МО, избранных до вступления в силу настоящего закона. Его положения не могут быть применены за пределами срока полномочий главы МО. Т.Г.Потякова была избрана главой в октябре 2008 года, срок полномочий главы МО Т.Г.Потяковой исчисляется с момента избрания её главой, а именно с 13.10.2008года. Отчет о деятельности главы МО за 2009 год Совет депутатов ГП рассматривал 30.06.2010 года, то есть по истечении одного года с момента вступления в силу данного закона. Сегодня Трескина пояснила, что все решения от 30.06.2010 года были подписаны Потяковой 13.07.2010г., кроме решения №113, которое в последующем было возвращено Трескиной. Ни на одном решение не указана дата подписания решения Потяковой, этого никогда и не делалось. Считает, что нет оснований не доверять показаниям Трескиной, которая в судебном заседании пояснила, что подписала данное решение 14.07.2010 г. Так же 13.07.2011 г. были направлены Потяковой депутатские запросы, было направлено письмо о том, что непонятно на каком основании не подписано решение №113 от 30.06.2010 года. Необоснованна ссылка на несоблюдение гарантий удаляемой главы. Глава городского поселения Т.Г.Потякова заблаговременно, т.е. 11.10.2011года письменно была уведомлена об основаниях удаления в отставку, о дате и месте проведения сессии Совета депутатов. Кроме того, ей было письменно предложено ознакомиться с письменным обращением депутатов и проектом решения об удалении в помещении Совета депутатов городского поселения. В законе говорится об ознакомлении главы с указанными документами, а не о вручении вышеуказанных документов ей лично. 05 августа 2011года Советом депутатов ГП процедура удаления в отставку главы поселения Т.Г.Потяковой уже проводилась, но решения не было принято, так как не хватило одного голоса депутата, поэтому Т.Г.Потякова прекрасно знает данную процедуру проведения и представления ею объяснения депутатам по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку, тем более такие письменные пояснения Т.Г.Потякова уже давала 05 августа 2011года. Решением № 52 от 16 июня 2011 года сессии Совета депутатов деятельность главы за 2010 год признана неудовлетворительной. 10.10.2011 г. депутатами инициировано удаление главы в отставку, внесено обращение в Совет депутатов. Согласно п.7 ст.74.1 ФЗ №131 «Рассмотрение инициативы депутатов об удалении главы МО в отставку осуществляется представительным органом в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения». Рассмотрение инициативы об удалении главы МО осуществлено в течение одного месяца. Двенадцатая очередная сессия Совета депутатов ГП была назначена на 08 ноября 2011года, о чем письменно 11.10.2011года были извещены и Т.Г.Потякова, и Президент РБ Наговицын В.В. В связи с уважительностью причин отсутствия Президента РБ в г.Улан-Удэ депутатами был объявлен перерыв до 09.11.2011года, о чем письменно Президент РБ был поставлен в известность. А где находилась глава, они не имели понятия, на прошлом судебном заседании представитель заявителя пояснил, что Потякова не обязана перед ними отчитываться, так как является высшим должностным лицом. Здесь уместно говорить о злоупотреблении правом, что подтверждается распоряжением № 35 от 31.10.2011года о назначение исполняющей обязанности главы МО ГП «Северомуйское» Корневу. Получается, что 31.10.2010 года Потякова не поставила в известность Совет депутатов о том, что с 01.11.2011 года она уйдет на больничный. Что касается мнения высшего должностного лица субъекта РФ по вопросу удаления в отставку главы МО, то федеральный законодатель не прописал в законе, в какой форме это мнение должно быть получено, либо письменно либо по телефону. Кроме того, согласиться с мнением высшего должностного лица субъекта РФ либо не согласиться это право представительного органа МО, тем более в письме Президента РБ содержатся только общие фразы и ничего конкретного. Заявитель не указал, в чем конкретно заключается нарушение оспариваемым решением его прав и свобод, как выборного должностного лица. Принятие решения № 94 об удалении Т.Г.Потяковой в период нахождения её на больничном не является нарушением, так как возможность применения аналогии права должна быть предусмотрена в качестве источников права, однако ст.4 ФЗ № 131 в качестве источников права, регулирующих деятельность органов местно самоуправления, не называет аналогию права, в связи с чем, применение аналогии права к данным правоотношениям не допустимо. По поводу временного исполнения обязанностей главы председателем Совета депутатов они консультировались и выяснили, что такое возможно. И в удовлетворении заявления Т.Г.Потяковой просит отказать в полном объеме. Свидетель Трескина Р.Г. суду пояснила, что была председателем Совета депутатов прежнего созыва. 30.06.2010 года прошла сессия, на которой депутаты дали оценку деятельности главы за 2009 год. Первоначально проголосовали так: удовлетворительно - ноль, неудовлетворительно - три, воздержалось - три депутата. Потом после дополнительных вопросов, по настоянию депутатов было повторное голосование. Это предусмотрено регламентом - повторное голосование, так как решение не было принято. Согласно регламенту, решение считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины депутатов из числа присутствующих. Не все дополнительные вопросы напечатаны в протоколе. Голосовать можно до тех пор, пока решение не будет принято. Этот вопрос уже ставился, работа у них не шла вообще. В марте 2010 года был поставлен вопрос об оценке деятельности главы, за «удовлетворительную» работу проголосовало один депутат, воздержались- 5, а за «неудовлетворительную» оценку вопрос поставлен не был. Поэтому на сессии 30.06.2010 г. снова этот вопрос рассматривали. Главой 07.07.2010 года были подписаны документы всей сессии, а решение №113 подписано ей не было. 14.07.2010 года она сама подписала данное решение. На этом же решении № 113 она указала, что глава не подписала данное решение. И сама подписала его. Считает, что ею подписано решение, а не пояснение. Считала, что новое решение за своей подписью не надо, что так правильно. Дата подписания ею не указана, так как к ней таких требований не предъявлялось. Ни на одном решении нет даты подписания. Дата, которая ставится вверху, это дата проведения сессии. У них имеется 10 дней на подписание. Момент подписания решения и дата сессии могут быть разными. Только в протоколе сессии указываются, кто пришел. Регистрации депутатов отдельно в журнале не ведется. На этой сессии было шесть депутатов, была еще Лукашова. Видимо секретарь не указала, это её упущение. Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Потякова Т.Г. избрана главой муниципального образования городское поселение «Северомуйское» на муниципальных выборах 12 октября 2008 г. 24 мая 2009 г. вступил в действие Федеральный закон N 90-ФЗ от 7 мая 2009 г., которым внесены изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии со ст. 74.1 которого представительный орган муниципального образования вправе удалить в отставку главу муниципального образования по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ. Основаниями для удаления главы муниципального образования являются: 1) решения, действия (бездействие) главы, повлекшие наступление последствий, предусмотренных пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 настоящего Федерального закона; 2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящих федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ; 3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом, данная два раза подряд. В соответствии с вышеуказанным Законом инициатива об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется обращением и может быть выдвинута не менее чем 1/3 от установленной численности депутатов, вносится в представительный орган вместе с проектом решения об удалении главы муниципального образования, о чем уведомляются не позднее следующего дня за днем внесения обращения глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта РФ. Рассмотрение инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ. Срок рассмотрения представительным органом муниципального образования инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования в соответствии с Законом составляет не более месяца со дня внесения обращения, решение об удалении главы в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов». Судом установлено, что Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» второго созыва состоял из 8 депутатов, Совет депутатов третьего созыва - из 10 депутатов. 10 октября 2011 г. в Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» поступило обращение об инициировании удаления в отставку главы МО ГП «Северомуйское» Т.Г. Потяковой, подписанное 7 депутатами. Из текста обращения депутатов следует, что основаниями выдвижения данной инициативы явились: 1) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; 2) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального органа, данная два раза подряд. В обращении указаны решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» №113 от 30 июня 2010 года по итогам отчета за 2009 год и №52 от 16 июня 2011 года по итогам отчета за 2010 год - о признании деятельности Потяковой Т.Г., как главы муниципального образования городское поселение «Северомуйское», неудовлетворительной. Указанные в обращении депутатов основания инициирования отставки главы округа предусмотрены пп. 2 и 3 ст. 74.1 (в ред. ФЗ N 90-ФЗ от 7 мая 2009 г.). Уведомление о поступившем обращении депутатов и дате рассмотрения его на сессии Совета депутатов ГП направлено 10.10.2011 г. исх. № 140 в адрес президента Республики Бурятия. Уведомление об инициативе депутатов и объявлении перерыва в сессии Совета депутатов ГП и рассмотрении вопроса удаления в отставку главы МО ГП «Северомуйское» Т.Г. Потяковой до 11 часов 9 ноября 2011 г. направлено 8.11.2011 г. исх. № 158 в адрес президента Республики Бурятия. 9 ноября 2011 г. Президентом Республики Бурятия в адрес Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» направлено письменное мнение о том, что удаление в отставку в настоящее время может негативно повлиять на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в п. Северомуйск, а также на прохождение отопительного сезона 2011-2012 г.г. 9 ноября 2011 г. Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» приняло решение за N 94 об удалении главы МО ГП «Северомуйское» Т.Г. Потяковой в отставку. Из протокола заседания Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» от 8-9 ноября 2011 г. следует, что 9 ноября 2011 г. в 16 часов 30 минут депутатами принято решение об удалении главы муниципального образования в отставку по основаниям, предусмотренным п.3 ч.2 ст.74.1 ФЗ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". За -9 депутатов, воздержался-1. При этом в указанном протоколе отсутствуют сведения об уведомлении главы Потяковой Т.Г. об объявлении перерыва в заседании сессии до 11 часов 9 ноября 2011 г. Кроме того, в тексте оспариваемого решения Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» N 94 от 9 ноября 2011 г. не содержится указания на то, на основании каких решений Совета депутатов глава МО ГП «Северомуйское» удален в отставку. Из пояснений председателя Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Черниковой Т.В. в судебном заседании следует, что основанием принятия Советом депутатов решения об удалении в отставку главы поселения послужила неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования, данная два раза подряд, а именно за 2009 и 2010 гг. Как установлено в суде, отчет главы за 2009 г. обсуждался на сессии Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» 29 марта 2010 г, решение не было принято; затем 30 июня 2010 г.- решение № 113; 13 мая 2011 г.- решение № 31. Решением № 93 от 8 ноября 2011 года двенадцатой очередной сессии Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» третьего созыва решение № 31от 13 мая 2011 года отменено. Согласно ч.11.1 ст.35 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( в ред. от 7.05.2011 г.) представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования, В соответствии с ч. 5.1 ст.36 Закона глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты. Действующим законодательством повторное рассмотрение ежегодного отчета о деятельности главы муниципального образования и возглавляемой им администрации не предусмотрено. Согласно п.9 ст.23 Регламента Совета депутатов МО ГП «Северомуйское», утвержденному решением сессии № 14 от 4.02.2006 г., «повторное голосование по рассматриваемому вопросу проводится, если выявлены явные ошибки в порядке и технике проведения голосования». Согласно п.1 ст.42 Устава МО ГП «Северомуйское» «Совет депутатов городского поселения по вопросам своего ведения принимает решения, правовые акты нормативного и ненормативного характера. Решения принимаются на заседании Совета депутатов открытым или тайным голосованием, если в голосовании участвовали не менее 7 депутатов». Ссылка Председателя Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Черниковой Т.В. на положения ст.22 Устава МО ГП «Северомуйское» с изменениями от 20.02.2008 г., о принятии решений Советом депутатов, если за них проголосовало более 50% от числа присутствующих на заседании», а именно 6 депутатов, суд считает несостоятельной в силу п.1 ст.42 Устава МО ГП «Северомуйское» Из протокола сессии Совета депутатов от 30 июня 2010 г. следует, что на сессии присутствовало 5 депутатов, голосовало по вопросу об оценке деятельности главы 6 депутатов; не указаны причины повторного голосования. В соответствии со ст.31 вышеуказанного Регламента решение Совета депутатов, носящее нормативный характер, направляется главе МО в семидневный срок со дня голосований по проекту решения в целом. Глава МО в течение 10 дней с момента поступления к нему текста решения подписывает его и передает для обнародования….либо отклоняет его… Согласно п. 10 ст. 41 Устава МО ГП «Северомуйское» - муниципальные правовые акты, принятые Советом депутатов или главой поселения, вступают в силу после их подписания, если в самих актах не определено иное Из решения № 113 от 30.06.2010 г. «Об оценке деятельности главы-руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» по результатам отчета за 2009 г.» следует, что подпись главы Потяковой Т.Г. на нем отсутствует. На решении имеется пояснение о том, что «главой МО ГП «Северомуйское» Т.Г. Потяковой не подписано, дано объяснение на след. странице. Председатель Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Трескина Р.Г., печать». Из письма Главы МО ГП «Северомуйское» Потяковой Т.Г., исх. № 436 от 14 июля 2010 г., на имя Трескиной Р.Г. следует, что решение № 113 от 30.06.2010 г. ею не подписано, так как считает, что при повторном голосовании депутаты голосовали под давлением председателя Совета депутатов…повторное голосование недействительно согласно п.9 ст.23 гл.4 Регламента Совета депутатов… Суд считает обоснованными доводы представителя заявителя о том, что нарушена процедура повторного голосования, предусмотренная п. 9 ст.23 Регламента Совета депутатов МО ГП «Северомуйское», о невозможности судить о подписании Председателем Совета депутатов данного решения и дате его подписания, вступлении в законную силу. При таких обстоятельствах решение № 113 сессии Совета депутатов от 30 июня 2010 года в силу ст.60 ГПК РФ не может являться допустимым доказательством. В соответствии с ч.13 ст.74.1 Закона N 90-ФЗ от 7 мая 2009 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку требуется обеспечение заблаговременного получения главой муниципального образования уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования и с проектом решения об удалении в отставку, предоставление возможности дать объяснения депутатам по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку. Судом установлено, что глава была надлежаще извещена об имеющемся обращении депутатов об удалении её в отставку, дате 8 ноября 2011 года и месте проведения заседания по этому вопросу и проекте решения депутатов, но фактически не была ознакомлена с обращением и проектом решения. После объявления перерыва в сессии Совета депутатов и переносе рассмотрения вопроса об удалении главы в отставку до 11 часов 9 ноября 2011 года заявитель не была уведомлена об этом. Заседание сессии по рассмотрению данного вопроса прерывалось до 16 часов 30 минут 9 ноября 2011 года по причине отсутствия мнения Президента РБ. Фактически решение принято после 16 часов 30 минут 9 ноября 2011 г. Данный факт подтверждается протоколом заседания сессии депутатов от 8-9 ноября 2011 года. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что установленных Законом - ст. 74.1 (в ред. ФЗ N 90-ФЗ от 7 мая 2009 г.) - оснований удаления главы МО ГП «Северомуйское» в отставку не имелось, поскольку представительным органом муниципального образования не была дана дважды подряд неудовлетворительная оценка её деятельности и возглавляемой ею администрации, нарушен порядок принятия Советом депутатов решения № 113 от 30.06.2010 г., не указаны причины повторного голосования по данному вопросу повестки № 12; отчёт Главы за 2009 год также был заслушан на сессии депутатов 29 марта 2010 года и имелись результаты голосования: о признании работы администрации МО ГП «Северомуйское» удовлетворительной проголосовало «за»- 1, «против» – 0, «воздержались» -5. Решение не было принято; существенно нарушен порядок принятия оспариваемого решения. Закон N 90-ФЗ от 7 мая 2009 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вступил в силу с 24 мая 2009 г., его положения не могут быть применены к деятельности заявителя до 24 мая 2009 г. Статья 54 Конституции РФ говорит о том, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Суд считает обоснованными доводы заявителя о нарушении ст.54 Конституции РФ и невозможности применения положений Закона N 90-ФЗ от 7 мая 2009 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на деятельность главы МО ГП «Северомуйское» до 24 мая 2009 года. Поэтому несостоятельны доводы Черниковой Т.В. о том, что отчет за 2009 год был заслушан в июне 2010 г., через год после вступления законную силу названного Закона № 90-ФЗ от 7 мая 2009 г. Кроме того, в соответствии с ч.7 ст.36 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Председатель представительного органа муниципального образования не является должностным лицом местного самоуправления и не может временно исполнять полномочия главы муниципального образования в случае, если его полномочия досрочно прекращены, что также является нарушением оспариваемого решения. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. Удовлетворяя заявление о признании незаконным оспариваемого решения Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» от 9 ноября 2011 г. об удалении в отставку главы МО ГП «Северомуйское», суд отменяет его. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Главы муниципального образования городское поселение «Северомуйское» Потяковой Т.Г. удовлетворить. Признать решение сессии Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» № 94 от 9.11.2011 г. об удалении в отставку Главы МО ГП «Северомуйское» Т.Г. Потяковой незаконным и отменить его. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд РБ. Судья: В.В. Ринчинова