РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 января 2012 г. п.Таксимо Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Захарова Е.И., при секретаре Номшиеве Б.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ткаченко В.М., Ткаченко Л.С., Ткаченко В.В., Ткаченко М.В. к Администрации муниципального образования «Муйский район», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о понуждении восстановления в очереди на получение выдачи жилищного сертификата и выдачи жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования «Муйский район», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о понуждении восстановления в очереди на получение выдачи жилищного сертификата и выдачи жилищного сертификата. Требования мотивированы следующим. 26 сентября 1995 г. истец Ткаченко В.М. подал заявление в Администрацию муниципального образования «Муйский район» о постановке его в очередь на получение жилья в г.Улан-Удэ. В этом заявлении он указал состав семьи: его самого, супругу Ткаченко Л.С., сына М., дочь Н. и сына В.. При этом указал, что сын Василий инвалид детства. К этому заявлению он приложил необходимые документы для постановки в очередь для получения жилья по жилищному сертификату. Его заявление было удовлетворено и его с семьей поставили в очередь на получение жилья в <адрес> по жилищному сертификату. На его заявлении поставили номер учетного дела – 791. Он регулярно проходил перерегистрацию, при этом никаких изменений в дате постановке его с семьей в очередь на получение жилищного сертификата не было. В начале 2000 годов глава поселка Северомуйск Рататова З.С. сказала, что их очередь на получение жилищного сертификата уже под номером 3. 26 октября 2009 г. они подали заявление об изменении региона выезда с <адрес>. Это было связано с тем, что Ткаченко В.В. несколько раз проводили операцию за пределами Республики Бурятия и ему по состоянию здоровья необходимо проходить лечение и консультацию в <адрес>. В администрации объяснили, что такое заявление может подать любой член семьи. По этой причине заявление было подано Ткаченко В.. В 2009 г. они узнали, что им изменили дату постановки на очередь на получение жилищного сертификата: с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ На истца Ткаченко В.В. заведено учетное дело №, а остальные члены семьи указаны в его составе семьи. При этом им никто не присылал копии принятого решения об исключении Ткаченко В.В. из очереди на получение сертификата с основаниями такого решения. Они стали разбираться, так как истец Ткаченко В.В. никаких заявлений в <адрес> о постановке его в очередь на получение жилищного сертификата в 2003 г., не подавал. ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко Л.С. подала в Администрацию МО «<адрес>» заявление о восстановлении их в очереди по дате постановки ДД.ММ.ГГГГ Они обращались с жалобой в Народный Хурал. После разбирательства им направлен ответ, где указано, что очередь Ткаченко В.В. на октябрь 2009 г. №, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ Также они обращались с заявлением в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по поводу изменения постановки их в очередь на получение жилищного сертификата и возврате их на дату постановки ДД.ММ.ГГГГ Из ответа Министерства они узнали, что Ткаченко В.В. состоит в очереди в общереспубликанском списке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за №, категории «инвалиды» и дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ В этом же ответе было рекомендовано истцам Ткаченко В.В. и Ткаченко В.М. обратиться в <адрес> с заявлением о переоформлении очереди с отца на сына Василия по дате постановки отца на учет ДД.ММ.ГГГГ; в случае отказа в переоформлении даты постановки обратится в суд об изменении даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ (дату возникновения самостоятельного права у Ткаченко В.В.). По этой рекомендации они сначала обратились в Администрацию МО «<адрес>» о возврате их в очередь на получение жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «<адрес>» не возражала против этого и согласилась вернуть их обратно по дате первоначальной постановки на получение жилищного сертификата – ДД.ММ.ГГГГ Но после этого, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ обязал Администрацию МО «<адрес> вернуть их обратно в очередь с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ Их доводы о том, что заявления от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче жилищного сертификата ни один из них не подавал, не принимались во внимание. Передвижение ответчиками их в очереди на получение жилищного сертификата с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ повлекло за собой неполучения своевременно ими этого жилищного сертификата, так как жители района, ставшие в очередь на получение жилищного сертификата позже их, уже получили сертификат. Просят обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ восстановить их в очереди на получение жилищного сертификата на приобретение жилья в <адрес> по дате постановке ДД.ММ.ГГГГ и выдать им указанный сертификат в 2011 г. В судебном заседании было установлено, что истец Ткаченко В.М. умер ДД.ММ.ГГГГ В судебное заседание истцы Ткаченко Л.С., Ткаченко В.В., Ткаченко М.В. не явились, просили провести судебное заседание в их отсутствие, при участии адвоката Цыренжаповой Х.Б. В судебном заседании представитель истцов Цыренжапова Х.Б., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что с учетом того, что 2011 год закончился, просит выдать жилищный сертификат в 2012 г., в остальном требования и доводы, изложенные в иске поддержала в полном объеме. Настаивает на выдаче сертификата в 2012 году, так как жители <адрес>, а именно Левченко С.Н., ставшие на учет позже истцов, уже получили данный сертификат и не выдача данного сертификата в 2012 г. нарушает права истцов. Ответчики не представили документально подтвержденных данных о том, что граждане, ставшие в категории «пенсионеры» в 1995 году, не получали жилищный сертификат. В судебное заседание представитель Администрации муниципального образования «<адрес>» не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В судебное заседание представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно представленному отзыву просят отказать в исковых требованиях по следующим основаниям. В 1995 г. в соответствии с п.14 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного совета народных депутатов, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. В настоящее время права граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируется ФЗ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Закон). Полномочия по реализации вышеуказанного Федерального закона возложено на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ с 2006 <адрес> полномочия по реализации мероприятий вышеуказанного ФЗ были возложены на Министерство экономики РБ. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий относится к ведению органов местного самоуправления и осуществляется в соответствии с датой подачи гражданином заявления о принятии на учет. Общереспубликанские списки граждан, выезжающих и выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составлены на основании списков, представленных Администрациями муниципальных образований в <адрес>. Администрация муниципального образования «<адрес>» ежегодно формирует списки граждан-участников подпрограммы и предоставляет их в Министерство. По результатам анализа личного дела Ткаченко В.М. необходимо отметить следующее. В личном деле имеется заявление Ткаченко В.М., которое подтверждает дату его постановки на учет в целях получения жилищной субсидии с ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело №. В состав семьи заявителя включены его жена Ткаченко Л.С., дети Ткаченко В.В., Ткаченко М.В., Ткаченко Н.В. Факт постановки на учет Ткаченко В.М. подтверждается также записью № от ДД.ММ.ГГГГ в книге регистрации документов на получение субсидии. Поскольку жена Ткаченко В.М. в качестве заявителя не обращалась в 1995 г., а была поставлена на учет в качестве члена семьи Ткаченко В.М., то самостоятельного права на восстановление ее в очереди как заявителя-участника подпрограммы, не имеет. Таким образом, жена и дети Ткаченко В.М. имеют право стоять в очереди в качестве членов семьи заявителя – Ткаченко В.М., кроме того, при наличии оснований (стаж, инвалидность и др.), имеют право самостоятельно подать документы для постановки на учет. В данном случае очередность будет учитываться согласно дате постановки на учет (с даты подачи заявления). Таким образом, Ткаченко В.М. подлежит восстановлению в очереди с учетом первоначальной даты постановки на учет. Согласно информации администрации МО «<адрес>», Ткаченко В.М. восстановлен в очереди в декабре 2011 <адрес>, восстановление в очереди Ткаченко Л.С., Ткаченко В.В., Ткаченко М.В. не требуется, поскольку они заявлены в качестве членов семьи. Восстановление жены и детей Ткаченко В.М. в качестве заявителей будет являться неправомерным. Принимая во внимание информацию о смерти Ткаченко В.М. отмечают следующее. В случае смерти заявителя за членами семьи сохраняется прежняя очередь, если члены семьи (или один из них) имеют стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 лет и другие основания, отвечающие требованиям ФЗ № 125-ФЗ. Согласно Закону, в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, механизм распределения средств учитывает первоочередное предоставление их гражданам выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: - закрывающимся поселкам, далее – инвалидам 1,2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, затем пенсионерам, безработным и в последнюю очередь – работающим гражданам (статья 2). Граждане выезжающие, выехавшие из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей категорий «пенсионеры», «безработные», «работающие» социальной выплаты в 2006-2011 годах (и ранее, согласно данным Минэкономики РБ) на улучшение жилищных условий не получали. В течение 2006-2011 гг. социальные выплаты на улучшение жилищных условий (государственные жилищные сертификаты) распределялись гражданам инвалидам 1 и 2 групп выезжающим, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1994-2000 г<адрес> образом, жилищный сертификат семье Ткаченко будет предоставлен по мере очередности по категории «пенсионеры». Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требовании не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Из заявления Ткаченко В.М. на имя главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует. что он просит включить его в списки на получение жилья в <адрес>. На строительстве БАМа с 1978 г., имеет семью: жена Ткаченко Л.С., дети – М., Н., В. – инвалид детства, перенес две операции на головной мозг, нуждается в наблюдении у хороших врачей. Согласно Распоряжения № и.о. руководителя Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко В.М. восстановлен в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ Категория «пенсионеры». Согласно справки Администрации муниципального образования «<адрес>» в период с 2008 г. по 2011 г. жилищные субсидии гражданам, состоящим на учете в категории «пенсионеры» не предоставлялись. Как было установлено в судебном заседании, Ткаченко В.М. был восстановлен в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ в категории «пенсионеры». Таким образом, одним из ответчиков – Администрацией муниципального образования «<адрес>» было добровольно исполнено одно из исковых требований, а именно восстановлении в очереди на получение жилищного сертификата на приобретение жилья в <адрес> по дате постановке ДД.ММ.ГГГГ Требование о выдачи жилищного сертификата в 2012 году не может быть удовлетворено по следующим основаниям. Согласно ст.2 Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (далее Закона № 125-ФЗ) в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно ст.2 Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в редакции от ДД.ММ.ГГГГ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан. Как видно из указанных норм пенсионерам жилищные субсидии предоставляются после граждан, признанных инвалидами I и II групп, а также инвалидов с детства, родивших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Как видно из отзыва Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, а также из справки Администрации муниципального образования «<адрес>» пенсионеры жилищные субсидии не получали. Оснований для получения истцами жилищной субсидии в 2012 г., т.е. вне очереди, представителем истца не представлено. Довод представителя истца о том, что жители района, а именно Левченко С.Н., ставшие в очередь на получение жилищного сертификата позже истцов, уже получили сертификат, необоснован. Во-первых, стороной истца не представлены факты, подтверждающие данное утверждение. Более того, ДД.ММ.ГГГГ Муйским районным судом вынесено определение о принятии отказа представителя истца Цыренжаповой Х.Б. действующей в интересах Левченко С.Н. к Министерству финансов РБ, Министерству экономического развития внешних связей РБ, Администрации Муйсокго раойна о взыскании жилищной субсидии. Во-вторых, каждый спор разрешается судом с учетом фактических обстоятельств по конкретному делу и ссылка на другое гражданское дело не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Ткаченко В.М., Ткаченко Л.С., Ткаченко В.В., Ткаченко М.В. к Администрации муниципального образования «<адрес>», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о понуждении восстановления в очереди на получение выдачи жилищного сертификата и выдачи жилищного сертификата отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Е.И. Захаров