РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 февраля 2012 г. п.Таксимо Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Захарова Е.И., с участием помощника прокурора Муйского района Заводского С.А. при секретаре Номшиеве Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Главы муниципального образования городское поселение «Северомуйское» Потяковой Т.Г. о признании решений сессии Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» незаконными и недействующими, УСТАНОВИЛ: Потякова Т.Г. обратилась в суд с заявлением о признании решений сессии Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» незаконными и недействующими. Заявление мотивировала тем, что 01 февраля 2012 года решением № 98 четырнадцатой внеочередной сессией Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» третьего созыва досрочно прекращены ее полномочия как главы МО городское поселение «Северомуйское» на основании п.2 ч.6 ст.36 ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закона). Основанием досрочного прекращения полномочий послужило направленное мною заявление. С данным решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением действующего законодательства, Устава муниципального образования МО ГП «Северомуйское». Согласно, п.2 ч.6 ст.36 федерального закона - полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае: отставки по собственному желанию. Указанная норма закрепляет единственное основание досрочного прекращения полномочий главы зависящее от воли заявителя. Ни законом, ни Уставом муниципального образования не закреплена процедура прекращения полномочий главы по собственному желанию. Оспариваемое решение № 98 от 01.02.2012 года, которым Совет депутатов прекратил ее полномочия, нарушает саму суть добровольности волеизъявления. Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» не наделенный правом по досрочному прекращению полномочий главы злоупотребил и подменил функции контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Фактически произошло вмешательство в деятельность главы и администрации МО ГП «Северомуйское». Представительный орган местного самоуправления не является вышестоящим органом в порядке подчиненности, не принимает участия при выборе главы, а значит не вправе прекращать полномочия главы, назначенного путем прямых выборов населением. При досрочном прекращении полномочий главы по собственному желанию ею должно быть издано соответствующее распоряжение и назначено лицо, исполняющее обязанности главы. Такового распоряжения издано не было. Кроме того, ее заявление о прекращении полномочий датировано 31 января 2012 года, а 01 февраля 2012 года оно было отозвано. На основании изложенного решение № 98 от 01.02.2012 года является незаконным и подлежит немедленной отмене. Решением № 99 от 01.02.2012 года временно исполнение обязанностей главы возложено на председателя Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Черникову Т.В. С данным решением она также не согласна, считает его незаконным по вышеуказанным причинам. Считает, что исполнение обязанностей главы председателем Совета депутатов, также противоречит действующему законодательству о местном самоуправлении. В соответствии с ч.7 ст.36 Федерального закона в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона №131 должностным лицом местного самоуправления является выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. При этом выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Председатель представительного органа муниципального образования не заключает контракт (трудовой договор). Избрание лица председателем представительного органа муниципального образования из состава депутатов представительного органа муниципального образования не влечет за собой и приобретения им статуса выборного должностного лица местного самоуправления, так как такое избрание происходит не на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Таким образом, председатель представительного органа муниципального образования, избираемый из состава депутатов, не является должностным лицом местного самоуправления и не может временно исполнять полномочия главы муниципального образования в случае, если его полномочия досрочно прекращены. При таких обстоятельствах решение Совета депутатов № 99 о временном исполнении обязанностей главы Председателем Совета депутатов не может быть признано законным. Просит признать решения № 98, № 99 от 1 февраля 2012 года четырнадцатой внеочередной сессии Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» «О прекращении полномочий главы МО ГП «Северомуйское» Т.Г. Потяковой и «Временном возложении полномочий главы МО ГП «Северомуйское» незаконным и недействующим и отменить их. В судебное заседание заявитель Потякова Т.Г. не явилась, извещена надлежаще, просила о рассмотрении дела в её отсутствие с участием представителя Телкова Л.С. В судебном заседании представитель заявителя Телков Л.С. поддержал доводы, изложенные в заявлении. Суду пояснил, что 1 февраля 2012 г. Советом депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» принято два решения: о прекращении полномочий главы поселения Потяковой Т.Г. и об исполнении обязанности главы поселения Черниковой Т.В. Действительно п.2 ч.6 ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены в случае отставки по собственному желанию. Однако ни в указном федеральном законе, ни в Уставе муниципального образования не закреплены полномочия Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий главы образования по собственному желанию. В данном случае Совет депутатов вышел за пределы своих полномочий. Из повестки сессии Совета депутатов следует, что еще до рассмотрения заявления Потяковой Т.Г. и принятии ее отставки уже было предусмотрено решение вопроса о временно возложении полномочий главы МО ГП «Северомуйское», о назначении выборов главы, о создании комиссии по проведению приема-передачи дел. Включение данных вопросов ставит под сомнение законность принятого решения. Также нарушена процедура рассмотрения вопроса. Потякова Т.Г. не уведомлена о времени сессии, на котором решался вопрос об ее отставке. Учитывая. что решение о прекращении полномочий Потяковой Т.Г. вынесено незаконно, решение об исполнении обязанностей Черниковой Т.В. также вынесено незаконно. В судебном заседании Председатель Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Черникова Т.В. с заявлением не согласна. Суду пояснила, что 31 января 2012 г. главой муниципального образования городское поселение «Северомуйское» Потяковой Т.Г. было подано заявление о прекращении полномочий по собственному желанию с 01.02.2012 г. в соответствии с п.2 ч.6 ст.36 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.2 ст.31 Устава МО ГП «Североомуйское». В силу вышеприведенных положений федерального закона и Устава, отставка главы муниципального образования, как высшего должностного лица образования, по собственному желанию, это его акт волеизъявления. Решение Совета депутатов № 98 от 01.02.2012 г. по своей природе не может рассматриваться как распоряжение об увольнении Потяковой Т.Г. с должности главы городского поселения, поскольку только констатирует факт прекращения полномочий главы поселения по собственному желанию, т.к. в силу п.2 ст.31 Устава поселения полномочия Потяковой Т.Г. как главы поселения фактически прекращены со дня объявления Потяковой Т.Г. такого решения путем направления письменного заявления в Совет депутатов. Отзыв ранее поданного заявления об отставке по собственному желанию не предусмотрен ни федеральным, ни региональным законодательством, ни Уставом. Ссылки представителя Потяковой Т.Г. на трудовое законодательство являются необоснованными, т.к. положения ст.80 Трудового кодекса применяются к правоотношениям между работником и работодателем. Поскольку в силу Устава глава поселения является высшим должностным лицом поселения, избираемым населением на муниципальных выборах, то Совет депутатов, которому было адресовано заявление Потяковой Т.Г., по отношению к ней не является работодателем. 30 ноября 2011 г. в ФЗ-131 были внесены изменения, направленные на совершенствование правового регулирования организации местного самоуправления. В частности, в настоящее время часть 5 ст.43 ФЗ-131 предусматривает, что председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования. Считает, что решение № 99 об исполнении полномочий главы муниципального образования до проведения выборов председателем Совета депутатов также соответствует норма ФЗ-131 и Устава поселения. В ст.31 Устава прямо предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет Председатель Совета депутатов городского поселения. Устав зарегистрирован Управление Министерства юстиции РФ по Сибирскому федеральному округу, данное положение Устава не оспорено ни заявителем, ни прокуратурой района. Ссылка на то, что председатель Совета депутатов не является должностным лицом, необоснованна. Согласно ст.2 ФЗ-131 должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п.14 ст.35 ФЗ-131 организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Таким образом, можно сделать вывод, что председатель Совета депутатов имеет право исполнять обязанности главы муниципального образования до проведения выборов. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. в заявлении об оспаривании решений органов местного самоуправления должно быть указано какие именно права и свободы нарушены. В заявлении Потяковой Т.Г. не указано какие именно права и свободы были нарушены оспариваемыми решениями. Просит отказать в удовлетворении заявления Потяковой Т.Г. просит отказать в полном объеме. Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Потякова Т.Г. избрана главой муниципального образования городское поселение «Северомуйское» на муниципальных выборах 12 октября 2008 г. Из заявления Потяковой Т.Г. в Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» от 31.01.2012 г. следует, что она просит принять отставку с должности Главы МО ГП «Северомуйское» по собственному желанию с 01.02.2012 г. Согласно решения № 98 от 01.02.2012 г. четырнадцатой внеочередной сессии Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» решено досрочно прекратить полномочия главы муниципального образования городское поселение «Северомуйское Потяковой Т.Г. по собственному желанию. Решение вступает в силу с момента его принятия. Согласно заявления Потяковой Т.Г. в Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» от 01.02.2012 г., поступившие в Совет депутатов в 11 ч. 55 мин. Потякова Т.Г. отзывает, в связи с тем, что она находится в отпуске. Согласно п.2 ч.6 ст.36 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ-131) полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае: отставки по собственному желанию. Пункт 2 ч.1 ст.31 Устава муниципального образования городское поселение «Северомуйское» также предусматривает досрочное прекращение полномочий главы городского поселения в случае отставки по собственному желанию. Ни федеральным законом ФЗ-131 ни Уставом МО ГП «Северомуйское» не предусмотрено, что в полномочия представительного органа муниципального образования входит вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования по собственному желанию. Кроме того, федеральным законом ФЗ-131, Уставом МО ГП «Северомуйское» не регламентирован порядок досрочного прекращения полномочий главы городского поселения в случае отставки по собственному желанию. Учитывая отсутствия регламентации, суд считает, что в данном случае необходимо применять нормы трудового законодательства в той, части, в которой они не противоречат законодательству о местном самоуправлении. При этом довод председателя Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Черниковой Т.В. о том, что трудовое законодательство в данном случае не может применяться, необоснован. Согласно ст.11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. В соответствии с ч.2 ст.3 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Согласно приказа Администрации МО ГП «Северомуйское» № 26 от 19.12.2011 г. Главе МО ГП «Северомуйское» - руководителю Администрации муниципального образования городское поселение «Северомуйское» Потяковой Т.Г. предоставлен отпуск с 20 декабря 2011 г. по 24 февраля 2012 г. Согласно ч.1 ст.36 ФЗ-131 глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст.21 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. Суд считает, что с учетом сложившийся практики увольнение работника или прекращение полномочий главы муниципального образования, в т.ч. и по собственному желанию, во время нахождения в отпуске недопустимо. По мнению суда, в данном случае, необходимо было сначала решить вопрос об отзыве Потяковой Т.Г. из отпуска, а затем уже решать вопрос о ее досрочной отставке. Кроме того, суд считает, что по аналогии с ч.13 ст.74.1 ФЗ-131 Совет депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское», решая вопрос о досрочном прекращении полномочий Потяковой Т.Г., должен был уведомить ее о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также дать возможность объяснить в связи с чем она написала заявление. Таким образом, суд считает, что вышеуказанные нарушения позволяют сделать вывод о том, что принятое Советом депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» решение № 98 о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования городское поселение «Северомуйское Потяковой Т.Г. по собственному желанию является незаконным и подлежащим отмене. Согласно решения № 99 от 01.02.2012 г. четырнадцатой внеочередной сессии Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» решено возложить временное исполнение полномочий главы муниципального образования городское поселение «Северомуйское» с 01.02.2012 г. на Председателя Совета депутатов Черникову Т.В.. В соответствии с ч.7 ст.36 ФЗ-131 в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Председатель представительного органа муниципального образования не является должностным лицом местного самоуправления и не может временно исполнять полномочия главы муниципального образования в случае, если его полномочия досрочно прекращены, что также является нарушением оспариваемого решения. Довод представителя ответчика о том, что в соответствии со ст.2 ФЗ-131 она является выборным должностным лицом местного самоуправления и соответственно имеет право исполнять полномочия главы муниципального образования, а также то, что в Уставе указано, что исполняет обязанность именно председатель Совета депутатов, необоснован. В ст.36 ФЗ-131 прямо указано, что исполняет обязанности именно должностное лицо местного самоуправления, а не выборное. Кроме того, положения ч.2 ст.31 Устава входит в противоречия с положениями п.2 ч.2 ст.34 Устава, согласно которым заместитель главы городского поселения осуществляет полномочия по руководству администрации в случае отсутсвия главы городского поселения, в т.ч., когда глава городского поселения не может исполнять свои обязанности и при досрочном прекращении его полномочий. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 257-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Главы муниципального образования городское поселение «Северомуйское» Потяковой Т.Г. о признании решений сессии Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» незаконными и недействующими, их отмене удовлетворить. Признать решения четырнадцатой внеочередной сессии Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Северомуйское» № 98 от 01.02.2012 г. «О прекращении полномочий главы МО ГП «Северомуйское» Т.Г. Потяковой», № 99 от 01.02.2012 г. о «Временном возложении полномочий главы МО ГП «Северомуйское» незаконным и отменить их. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Е.И. Захаров