Решение по иску прокурора



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Саган-Нур 25 августа 2010 года              

            Судья Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия Базаржапов А.Б.,

при секретаре Басовой А.В.,

с участием и.о. прокурора Мухоршибирского района РБ Манзаева Б.Э.,

представителя ответчика главы МО СП «Х» Коденева М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Мухоршибирского района РБ к МО СП «Х» (в порядке ст.45 ГПК РФ),

УСТАНОВИЛ:

            И.о. прокурора Мухоршибирского района РБ обратился с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Проверкой установлено, что в нарушение требований п. «г», «д»  ч. 2 ст.11, ст.25 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» МО СП «Х» в бюджете поселения не предусматриваются денежные средства на осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; в нарушение ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 6.3 Распоряжения Правительства Республики Бурятия от 24 марта 2009 года № 100-р администрация сельского поселения не обеспечена переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения. Здание администрации сельского поселения не заблокировано автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, электросети эксплуатируются с нарушением правил устройства электроустановок (провода АППВ проложены открытым способом, соединение жил проводов выполнены скруткой, допускается эксплуатация не заизолированных участков электропроводов, открытых распределительных коробок), не произведен замер сопротивления изоляции проводов силовой и осветительной электросети, населенный пункт не обеспечен исправным, бесперебойным водоснабжением для целей пожаротушения. В результате бездействия администрации МО СП «Х» по организации обеспечения мер пожарной безопасности поселение не готово к обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций (от лесных и бытовых пожаров), что создает угрозу возникновения и распространения пожаров, также нарушаются конституционные права граждан на охрану здоровья, возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.

            В судебном заседании и.о. прокурора района Манзаев Б.Э. исковые требования поддержал частично, просил суд обязать МО СП «Х» предусмотреть в бюджете сельского поселения на 2011 год денежные средства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, на борьбу с лесными пожарами, для оказания материальной помощи гражданам, оставшимся в результате пожаров без жилья; помещение администрации МО СП «Х» заблокировать автоматической системой пожарной сигнализации и автоматической системой оповещения людей о пожаре, а также произвести замеры сопротивления изоляции проводов силовой и осветительной электросети в помещениях в срок до Дата обезличена года. От требования обязать МО СП «Х» обеспечить территорию села Х мотопомпами отказался.

            Глава МО СП «Х» Коденев М.А. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

            Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

            Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде действия (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

            На основании п. 4 ст. 27, п.3 ст. 35 федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита права граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

            В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту права и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

            Так, проверкой установлено, что согласно предписания Номер обезличен от Дата обезличена года по устранению нарушений требований пожарной безопасности главе МО СП «Х» Коденеву М.А. предписано выполнить на территории и административных зданиях следующие действия:  организовать обучение населения, работников предприятий требованиям пожарной безопасности; производить информирование населения о  мерах пожарной безопасности, обстановки с пожарами, путем распространения наглядной агитации, памяток, использования средств массовой информации, местных печатных изданий, организации и проведения собраний населения; установить порядок финансирования, оснащения, оповещения и привлечения добровольных противопожарных формирований для ликвидации пожаров; установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории поселения; определить порядок подворного закрепления противопожарного инвентаря, в том числе емкостей с водой на случай возникновения пожара; обеспечить населенный пункт переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; установить наружное освещение на территории поселения для быстрого нахождения пожарных водоисточников, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к входам зданий и сооружений; заблокировать автоматической системой пожарной сигнализации и автоматической системой оповещения людей о пожаре здание администрации сельского поселения; провести капитальный ремонт электросети в помещениях администрации;  произвести замер сопротивления изоляции проводов силовой и осветительной электросети в помещениях администрации; оснастить помещения администрации в полном объеме ручными огнетушителями; издать приказ о поддержании соответствующего противопожарного режима в здании администрации; разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок выполнения полномочий органов МСУ.

            В результате внеплановой проверки от Дата обезличена года установлено, что сельский населенный пункт не обеспечен переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения в соответствии с нормами положенности, здание администрации сельского поселения не заблокировано автоматической системой пожарной сигнализации и автоматической системой оповещения людей о пожаре, электросети в помещениях сельского администрации сельского поселения эксплуатируются с нарушением правил устройства электроустановок, не произведен замер сопротивления изоляции проводов силовой и осветительной электросети в помещениях администрации, что подтверждается актом проверки группы ГПН по Мухоршибирскому району РБ от Дата обезличена года.

            В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности глава администрации МО СП «Х» Коденев М.А. постановлением мирового судьи 2 судебного участка Мухоршибирского района РБ от Дата обезличена года привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 1000 рублей.

            Из сведений МО СП «Х» от Дата обезличена года следует, что факты выявленных нарушений в области законодательства по противопожарной безопасности до настоящего времени не устранены.

            В соответствии со ст. 3, 19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

            В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

            Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом в силу ст. 25 данного Федерального закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

            Пункты 9,10 ст. 28 Устава МО СП «Х» также предусматривают, что администрация поселения под руководством главы участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

            Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией МО СП «Х» в нарушение требований федерального законодательства о противопожарной безопасности не принимаются необходимые меры по решению вопросов местного значения и реализации предоставленных полномочий. В связи с чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан на безопасность, в том числе право на защиту и охрану жизни и здоровья, обеспечения безопасности. Ответственность за нарушение указанных требований в соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

            При указанных обстоятельствах суду находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

            Исковое заявление и.о. прокурора Мухоршибирского района к МО СП «Х» - удовлетворить.

            Обязать МО СП «Х»:

- предусмотреть в бюджете муниципального образования сельского поселения на 2011 год денежные средства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, на борьбу с лесными пожарами, для оказания материальной помощи гражданам, оставшимся в результате пожаров без жилья;

-  в срок до Дата обезличена года помещение администрации МО СП «Х» заблокировать автоматической системой пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения людей о пожаре;

-  произвести замеры сопротивления изоляции проводов силовой и осветительной электросети в помещении администрации МО СП «Х».      

            Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

                   

Судья подпись А.Б. Базаржапов

           

Копия верна.

Судья Мухоршибирского

районного суда А.Б. Базаржапов