Решение о досрочном назначении пенсии



Дело № 2-1/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2011 года пос. Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Данилова О.И.,

при секретаре Криваль А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кравчука В.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе РК о досрочном назначении трудовой пенсии,

установил:

Кравчук В.И. (далее – истец) обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что 06 августа 2009 года он обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ. Решением комиссии пенсионного фонда истцу было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, в связи с недостаточным льготным стажем, по тем основаниям, что должность, записанная в трудовой книжке и в приказе о приеме (водитель дрезины) не соответствует наименованию должности, а именно машинист автомотрисы, указанной в списках, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 273, которая давала бы право на назначение пенсии в льготном исчислении. Истец 20 апреля 1982 года был принят в <данные изъяты>. Запись в трудовой книжке была сделана «Принят водителем дрезины 5-го разряда» (запись Номер от ХХ.ХХ.ХХ., приказ Номер от ХХ.ХХ.ХХ.). На основании Указа Министерства путей сообщения № Г-23211 от 30 июля 1986 года, изменено название <данные изъяты> на <данные изъяты> В соответствии с указанием МПС № 144 у от 29 декабря 1995 года, приказа МПС № 6/ц от 17 марта 1997 года, приказа начальника дороги № 91/н от 09 апреля 1997 года, истец был переведен на <данные изъяты> в должности водителя дрезины пятого разряда. ХХ.ХХ.ХХ. сделана запись в трудовой книжке Номер «Переведен машинистом автомотрисы». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работникам отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» и утвержденным данным постановлением «Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работникам отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на досрочную пенсию имеют машинисты и помощники автомотрис и мотовозов. По мнению истца, его должность, изначально, при приеме на работу, должна была звучать как машинист автомотрисы, транспортное средство на котором он осуществлял работу, являлось автомотрисой, но такое понятие было введено лишь в 1992 году, до этого транспортное средство считалось дрезиной. В справке, выданной истцу <данные изъяты> пути Номер от ХХ.ХХ.ХХ., указано, что на балансе предприятия находились автомотрисы: так трудовая деятельность истца 20 апреля 1982 года осуществлялась на АС 1М № 1492, которая является (что подтверждается справкой) автомотрисой; далее истец осуществлял свою профессиональную деятельность на АС-3М №0018, которая также называется и фактически является автомотрисой, с 2000 года изменена запись в трудовой книжке с «водителя дрезины» на «машиниста автомотрисы», а транспортное средство в этот период было АС-1 № 1492. Истец обратился с заявлением в <данные изъяты> с просьбой о внесении изменения в запись в трудовой книжке. Был получен отказ № 62-04/11от 04 июня 2009 года, в связи с тем, что в штатном расписании организации отсутствовала должность машинист автомотрисы, однако сделанная в 2000 году запись в трудовой книжке - машинист автомотрисы также отсутствовала в штатном расписании.

Истец просит суд: - признать решение ответчика (протокол от 06.11.2009 г. № 268) незаконным; - обязать ответчика зачесть в льготный стаж периоды работы в <данные изъяты> в качестве машиниста автомотрисы с 20 апреля 1982 года по 21 октября 2000 года, - обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ с момента обращения, т.е. с 06 августа 2009 года.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просит суд: 1) признать решение комиссии (протокол № 268 от 06 ноября 2009 года) УПФ РФ в Муезерском районе по РК незаконным; 2) обязать ответчика зачесть в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, период работы в качестве машиниста автомотрисы, с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 272 «Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» с 24 апреля 1992 года по 31 октября 2000 года, который в календарном исчислении составил 8 лет 6 месяцев 7 дней, и с 1 ноября 2000 года по 13 февраля 2006 года в полном объеме, который в календарном исчислении составил 5 лет 3 месяца 13 дней, а суммарно период в качестве машиниста автомотрисы составил 13 лет 9 месяцев 20 дней; 3) обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, с момента обращения с 06 августа 2009 года. Данные уточнения иска приняты судом к рассмотрению.

Решением Муезерского районного суда Республики Карелия от 1 апреля 2010 года исковые требования истца были удовлетворены.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 1 июня 2010 года решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 1 апреля 2010 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

Определением Муезерского районного суда Республики Карелия от 18 июня 2010 года гражданское дело принято к производству суда.

Определением Муезерского районного суда Республики Карелия от 19 июля 2010 года производство по настоящему делу было приостановлено до рассмотрения надзорной жалобы истца на кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 1 июня 2010 года.

Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Карелия от 4 августа 2010 года кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 1 июня 2010 года отменено, дело направлено на новое кассационное рассмотрение.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 августа 2010 года решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 1 апреля 2010 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, не явился, через своего представителя просил о рассмотрении дела без своего участия.

В судебном заседании представитель истца Путролайнен Т.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также заявила о том, что с расчетом ответчика, сделанного по требованию суда, при условии включения в льготный стаж периода работы с 24.04.1992 г. по 31.10.2000 г. и с 01.11.2000 г. по 13.02.2006 г. полностью согласна.

Представитель ответчика Юрчик В.Л., специалист, действующий на основании доверенности от ХХ.ХХ.ХХ. Номер, возражая против иска, пояснил, что заявленные требования являются необоснованными, поскольку в назначении досрочной пенсии истцу отказано законно. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года страховой стаж после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. По предоставленным документам и по данным выписки из индивидуального лицевого счета стаж работы истца на 06 августа 2009 года составил: страховой стаж – 29 лет 11 месяцев 04 дня; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 25 лет 00 месяцев 23 дня; льготный стаж работы – 01 год 02 месяца 00 дней. Согласно письму ОАО «РЖД» Номер от ХХ.ХХ.ХХ. и Акта о результатах камеральной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в том числе стаже на соответствующих видах работ, Управления ПФР в г. Костомукша № 17 от 05 октября 2009 года в штатных расписаниях за период с 1982 года по 01 ноября 2004 года должность «Машинист автомотрисы» отсутствует. В соответствии со «Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются только «машинисты и помощники машинистов автомотрис и мотовозов».

Представитель третьего лица – ОАО «РЖД» – в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец в период времени с 20 апреля 1982 по 01 ноября 2000 года работал водителем дрезины в <данные изъяты>, название которой на основании Указа Министерства путей сообщения от 30 июля 1986 года № Г-23211 изменено на название <данные изъяты>. 01 ноября 2000 года истец переведен машинистом автомотрисы, а с ХХ.ХХ.ХХ. принят по переводу в <данные изъяты> слесарем по ремонту и осмотру локомотивов, где продолжает трудиться и по сегодняшний день. Однако, как указал в письменном отзыве представитель ОАО «РЖД», на что также указано в протоколе комиссии ответчика от 06.11.2009 г. № 268 и что подтверждается материалами выплатного дела <данные изъяты>, запись истцу в трудовой книжке о его переводе с 1 ноября 2000 года с должности «Водитель дрезины» на должность «Машинист автомотрисы» сделана ошибочно и эта запись работодателем признана недействительной, истец признан работающим в должности «Машинист автомотрисы» только с 1 ноября 2004 года (выплатное дело л.д. 14, 17).

ХХ.ХХ.ХХ. году истцу исполнилось 50 лет, и ХХ.ХХ.ХХ. он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно.

Ответчик своим решением от 06.11.2009 г. № 268, установив, что страховой стаж истца составляет 29 лет 11 месяцев 4 дня, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 25 лет 23 дня, а льготный стаж составляет только 1 год 2 месяца в должности «машинист автомотрисы» с 1 ноября 2004 года по 31.12.2005 г., отказал истцу в праве на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с недостаточностью льготного стажа работы.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 173-ФЗ) досрочная пенсия мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, назначается, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В силу пункта 2 статьи 27 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Списку № 2 Производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, ни профессия «машинист автомотрисы», ни профессия «водитель дрезины» в указанный Список не были включены.

Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 272 был утвержден Список Профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», согласно которому в льготный Список включена и профессия «машинист автомотрисы».

Поскольку с 1 января 2002 года Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 173-ФЗ постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 вышеназванного Федерального закона применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272.

Таким образом, с 24 апреля 1992 года (момента начала действия постановления Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 272) в льготный Список профессий дающих право на досрочную пенсию включена только профессия «машинист автомотрисы».

В соответствии с ранее действовавшими Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 12.09.1990 г. № 369/16-52, и действующими Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, основным документом, подтверждающим период (стаж) работы, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Определением Муезерского районного суда Республики Карелия от 23 сентября 2010 года была назначена судебная экспертиза условий труда истца с целью установления соответствия условий его труда условиям труда машиниста автомотрисы, производство которой было поручено отделу охраны труда и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и занятости Республики Карелия.

Согласно заключению эксперта Номер от ХХ.ХХ.ХХ. условия труда и характер работы истца, работавшего водителем дрезины с 20.04.1982 г. по 31.10.2000 г. не соответствовали требованиям Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272.

Данный вывод эксперта основан на том, что в указанный период времени истец мог работать только на имеющихся на балансе дистанции пути транспортных средствах: АС-1М № 1492, ДГКУ-4200, ДКГУ-4775, АГМс-989, которые в соответствии с их техническими характеристиками являются дрезинами, что подтверждается представленными ОАО «РЖД» документами (техническими паспортами, актами о списании, справкой от 14.12.2010 г. № 564, инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ от 28.07.1997 г. № ЦП-485).

Автомотриса АС-3М № 0018 появилась на балансе <данные изъяты> с ноября 2000 года, а автомотриса АГВ-685 была принята на баланс <данные изъяты> только в феврале 2004 года, что подтверждается справкой ОАО «РЖД» от ХХ.ХХ.ХХ. Номер (л.д. 197).

Таким образом, требование истца о включении в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, периода работы в качестве водителя дрезины, с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 272 «Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» с 24 апреля 1992 года по 31 октября 2000 года, не подлежит удовлетворению.

Требование истца о включении в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, периода работы в качестве машиниста автомотрисы с 01 ноября 2000 года по 13 февраля 2006 года, подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

В период с 1 ноября 2000 года по 13 февраля 2006 года (день увольнения истца) на балансе <данные изъяты> где работал истец, имелись в наличии, как дрезины, так и автомотрисы. Истец имел право управления, как дрезинами, так и автомотрисами. По приказу он работал водителем дрезины и приказом ОАО «РЖД» истец был переведен машинистом автомотрисы только с 1 ноября 2004 года (л.д. 77). Истец работал в этой должности по 13 февраля 2006 года.

Следовательно, истцу необходимо представить доказательства, свидетельствующие о том, что в период с 1 ноября 2000 года по 31 октября 2004 года он работал именно машинистом автомотрисы, а не водителем дрезины.

Согласно заключению эксперта условия труда истца условиям работы машиниста автомотрисы соответствуют только за период с 1 декабря 2003 года по 31 октября 2004 года, что подтверждается справкой ОАО «РЖД» от 16 декабря 2010 г. № 39 (л.д. 165) и маршрутными листами (л.д. 167-188). Доказательств работы истцом машинистом автомотрисы за период с 1 ноября 2000 года по 30 ноября 2003 года суду не представлено.

Согласно п. 2 ст. 13 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» N 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периода работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица (выплатное дело листы 18-30) доказательства работы истца в льготной должности машиниста автомотрисы и в период с 1 января 2006 года по 13 февраля 2006 года отсутствуют, следовательно, требование истца о включении в льготный стаж указанного периода работы также не подлежит удовлетворению.

При определении периодов работы, включаемых судом в специальный стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, суд исходит из расчета стажа, представленного ответчиком на основании заключения эксперта (л.д. 213-215).

Таким образом, на основании имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что включению в льготный стаж истца для назначения досрочной пенсии подлежит период работы машинистом автомотрисы с 1 декабря 2003 года по 31 октября 2004 года, что составляет в календарном исчислении 11 месяцев, а с учетом включенного ответчиком в льготный стаж периода с 1 ноября 2004 по 31 декабря 2005 года стаж работы истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 5 пункту 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, при необходимых 08 годах 04 месяцев в календарном исчислении или 12 годах 06 месяцев в льготном исчислении, составляет на момент обращения истца к ответчику 2 года 01 месяц в календарном исчислении.

Согласно статье 19 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку, как установлено судом, на день обращения к ответчику (6 августа 2009 года) у истца необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с действующим пенсионным законодательством не имелось даже при условии включения в льготный стаж периода работы машинистом автомотрисы с 1 декабря 2003 года по 31 октября 2004 года, требование истца об обязании ответчика назначить ему пенсию с момента обращения не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленный иск Кравчука В.И. – удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе РК включить в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ Кравчуку В.И., период работы в качестве машиниста автомотрисы с 1 декабря 2003 года по 31 октября 2004 года в полном объеме, который в календарном исчислении составил 11 месяцев.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Муезерский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: О.И. Данилов

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 25 января 2011 года.

Судья: О.И. Данилов