Дело № 2-147/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2011 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Антонова Н.И.,
с участием:
представителя ответчика Видякиной И.И.,
представителя третьего лица Котова П.В.,
при секретаре судебного заседания Сакулиной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муезерского района в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муезерского городского поселения о понуждении совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Муезерского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с указанным заявлением к ответчику по тем основаниям, что прокуратурой Муезерского района проведена проверка по обращению жителей домов, расположенных по <адрес> <адрес>, по факту аварийного состояния автодорожного моста через реку <данные изъяты>
В связи с аварийным состоянием данного моста жителям домов, расположенных по <адрес> <адрес> затруднена доставка газа, дров, проезд пожарной машины и машины « скорой помощи»
В ходе проведенной проверки установлено, что автодорожный мост через реку <данные изъяты> на момент передачи ДД.ММ.ГГГГ муниципального имущества из муниципальной собственности муниципального образования «Муезерский муниципальный район» в муниципальную собственность муниципального образования « Муезерское городское поселение» находился и в настоящее время находится в аварийном состоянии, о чем свидетельствует акт обследования искусственного сооружения - деревянного моста через реку <данные изъяты> по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В результате длительного непринятия мер по проведению капитального ремонта автодорожного моста на <адрес>, а также в результате длительного неисполнения администрацией МО «Муезерское городское поселение» полномочий по дорожной деятельности нарушаются права пользователей автомобильными дорогами на свободное осуществление проезда транспортных средств, перевозки грузов по автодорожному мосту на <адрес> <адрес>, предусмотренные п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257, а также, нарушаются права граждан проживающих в домах, расположенных на <адрес> <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прокурор Муезерского районапросит суд: возложить на администрацию МО «Муезерское городское поселение» обязанность провести капитальный ремонт автодорожного моста на <адрес> <адрес> до 31.12.2011 года.
ПрокурорВерешко С.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в иске. Уточнила исковые требования и просит обязать администрацию Муезерского городского поселения провести капитальный ремонт автодорожного моста через реку <данные изъяты> на <адрес> <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - Видякина И.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявила о признании Администрацией Муезерского городского поселения исковых требований прокурора. Пояснила, что администрация Муезерского городского поселения исковые требования признает, но не имеет финансовых средств для проведения необходимых работ по подготовке проектно-сметной документации, а также средств для капитального ремонта моста. Полагает, что администрация Муезерского муниципального района должна участвовать в ремонте моста и помогать в подготовке проектно-сметной документации, поскольку на момент передачи в собственность администрации Муезерского городского поселения мост уже находился в аварийном состоянии.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - администрации Муезерского муниципального района, Котов П.В., действующий по доверенности, в судебном заседании иск прокурора полагал обоснованным. Признание иска ответчиком поддерживает. Пояснил, что с момента разграничения имущества, находящегося в собственности Муезерского муниципального района, и передачи моста в собственность администрации Муезерского городского поселения, бремя его содержания, в том числе и проведение капитального ремонта, является обязанностью именно администрации Муезерского городского поселения. Администрация Муезерского муниципального района, не являясь собственником указанного моста, не несет ответственности за его обслуживание, содержание и ремонт
Суд, заслушав пояснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая, что предметом заявленных прокурором требований является обеспечение жизнедеятельности, безопасности здоровья и жизни жителей указанного поселения, а также иных лиц, находящихся на территории указанного поселения в силу служебной или иной необходимости, то есть неопределенного круга лиц, суд считает обоснованным обращение прокурора с заявленными им требованиями в порядке статьи 45 ГПК РФ.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Судом установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия № 28-П от 16 февраля 2009 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Муезерского муниципального района» и утвержденным в приложении № 1 Перечнем муниципального имущества Муезерского муниципального района, передаваемого в муниципальную собственность поселений, входящих в состав Муезерского муниципального района, по акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ в числе прочего имущества в собственность Муезерского городского поселения передан автодорожный мост через реку <данные изъяты> по <адрес>.
Со дня вступления указанного постановления в силу у администрации Муезерского городского поселения возникло право собственности на переданное имущество, в том числе на мост через реку <данные изъяты> по <адрес>, и, соответственно, бремя его содержания.
Автодорожный мост через реку <данные изъяты> по <адрес> в поселке <адрес> находится в аварийном техническом состоянии. Движение по мосту автотранспорта и людей затруднено и представляет опасность. Затруднена доставка газа, дров, проезд пожарного автотранспорта и машин «скорой помощи», что создает угрозу жизни и здоровью граждан - неопределенного круга лиц, а также имуществу указанных лиц.
Технически аварийное состояние автодорожного моста по <адрес> в поселке <адрес> признается и не оспаривается сторонами и объективно подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе:
- обращением жителей <адрес> поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Муезерского муниципального района и главы Муезерского городского поселения, согласно которому граждане указывают об аварийном состоянии моста и просят содействия в его ремонте;
- актом обследования искусственного сооружения - деревянного моста через реку <данные изъяты> по <адрес> в поселке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено неудовлетворительное техническое состояние моста, мост признан аварийным, комиссией рекомендовано выполнить ремонтно-строительные работы по разборке старого и строительству нового моста;
- перепиской за период ДД.ММ.ГГГГ год администрации Муезерского городского поселения, администрации Муезерского муниципального района, Министерства строительства Республики Карелия и Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения об аварийном состоянии моста о необходимости проведения капитального ремонта автодорожного моста по <адрес> в поселке <адрес>.;
- ответом Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения на коллективное обращение граждан по вопросу непринятия мер по ремонту (строительству нового) моста через <адрес> на территорию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным Главе Муезерского муниципального района и главе Муезерского городского поселения, установлено, что по информации заместителя Министерства строительства ФИО4 обращений от руководства района или поселения и соответствующих материалов о рассмотрении вопроса включения строительства (ремонта) данного моста в Республиканскую инвестиционную программу не поступало;
- фототаблицей, представленной прокурором, из которой наглядно усматривается технически неудовлетворительное (аварийное) состояние моста.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257 ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог водотоками, в местах, которые являются препятствиями для такого движения(в том числе мосты). Указанной статьей определено, что дорожная деятельность- это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожные сооружения и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В качестве владельцев автомобильных дорог статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257 ФЗ определена, в числе прочих, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющая автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Изложенные правовые нормы в совокупности указывают на обязанность администрации Муезерского городского поселения осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая искусственные сооружения, а также осуществлять их содержание в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств и безопасных условий такого движения.
Поскольку администрацией Муезерского городского поселения указанные полномочия и обязанности не исполняются, а искусственное дорожное сооружение - автодорожный мост через реку <данные изъяты> по <адрес>, находящийся в аварийном состоянии и требующий капитального ремонта, расположен в границах Муезерского городского поселения, суд полагает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из фактических обстоятельств дела, при разрешении заявленного иска суд учитывает положения статьи 1065 ГК РФ, направленные на предупреждение возможного причинения вреда в будущем в результате эксплуатации аварийного моста.
С учетом положений статей 39, 173 ГПК РФ, суд также принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В заявленных требованиях прокурор просит обязать администрацию Муезерского городского поселения провести капитальный ремонт автодорожного моста через реку Муезерка на <адрес> <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая необходимость подготовки проектно-сметной документации, подбора подрядчика для выполнения ремонта, подготовку и составление иной документации, необходимость изыскания финансовых средств, а также существующую опасность (угрозу) эксплуатации аварийного моста для неопределенного круга лиц, суд полагает указанный срок разумным, справедливым и достаточным.
В соответствии с подпунктами 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины. На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при участии в деле в качестве ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленный иск прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Муезерского городского поселенияпровести капитальный ремонт автодорожного моста через реку <данные изъяты> на <адрес> поселка <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17.05.2011 г.
Судья- Н.И.Антонов