Решение об оспаривании решения органа государственной власти



Дело № 2-111/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2011 года                                                                              пос. Муезерский                                                                         

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Антонова Н.И.,

при секретаре                           Сакулиной Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Глебовой Н.А. об оспаривании решения органа государственной власти,

у с т а н о в и л:

Глебова Н.А. (далее заявитель) обратилась в суд с указанным заявлением по следующим основаниям. Заявитель является вдовой (членом семьи) военнослужащего - <данные изъяты> Глебова Ю.А., ранее проходившего военную службу по контракту. Выслуга лет Глебова Ю.А. составляет более 10 лет в календарном исчислении. ДД.ММ.ГГГГ Глебов Ю.А. умер. У заявителя имеются совершеннолетние дети : Глебова В.Ю., Глебова Л.Ю,, Глебов А.Ю.. С ДД.ММ.ГГГГ (то есть до ДД.ММ.ГГГГ) семья заявителя состоит в очереди на улучшение жилищных условий в органе местного самоуправления. По мнению заявителя, она, как член семьи гражданина, проходившего военную службу по контракту и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, в соответствии с п. «г» ст. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее Правил), имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом. ДД.ММ.ГГГГ заявителем в адрес главы администрации Муезерского городского поселения было подано заявление (рапорт) с необходимыми приложениями о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». ДД.ММ.ГГГГ администрацией Муезерского городского поселения заявление и пакет приложений к нему были направлены в Министерство строительства Республики Карелия. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Муезерского городского поселения от Министерство строительства Республики Карелия поступило решение , согласно которому заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам, участникам подпрограммы по категории «Граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица». Заявитель с данным решением не согласна, считает его необоснованным, нарушающим ее права, свободы и законные интересы.              

Заявитель просит суд: - отменить решение Министерства строительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ ; - обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод и не препятствовать в реализации права на участие в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

В судебном заседании заявитель и ее представитель Свиньина Ю.В., действующая в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные требования поддержали в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, просит требования удовлетворить. Представитель заявителя также пояснила, что как такового официального отказа не было, оспариваемое решение препятствует участию заявителя в Программе и реализации ее права на обеспечение жильем. Семья заявителя до настоящего времени не обеспечена жильем, что не соответствует положениям Закона «О военнослужащих», который гарантирует их обеспечение жильем. При приеме от заявителя заявления и необходимого пакета документов, орган местного самоуправления претензий к качеству и количеству документов не предъявлял. Орган местного самоуправления является органом исполнительной власти и в соответствии с Программой также может принимать соответствующие решения в рамках данной Программы. В своем отзыве администрация Муезерского городского поселения отразила право заявителя на участие в Программе, указав о ее соответствии требованиям, предъявляемым к категориям граждан, указанным в п. «г» ст. 5 Правил. Кроме того, Министерством строительства Республики Карелия не представлены доказательства, подтверждающие полномочия по реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы ( далее Программа). При рассмотрения заявления Глебовой Н.А. Минстрой РК нарушил установленный 30-дневный срок рассмотрения, заявление рассматривалось почти 3 месяца. При принятии оспариваемого решения Минстроем РК за основу было взято последнее увольнение Глебова Ю.А. в запас по «статье», не было учтено, что в ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий Глебов Ю.А. был уволен из ВЧ 2146 и принят по переводу в ВЧ 2143, при этом выслуга у него на указанный момент была более 10 лет. Законодательно не конкретизировано после какого увольнения гражданин имеет право на участие в подпрограмме.             

Представитель заинтересованного лица - Министерства строительства Республики Карелия, извещенного о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Представлен письменный отзыв, согласно которому Министерство строительства Республики Карелия считает Глебову Н.А. не соответствующей требованиям, предъявляемым к гражданам-участникам Программы по категории «Граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица» в связи с увольнением ее супруга Глебова Ю.А. с военной службы в запас на основании п.п. «д» пункта 2 ст. 51 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно), что не соответствует п. «г» п. 5 Правил, что исключает ее возможность участия в Программе.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Администрация Муезерского городского поселения, Войсковая часть 2143, Пограничное Управление по Республике Карелия, Глебова В.Ю., Глебова Л.Ю. и Глебов А.Ю., извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились.

Согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд, заслушав заявителя и его представителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002 - 2010 года»         установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно п.п. «в» п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "г" пункта 5 осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 25.09.2006 г. № 129-П, установлено, что Министерство строительства Республики Карелия является органом, уполномоченным на реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Органы местного самоуправления, не отнесены к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и полномочиями по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы не наделены.

В связи с чем, доводы представителя заявителя об отсутствии у Министерства строительства Республики Карелия указанных полномочий и их наличии у администрации Муезерского городского поселения не обоснованы.

Право на жилище граждан Российской Федерации, имеющих статус военнослужащих, то есть проходящих военную службу по контракту, закреплено в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федеральных законов от 22.07.2010 № 159-ФЗ, от 08.12.2010 № 342-ФЗ,) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Аналогичные положения, устанавливающие право на получение жилья в зависимости от продолжительности военной службы и оснований увольнения, содержались и в первоначальной редакции вышеназванного Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ.

Таким образом, на законодательном уровне закреплено, что после вступления в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" для получения жилья от государства военнослужащие-граждане должны, во-первых, проходить военную службу по контракту, во-вторых, иметь общую продолжительность военной службы 10 лет и более и, в-третьих, увольняться с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., в том числе члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.

Изложенное указывает на то, что содержащиеся в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов положения, устанавливающие право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (членов их семей), на получение жилья и предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья находятся в зависимости от продолжительности военной службы и оснований увольнения.

При рассмотрении дела установлено, что Глебова Н.А. является вдовой <данные изъяты> Глебова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходившего военную службу по контракту, и умершего после увольнения в запас. Заявитель с 1984 года ( то есть до 01 января 2005 года) состоит в очереди на улучшение жилищных условий в органе местного самоуправления.

Согласно представленной заявителем архивной справке Центрального пограничного архива от ДД.ММ.ГГГГ и архивной выписки из приказа командира войсковой части 2143 от ДД.ММ.ГГГГ ок<данные изъяты> Глебов Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы в запас ВС РФ на основании п.п. «д» пункта 2 ст. 51 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно), а не в связи с достижением им предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Фактов и доказательств увольнения Глебова Ю.А. в запас ВС РФ ранее ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями, как утверждают заявитель и ее представитель, не установлено и не представлено. Более того, в соответствии с действующим законодательством, при увольнении в запас либо в отставку, уволенному военнослужащему, при наличии необходимой выслуги лет, назначается пенсия. Согласно справке Министерства безопасности Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ Глебову Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ (следующий за увольнением в запас день) назначена пенсия за выслугу лет.

При указанных данных, доводы заявителя и ее представителя о том, что Глебов Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ при переводе из ВЧ 2146 в ВЧ 2143 был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также доводы об отсутствии законодательной конкретизации времени увольнения после которого гражданин имеет право на участие в подпрограмме, являются заблуждением и неверным толкованием понятия «увольнение с военной службы в запас».

Частью 2 статьи 50 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ) «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе, - в отставку. Основание «увольнение в запас в связи с переводом в другую войсковую часть» указанным Федеральным законом не предусмотрено. Следовательно, основания увольнения Глебова Ю.А. не соответствуют требованиям подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, дающего право Глебовой Н.А., как члену семьи гражданина, проходившего военную службу по контракту и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы,     на участие в подпрограмме.

Согласно пункту 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил является основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»,       к решениям, затрагивающим (нарушающим) права и свободы гражданина, а также создающим препятствия к осуществлению прав и свобод, относятся акты органов государственной власти, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Письменным сообщением Министерства строительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ , по итогам рассмотрения заявления Глебовой Н.А. о включении ее в состав участников подпрограммы, указано о несоответствии заявителя требованиям, указанным в подпункте «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. По указанной причине Глебова Н.А. не включена в состав участников подпрограммы. Следовательно, данное сообщение по своей природе и характеру содержит властное волеизъявление и порождает для заявителя правовые последствия в виде отказа во включении в состав участников подпрограммы. О данном решении Глебова Н.А. узнала ДД.ММ.ГГГГ, получив сообщение из администрации Муезерского городского поселения, что подтверждается копией представленного конверта со штампом почтового отделения, что свидетельствует об обращении заявителя в суд с заявлением в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.     

При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение в виде письменного сообщения Министерства строительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии ФИО5 требованиям, указанным в подпункте «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, является законным, обоснованным, принятым в рамках предоставленных полномочий. Оснований для признания данного решения незаконным суд не усматривает, и считает необходимым отказать Глебовой Н.А. в удовлетворении заявления об оспаривании     решения органа государственной власти.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, оснований для взыскания расходов заявителя по оплате государственной пошлины, предусмотренных ст. 98 ГПК РФ, не имеется

Руководствуясь ст. ст. 194 -199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления об оспаривании решения органа государственной власти Глебовой Н.А. отказать

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме (мотивированное решение изготовлено 08.04.2011 г.).

Председательствующий судья -                                                                  Н.И.Антонов