Дело № 2-72/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2011 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Каськовича В.Н.,
при секретаре Веселовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полуянцевич С.О. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе РК о назначении досрочной трудовой пенсии,
установил:
Полуянцевич С.О. (далее истица) обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе РК (далее ответчик) по тем основаниям, что она ХХ.ХХ.ХХ. года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, согласно которого лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста может быть установлена трудовая пенсия. Ответчик исключил из стажа истицы периоды работы: с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. - отпуск по беременности и родам (<данные изъяты> в календарном исчислении и <данные изъяты> в льготном исчислении); с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. - отпуск по уходу за ребенком (в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>); не включены следующие периоды с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (в календарном исчислении <данные изъяты> в льготном исчислении <данные изъяты>), с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>) – время нахождения на курсах повышения квалификации. Продолжительность стажа истицы на день обращения за назначением пенсии на ХХ.ХХ.ХХ. года составила <данные изъяты> медицинского стажа. Истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии, в связи с недостаточностью специального стажа. В льготный стаж не включены периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком и нахождения на курсах повышения квалификации.
Истица просит суд: 1) признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в Муезерском районе от ХХ.ХХ.ХХ. № незаконным; 2) обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости периоды: с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>), с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>) – время нахождения на курсах повышения квалификации; 3) обязать ответчика исчислить в льготном порядке периоды: с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. - отпуск по беременности и родам (<данные изъяты> в календарном исчислении и <данные изъяты> в льготном исчислении); с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. - отпуск по уходу за ребенком (в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>); с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>), с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты> – время нахождения на курсах повышения квалификации; 4) Признать за Полуянцевич С.О. право на досрочную пенсию по старости и обязать ответчика назначить пенсию с ХХ.ХХ.ХХ..
В судебном заседании представитель истицы Путролайнен Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме, не отказываясь от общего объема исковых требований, уточнила требования, просит суд: - признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в Муезерском районе от ХХ.ХХ.ХХ. № незаконным; - обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости периоды: ХХ.ХХ.ХХ. – ХХ.ХХ.ХХ. (<данные изъяты>) – отпуск по уходу за ребенком, ХХ.ХХ.ХХ. - ХХ.ХХ.ХХ. (<данные изъяты> в календарном исчислении), ХХ.ХХ.ХХ. - ХХ.ХХ.ХХ. (<данные изъяты> в календарном исчислении) – время нахождения на курсах повышения квалификации; - обязать ответчика исчислить в льготном порядке периоды: ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (<данные изъяты>) - отпуск по уходу за ребенком; ХХ.ХХ.ХХ. - ХХ.ХХ.ХХ. (<данные изъяты>) – время нахождения на курсах повышения квалификации; - Признать за Полуянцевич С.О. право на досрочную пенсию по старости и обязать ответчика назначить пенсию с ХХ.ХХ.ХХ., а также заявила о том, что с расчетом ответчика, сделанного по требованию суда, при условии включения в специальный стаж спорных периодов работы, согласна.
Представитель ответчика – Юрчик В.Л., действующий на основании доверенности, возражая против иска, пояснил, что заявленные требования являются необоснованными, спорные периоды работы Полуянцевич С.О. исключены на законных основаниях, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях. Дополнил, что по расчету, произведенному УПФ, специальный стаж истицы на момент обращения за назначением пенсии ХХ.ХХ.ХХ., без учета спорных периодов, составляет в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>, с учетом включения данных периодов, льготный стаж составляет <данные изъяты>.
Суд, заслушав истицу, представителя истицы, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истицы, считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению, по мнению суда, доводы стороны истца являются обоснованными и подтверждаются исследованными судом доказательствами в совокупности.
Судом установлено, что истица в период времени с ХХ.ХХ.ХХ. по настоящее время работает в системе здравоохранения в Муниципальном учреждении здравоохранения Муезерская центральная районная больница, что подтверждается копией трудовой книжки истицы.
В соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
ХХ.ХХ.ХХ. истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Муезерском районе РК (далее Комиссия) от ХХ.ХХ.ХХ. № истице было отказано в назначении досрочной пенсии по причине недостаточности специального стажа. Из протокола заседания комиссии, медицинский стаж истицы на день обращения составил календарно <данные изъяты>, что в льготном исчислении <данные изъяты>.
Комиссией при подсчете льготного стажа из лечебной деятельности истицы исключен ряд периодов ее работы, в том числе: период отпуска по беременности и родам – <данные изъяты>; период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет – <данные изъяты> до 06.10.1992 года; период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет – <данные изъяты> после 06.10.1992 года; периоды нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты>.
Суд находит незаконным решение Комиссии в части исключения из подсчета льготного стажа работы истицы оспариваемых периодов.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (пункт 15).
Следовательно, отказ Комиссии во включении истице в специальный стаж периодов работы с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. отпуск по беременности и родам, с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. и с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет, является незаконным.
Также является незаконным и отказ Комиссии во включении в специальный стаж истицы периодов ее работы с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ., с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в которых истица находилась на курсах повышения квалификации.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как ранее действующее трудовое законодательство – ст. 112 Кодекса законов о труде РФ, так и ныне действующее – ст. 187 Трудового кодекса РФ гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.
Так, судом установлено, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ., с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. истица работала <данные изъяты>, находилась на курсах повышения квалификации по направлению работодателя, соответственно, обучение для нее являлось обязательным. В периоды прохождения истицей обучения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось и место работы, и заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Право лица на назначение трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения работником обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.
Следовательно, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации также должны быть зачтены в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
При таких обстоятельствах, поскольку истица занималась деятельностью по охране здоровья населения на протяжении всего периода своей работы, она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, так как имеет выслугу не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.
Согласно статье 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Как следует из материалов отказного пенсионного дела № <данные изъяты> Полуянцевич С.О. обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК ХХ.ХХ.ХХ..
В связи с изложенным, требования истицы о признании права на досрочное назначение пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности ее назначения с момента обращения, то есть с ХХ.ХХ.ХХ., подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленный иск Полуянцевич С.О. - удовлетворить.
Признать не законным отказ комиссии при ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе РК № от ХХ.ХХ.ХХ. в назначении Полуянцевич С.О. досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе РК включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда Полуянцевич С.О. следующие периоды работы:
с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. - отпуск по беременности и родам (<данные изъяты> в календарном исчислении), с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (<данные изъяты> в календарном исчислении), с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (<данные изъяты> в календарном исчислении) - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;
с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (<данные изъяты> в календарном исчислении), с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. (<данные изъяты> в календарном исчислении) – курсы повышения квалификации,
всего <данные изъяты> в календарном исчислении и <данные изъяты> в льготном исчислении.
Признать право Полуянцевич С.О. на досрочную пенсию по старости с ХХ.ХХ.ХХ..
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе назначить Полуянцевич С.О. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с момента обращения с ХХ.ХХ.ХХ..
Взыскать с ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе РК в пользу Полуянцевич С.О. 400 (Четыреста) рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья- В.Н. Каськович