о включении в специальный стаж периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2010 года р.п. Мучкапский Тамбовской области.

Мучкапский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Коростелевой Л.В.,

при секретаре Моревой Е.В.,

с участием: истицы Одиной О.В., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Мучкапском районе Благиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одиной О.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Мучкапском районе о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии и о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Одина О.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Мучкапском районе о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на следующее.

Длительное время она работала в учреждениях для детей, работа связана с педагогической деятельностью. Она приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии и по поводу её назначения обратилась в Пенсионный фонд. Однако, ей было отказано в назначении пенсии. Отказ она считает необоснованным, так как работает непрерывно в должности воспитателя в детском саду «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. Ей не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В этот период она работала в должности воспитателя в детском учреждении, занималась педагогической деятельностью. В её трудовой книжке имеются 2 записи, подтверждающие период работы. Запись № (1 лист) указывает на то, что она принята воспитателем в ясли-сад «<данные изъяты>», такая запись является правильной, детское учреждение носило именно такое название. На листе № трудовой книжки имеется запись также № о приеме на работу воспитателем в детский комбинат «<данные изъяты>», в данной записи допущена ошибка в написании названия детского учреждения. Поэтому данный период должен быть включен в специальный стаж работы. Кроме того, ей в специальный стаж работы не включены периоды нахождения в учебных отпусках, что также необоснованно, поскольку отпуска ей оплачивались, производились отчисления в ПФ.

Из отказа ПФ следует, что стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Одиной О.В., составляет <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ. Нет оснований засчитать в стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет 09 мес. 01 дн.) в должности воспитателя детского комбината «<данные изъяты>», так как данное наименование учреждения не поименовано Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Также нет оснований засчитать периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 мес. 29 дн.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 мес. 10 дн.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 мес. 29 дн.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 мес. 10 дн.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 мес. 29 дн.), которые не предусмотрены разъяснением Минтруда России от 22.05.1996г. №5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 22.05.19996г. № 29.

В судебном заседании истица Одина О.В. уточнила свои исковые требования и просила включить ей в стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ясли-сад «<данные изъяты>». В её трудовой книжке ошибочно было указано, что ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу в детский комбинат «<данные изъяты>». В указанный ею период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем в ясли-сад «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1 года. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вышла из отпуска по уходу за ребенком до полутора лет и работала воспитателем. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Кроме того, Одина О.В. просила включить в специальный стаж периоды нахождения в учебных отпусках – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период её работы после обращения в ПФ, в случае если суд посчитает недостаточным специального стажа работы на дату ее обращения в ПФ (ДД.ММ.ГГГГ), так как она продолжает работать в ДОУ детском саду «<данные изъяты>».

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Мучкапском районе Благина С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Одиной О.В. не признала, по основаниям указанным в отказе. Дополнительно Благина С.В. пояснила, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был засчитан Одиной О.В. из-за наименования учреждения. Кроме того, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в специальный стаж, так как не подтверждена педагогическая деятельность истицы. Период нахождения истицы в дополнительном отпуске, без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не подлежит включению в специальный стаж. Периоды нахождения истицы в учебных отпусках не подлежат включению в специальный стаж в связи с тем, что в эти периоды истица педагогическую деятельность не осуществляла. ПФ считает, что специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии истице составляет 18 лет 11 месяцев 08 дней, а согласно ст.28 «О трудовых пенсиях в РФ» необходим специальный стаж не менее 25 лет. Если суд зачтет истице оспариваемые ею периоды, то на момент обращения в ПФ специального стажа также будет не достаточно.

Свидетели М. и К. в суде показали, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя ясли-сада «<данные изъяты>». По документам детского комбината «<данные изъяты>» не было. В этот период Одина О.В. также находилась в отпуске по беременности и родам и в отпусках по уходу за ребенком. После исполнения ребенку полутора лет Одина выходила на работу, однако, в связи с тем, что ребенок часто болел, ушла в отпуск по уходу за ребенком до трех лет. В указанный период Одина О.В. не увольнялась, в отпусках без сохранения заработной платы не находилась.

В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год Одина О.В. обучалась в Тамбовском педагогическом училище. В связи с чем, ей представлялись учебные отпуска, в период которых за ней сохранялся средний заработок, из которого производились отчисления страховых взносов в ПФ.

Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд считает исковые требования истицы подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом суд руководствуется следующим.

Согласно п.19 ч.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается ранее возраста, установленного ст.7 данного закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Исчисление сроков выслуги за период до ДД.ММ.ГГГГ должно проводиться согласно Постановлению СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».

В соответствии с указанным постановлением, право на досрочную пенсию за выслугу лет имели воспитатели в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).

По периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из трудовой книжки истицы Одиной О.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята воспитателем в детский комбинат «<данные изъяты>». Однако, в судебном заседании было установлено, что детского комбината «<данные изъяты>» не существовало.

Согласно решения исполкома райсовета от ДД.ММ.ГГГГ был отведен земельный участок под строительство детсада-яслей на 280 мест, проект выдавался на строительство детских яслей-сада на 280 мест. В решении №14 исполнительного комитета Мучкапского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении акта государственной комиссии по приему детского комбината на 280 мест, было указано – утвердить акт государственной комиссии по приему детского комбината на 280 мест. Однако, постановлением № 275 администрации Мучкапского района Тамбовской области было внесено изменение в указанное выше решение и формулировка «детский комбинат на 280 мест» была заменена на формулировку «ясли-сад» на 280 мест. По мнению суда, в трудовой книжке истицы, ошибочно было указано наименование учреждения – детский комбинат «<данные изъяты>».

Факт работы Одиной О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также подтверждается актом о результатах проверки сведений о льготном трудовом стаже, из которого следует, что в расчетно-платежных ведомостях за 1990 год значится Одина О.В., которой проводились начисления з/пл. за основную работу с сентября 1990 года по января 1991 года.

Следовательно, вышеуказанные периоды подлежат включению Одиной О.В.в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

По периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В данный период времени истица находилась в отпуске по беременности и родам. Данное обстоятельство было подтверждено в судебном заседании показаниями свидетелей и актом о результатах проверки сведений о льготном трудовом стаже № от ДД.ММ.ГГГГ.

Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период нетрудоспособности и его следует включать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом № 173. Согласно п.5 Постановления Правительства от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

В судебном заседании было установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ Одина работала воспитателем в яслях-саде «<данные изъяты>» следовательно, вышеуказанный период, подлежит включению в специальный стаж работы.

По периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В данные периоды времени истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Согласно действующего в вышеуказанный период времени КЗОТ РФ (ст.165, 167), женщинам, по их желанию, при наличии общего трудового стажа не менее одного года, предоставлялись частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года с выплатой за эти периоды пособий по государственному социальному страхованию. Кроме отпуска по уходу за ребенком женщине, по ее заявлению, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. За время отпуска сохранялось место работы (должность). Этот отпуск мог быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Согласно письму Минсоцзащиты РФ от 27.11.1992 года № 4485/1-35 периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет до 06.10.92 г. (т.е. до даты вступления в силу изменений от 25.09.1992 г. в КЗОТ РФ, которыми исключается возможность зачета в льготный стаж таких периодов) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.

В суде было установлено, что истица находилась в указанные выше периоды в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, а затем (после вступления в силу постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11) в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Из представленной трудовой книжки истицы следует, что в этот период времени истица не увольнялась. Право истицы на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, имевшим место до ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено действующим в тот период законодательством.

Следовательно, вышеуказанные периоды, подлежат включению в специальный стаж работы.

По периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В данный период истица находилась в отпуске по уходу за ребенком после достижения им 1,5 лет до достижения возраста 3-х лет.

В соответствии с п.2 постановления СМ СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. №677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. №3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).

Таким образом, руководствуясь сложившейся судебной практикой (Определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14.05.2009 г. № 19-В09-3), вышеуказанный период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, подлежит включению в специальный стаж работы.

По периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В данные периоды истица работала на должности воспитателя в учреждениях, работа в которых дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.19 ст.27 Федерального закона №173 «О трудовых пенсиях в РФ» и находилась в учебных отпусках.

Согласно ст.174 ТК РФ работникам, направляемым на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования …, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

В периоды нахождения истицы в учебных отпусках по месту работы за ней сохранялся средний заработок, из которого производились отчисления страховых взносов в ПФ.

Как следует из обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г.) – с учетом положений ст.ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1) 18,19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, периоды нахождения истицы в учебных отпусках, подлежат включению в специальный стаж работы.

По периоду с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время

В данный период истица работала в должности воспитателя в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении детский сад «<данные изъяты>».

Истица просила засчитать ей данный период работы, в случае если суд посчитает недостаточным специального стажа работы на дату ее обращения в ПФ (ДД.ММ.ГГГГ), когда ПФ были засчитаны периоды ее работы включительно только по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика Благина С.В. не возражала против включения указанного периода в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

На дату обращения за пенсией специальный стаж истицы, не оспариваемый ответчиком, составил 18 лет 11 мес.10 дней. С учетом включения вышеуказанных периодов стаж составит на дату обращения 24 года 11 месяцев 26 дней. Следовательно, по мнению суда, исковые требования истицы, с учетом их уточнения, подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку у истицы после ее обращения в ПФ ДД.ММ.ГГГГ за назначением пенсии, право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости возникло по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, истице в соответствии с п.19 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты возникновения у нее права на такую пенсию.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Одиной О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Мучкапском районе включить Одиной О.В. в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Одиной Ольге Валентиновне досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через данный районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий

Судья: Л.В.Коростелева