Дело №№ 30 сентября 2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт- Петербурга
в составе : председательствующего судьи Подгорной Е.П.
при секретаре Романовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Грузинцевой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурге о признании незаконным решения об отказе в приеме документов на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,-
установил:
Грузинцева Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурге о признании незаконным решения об отказе в приеме документов на получение государственного сертификата на материнский капитал и признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал и обязании выдачи государственного сертификата на материнский капитал. В обоснование заявленных требований истица указала, что 03 февраля 2010 года она обратилась в УПФР в Московском районе Санкт-Петербуга с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. К заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта Грузинцевой Е.В., страховое свидетельство Грузинцевой Е.В., справка о рождении четвертого ребенка №34 от 17.02.2010г., выписка из роддома, свидетельство о рождении первого ребенка №258970 от 13.01.1994г., свидетельство о рождении второго ребенка №380613 от 06.02.1998г., свидетельство о рождении третьего ребенка №743746 от 14.10.2003г. В ответ на заявление УПФР в Московском районе Санкт- Петербурга ответило письменным отказам в принятии документов на получение дополнительных мер государственной поддержки, обосновав свою позицию тем, что согласно п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитали выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. №873 одновременно с заявлением подаются документы, подтверждающие рождение всех детей. Согласно ст.47 ГК РФ и ст.ст.3, 6 и 8 ФЗ от 15.11.1997 №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим факт рождения является свидетельство о рождении, а свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, и ребенка, умершего на первой недели жизни, в соответствие со ст.20 указанного Закона не выдается. Поскольку Грузинцевой Е.В. не было представлено свидетельство о рождении последнего ребенка, УПФР в Московском районе Санкт-Петербуга отказало в принятии соответствующих документов. Также истица указала, что она является матерью троих детей и родившая 19.01.2010г. мертвого ребенка на основании п.1 ст.З ФЗ от 29.12.2006г. №256-ФЗ, приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом, отсутствие свидетельства о рождении четвертого ребенка, и факт его смерти, не может служить обстоятельством препятствующим в получении сертификата в соответствии с приведенной выше нормой закона.
Истица в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы своему представителю – Кабацкой Т.И., которая в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования и указала, что правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, ограничение возможности лица на получение материнского капитала в зависимости от времени жизни ребенка и наличия у лица именно свидетельства о рождении ребенка законом не предусмотрено.
Представители ответчика – Янина О.Г., Жаркова Н. в суд явились, возражали против заявленных требований, указав, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2006 № 256- ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, а также у женщин, родивших третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Статьей 4 Федерального закона от 26.12.2006 № 256-ФЗ установлено, что федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки. Перечень информации, которая должна содержаться в регистре является исчерпывающим. Реквизиты свидетельств о рождении детей относятся к такой информации в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 4 Федерального закона от 26.12.2006 № 256-ФЗ. Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.12.2006 № 256-ФЗ заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал подается в территориальный орган ПФР со всеми необходимыми документами. Из совокупности норм части 1 статьи 3, статьи 4, части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.12.2006 № 256 ФЗ следует, что в целях настоящего Федерального закона свидетельства о рождении каждого ребенка являются необходимыми документами для подтверждения права на дополнительные меры государственной поддержки. В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256- ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 873 утверждены «Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал». Пунктом 4 Правил предусмотрено, что заявление о выдаче сертификата, подается по форме, согласно приложению к Правилам. Пункт 14 формы Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являющегося приложением к указанным Правилам, также как пункт 8 части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ требует указания реквизитов свидетельств о рождении детей. Таким образом, ни Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ, ни принятыми в его исполнение Правилами не предусмотрена возможность подтверждения права на дополнительные меры государственной поддержки без представления в орган ПФР свидетельств о рождении каждого ребенка. Федеральным законом от 28.07.2010 года № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» признан утратившим силу абзац третий пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 15.11.1997 года № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния». В соответствии с указанными изменениями родителям, дети которых умерли на первой неделе жизни, будет выдаваться свидетельство о рождении, а не справка о рождении, как было предусмотрено ранее. Указанное является подтверждением, что свидетельства о рождении каждого ребенка являются необходимыми документами для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в случае рождения мертвого ребенка свидетельство о рождении не выдается. Учитывая изложенное, Грузинцева Е.В., родившая после 1 января 2007 года мертвого ребенка, права на дополнительные меры государственной поддержки не имеет.
Представитель 3- го лица в суд явился, пояснений по существу заявленных требований не давал.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление Грузинцевой Е.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
19 января 2010 года Грузинцева Е.В. родила мертвого ребенка, о чем ей была выдана справка о рождении № 34 (л.д.11).
03 февраля 2010 года Грузинцева Е.В. обратилась в УПФР в Московском районе Санкт-Петербуга с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с рождением четвертого ребенка (л.д.7).
К заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта Грузинцевой Е.В., страховое свидетельство Грузинцевой Е.В., справка о рождении четвертого ребенка №34 от 17.02.2010г., выписка из роддома, свидетельство о рождении первого ребенка №258970 от 13.01.1994г., свидетельство о рождении второго ребенка №380613 от 06.02.1998г., свидетельство о рождении третьего ребенка №743746 от 14.10.2003г. (л.д.8,11,12,13,14).
УПФР в Московском районе Санкт- Петербурга ответило письменным отказам в принятии документов на получение дополнительных мер государственной поддержки, указав, что согласно п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитали выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. №873 одновременно с заявлением подаются документы, подтверждающие рождение всех детей. Согласно ст.47 ГК РФ и ст.ст.3, 6 и 8 ФЗ от 15.11.1997 №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим факт рождения является свидетельство о рождении, а свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, и ребенка, умершего на первой недели жизни, в соответствие со ст.20 указанного Закона не выдается (л.д.15).
Суд находит данный отказ правомерным по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального Закона от 26.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получении образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей установленных названным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2006 № 256- ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, а также у женщин, родивших третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
При этом, согласно преамбуле Закона его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.
Данный Закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.
К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности, относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года (пп.1 ст.3 Закона).
Право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин возникает при рождении (усыновлении) второго, третьего и последующих детей и может быть реализовано ими не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка (п.7 ст.3 Закона).
Из содержания указанных положений Закона в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился начиная с 01 января 2007 года.
Таким образом, женщина, родившая второго ребенка после 01 января 2007 года в случае рождения первого или второго ребенка мертвыми или их смерти на первой недели жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки не имеет.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что четвертый ребенок истицы, родившейся после 01.01.2007 г. родился мертвым, а остальные дети Грузинцевой Е.В. родились до 01.01.2007г., суд приходит к выводу, что права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал у Грузинцевой Е.В. не возникло, следовательно оснований для удовлетворения ее исковых требований у суда не имеется.
Также суд находит правомерным довод ответчика о том, что в целях Федерального закона № 256-ФЗ свидетельства о рождении каждого ребенка являются необходимыми документами для подтверждения права на дополнительные меры государственной поддержки.
Статьей 4 Федерального закона от 26.12.2006 № 256-ФЗ установлено, что федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки. Перечень информации, которая должна содержаться в регистре является исчерпывающим. Реквизиты свидетельств о рождении детей относятся к такой информации в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 4 Федерального закона от 26.12.2006 № 256-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.12.2006 № 256-ФЗ заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал подается в территориальный орган ПФР со всеми необходимыми документами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 873 утверждены «Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (далее Правила).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что заявление о выдаче сертификата, подается по форме, согласно приложению к Правилам.
Пункт 14 формы Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являющегося приложением к указанным Правилам, также как пункт 8 части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ требует указания реквизитов свидетельств о рождении детей.
Таким образом, ни Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ, ни принятыми в его исполнение Правилами не предусмотрена возможность подтверждения права на дополнительные меры государственной поддержки без представления в орган ПФР свидетельств о рождении каждого ребенка.
Также следует учитывать, что Федеральным законом от 28.07.2010 года № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» признан утратившим силу абзац третий пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 15.11.1997 года № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния». В соответствии с указанными изменениями родителям, дети которых умерли на первой неделе жизни, будет выдаваться свидетельство о рождении, а не справка о рождении, как было предусмотрено ранее. Указанное является подтверждением, что свидетельства о рождении каждого ребенка являются необходимыми документами для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в случае рождения мертвого ребенка свидетельство о рождении не выдается.
Довод представителя истца о том, что на момент рождения истицей четвертого ребенка данных изменений не было в ФЗ № 241-ФЗ не может служить основанием к удовлетворению требований, поскольку данные изменения только коснулись выдачи свидетельства о рождении детей, умерших на мертвой недели жизни, а не в отношении детей, родившихся мертвыми.
Учитывая вышеизложенное, суд Грузинцева Е.В., родившая после 1 января 2007 года мертвого ребенка, права на дополнительные меры государственной поддержки не имеет.
Руководствуясь Федеральным законом от 26.12.2006 № 256- ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Грузинцевой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурге о признании незаконным решения об отказе в приеме документов на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт- Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Копия верна
Судья:
Секретарь:
<данные изъяты>