Дело Номер обезличен
Именем Российской Федерации
06 сентября 2010 года Санкт-ПетербургМосковский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Волкович В.М.
при секретаре Смирновой А.В.
с участием прокурора Костылевой Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильевой Е.А. о защите избирательных прав и оспаривании решений Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное и Избирательной комиссии муниципального образования Муниципальный округ Звездное,
УСТАНОВИЛ:
Васильева Е.А., являющаяся депутатом Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное (далее также – МС МО Звездное) третьего созыва, обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными и отменить Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 «О самороспуске Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва», Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов», Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №18 «О досрочном прекращении полномочий ряда депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва», Решение Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Звездное (далее также – ИКМО Звездное) от 31 июля 2010 года №2-1 «О назначении выборов депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное четвертого созыва» и Решение ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное четвертого созыва, назначенных на 10 октября 2010 года».
В обоснование заявленных требований Васильева Е.А. указала следующее:
Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 «О самороспуске Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва» принято ненадлежащим количеством депутатов МС МО Звездное, в отсутствие на заседании МС МО Звездное необходимого кворума, без надлежащего оповещения о заседании МС МО Звездное 15 июля 2010 года всех депутатов, в том числе и заявителя Васильевой Е.А., фактически не было официально опубликовано, поскольку соответствующий выпуск газеты «Звездная газета», содержащий публикацию решения, фактически не был распространен;
Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов» принято незаконно, уже после окончания полномочий МС МО Звездное третьего созыва по причине его самороспуска в связи с принятием решения от 15 июля 2010 года №16, без надлежащего оповещения о заседании МС МО Звездное 15 июля 2010 года всех депутатов, в том числе и заявителя Васильевой Е.А., противоречит Уставу МО Звездное и подпункту «а» пункта 4 статьи 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон);
Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №18 «О досрочном прекращении полномочий ряда депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва» принято незаконно, уже после окончания полномочий МС МО Звездное третьего созыва по причине его самороспуска в связи с принятием решения от 15 июля 2010 года №16, без надлежащего оповещения о заседании МС МО Звездное 15 июля 2010 года всех депутатов, в том числе и заявителя Васильевой Е.А., фактически не было официально опубликовано, поскольку соответствующий выпуск газеты «Звездная газета», содержащий публикацию решения, фактически не был распространен;
Решение ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-1 «О назначении выборов депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное четвертого созыва» подлежит отмене, поскольку принято на основании незаконных решений МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 и №18, противоречит пунктам 4 и 8 статьи 10 и пункту 12 статьи 71 Закона, фактически не было официально опубликовано, поскольку соответствующий выпуск газеты «Звездная газета», содержащий публикацию решения, фактически не был распространен;
Решение ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное четвертого созыва, назначенных на 10 октября 2010 года» подлежит отмене, поскольку принято на основании незаконных решений МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 и №18 и незаконного решения ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-1, противоречит Уставу МО Звездное и подпункту «а» пункта 4 статьи 18 Закона, фактически не было официально опубликовано, поскольку соответствующий выпуск газеты «Звездная газета», содержащий публикацию решения, фактически не был распространен л.д. 5-9, 15-18).
Заявитель Васильева Е.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие л.д. 143-144).
Представитель заинтересованного лица МС МО Звездное в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения требования о признании незаконным и отмене Решения МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов», возражал против удовлетворения остальных заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ИКМО Звездное в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения требования о признании незаконным и отмене Решения МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов», против удовлетворения остальных заявленных требований возражал.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, выслушав заключение прокурора Костылевой Я.А., полагавшей требования заявителя подлежащим удовлетворению в части требования о признании незаконным и отмене Решения МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов», а в остальной части не подлежащими удовлетворению, суд находит заявление Васильевой Е.А. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представленных МС МО Звездное материалов, 14 марта 2004 года проведены основные выборы депутатов МС МО Звездное третьего созыва. В соответствии с Решением ИКМО Звездное от 16 марта 2004 года № 20 «О результатах выборов депутатов МС МО Звездное» по многомандатному избирательному округу №148 выборы признаны состоявшимися, избранными признаны пять кандидатов (ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5), по многомандатному избирательному округу №146 выборы признаны состоявшимися, однако избранным признан только один кандидат (ФИО4), по многомандатным избирательным округам №147 и №149 выборы признаны несостоявшимися л.д. 171).
10 октября 2004 года проведены повторные выборы депутатов МС МО Звездное третьего созыва по многомандатным избирательным округам №№146, 147, 149. В соответствии с Решением временной ИКМО Звездное от 12 октября 2004 года данные выборы признаны несостоявшимися на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в действующей на тот момент редакции) и подпункта «а» пункта 3 статьи 58 действующего на тот момент Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга), так как в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.
19 декабря 2004 года проведено голосование на повторных выборах депутатов МС МО Звездное третьего созыва по многомандатным избирательным округам №№146, 147 и 149. В соответствии с решением ИКМО Звездное от 20 декабря 2004 года данные выборы признаны состоявшимися и действительными, избранными признаны кандидаты ФИО23, ФИО22, ФИО21, ФИО20 (округ №146); ФИО19, ФИО18, ФИО17, ФИО16, ФИО15 (округ №147); ФИО14, ФИО13, ФИО12, ФИО11, ФИО10 (округ №149) л.д. 169-170).
Решениями Московского районного суда Санкт-Петербурга от 31 августа 2005 года по гражданскому делу №2-3277/05 по заявлению ФИО25, которое вступило в законную силу 08.02.2006 года л.д. 203-215, 198-202), от 22 июня 2006 года по гражданскому делу №2-953/06 по заявлению Васильевой Е.А., которое вступило в законную силу 16.08.2006 года л.д. 216-230, 231), от 18 июля 2006 года по гражданскому делу №2-790/06 по заявлению ФИО24, которое вступило в законную силу 04.09.2006 года л.д. 232-248) решения об итогах голосования и результатах выборов 19 декабря 2004 года отменены, на ИКМО Звездное возложена обязанность признать недействительными результаты выборов по округам №№146, 147 и 149. В соответствии с Решениями ИКМО Звездное от 19.07.2006 года №2 л.д. 174), от 16.08.2006 года №8 л.д. 175) и от 05.07.2007 года №10 решения суда исполнены, результаты указанных выборов признаны недействительными.
08 октября 2006 года проведено голосование на выборах депутатов МС МО Звездное третьего созыва по многомандатным избирательным округам №146 и №147. Решениями ИКМО Звездное от 08.10.2006 года №16-1 и №16-2 л.д. 172-173) выборы депутатов МС МО Звездное по данным округам признаны несостоявшимися на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 70 Закона (в действующей на тот момент редакции) и подпункта «а» пункта 3 статьи 58 действующего на тот момент Закона Санкт-Петербурга, так как в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.
Решениями ИКМО Звездное от 05 июля 2007 года №№12, 13 и 14 на 2 сентября 2007 года назначены повторные выборы депутатов МС МО Звездное третьего созыва по многомандатным избирательным округам №№146, 147 и 149 л.д. 132-140).
02 сентября 2007 года проведено голосование на повторных выборах депутатов МС МО Звездное третьего созыва по многомандатным избирательным округам №№146, 147 и 149. Решением ИКМО Звездное от 02.09.2007 года №77 л.д. 130-131) данные выборы признаны состоявшимися и действительными, избранными признаны кандидаты ФИО34, ФИО25, ФИО33, ФИО32 (округ №146); Васильева Е.А., ФИО16, ФИО18, ФИО31, ФИО30 (округ №147); ФИО29, ФИО28, ФИО27, ФИО26, ФИО24 (округ №149).
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Для МС МО Звездное третьего созыва Уставом МО Звездное во всех его редакциях, действующих с 2004 года по настоящее время, численный состав устанавливался в 20 депутатов, соответственно, свои полномочия МС МО Звездное вправе был осуществлять в случае избрания не менее 14 депутатов.
Таким образом, МС МО Звездное третьего созыва в правомочном составе не был сформирован ни по результатам выборов, проведенных 14 марта 2004 года, 10 октября 2004 года и 08 октября 2006 года, поскольку по их результатам в состав МС МО Звездное были избраны только 6 депутатов, ни по результатам выборов, проведенных 19 декабря 2004 года, поскольку результаты данных выборов были признаны недействительными на основании вступивших в законную силу решений суда. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в правомочном составе МС МО Звездное третьего созыва был сформирован только по результатам выборов, состоявшихся 02 сентября 2007 года.
Оставляя без изменения решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 02.04.2008 года по гражданскому делу №2-1198/08 по заявлению Иванова В.Т. об оспаривании решений МС МО Звездное, Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в определении от 30 апреля 2008 года также указала, что «в правомочном составе Муниципальный Совет третьего созыва МО «Звездное» был сформирован только 02.09.2007 года по результатам проведенных повторных выборов» л.д. 176-181).
Данное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда принято по делу, возникающему из публичных правоотношений, в связи с чем суд полагает необходимым учесть установленные им обстоятельства в силу требований совокупности ст.ст. 61, 250 ГПК РФ.
Срок полномочий представительного органа следует исчислять со дня выборов, по результатам которых представительный орган сформирован в правомочном составе, поскольку возможность осуществления данным органом соответствующих полномочий по принятию правовых актов обусловлена избранием в его состав установленного законом квалифицированного большинства депутатов.
Поэтому срок полномочий МС МО Звездное третьего созыва следует исчислять со 02 сентября 2007 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Устава МО Звездное (в редакции, действующей на момент сентября 2007 года), срок полномочий Муниципального Совета составляет 4 года.
Соответственно, срок полномочий МС МО Звездное третьего созыва истекал 02 сентября 2011 года.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона, днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 данного Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ очередного созыва – день голосования на указанных выборах).
Пункт 8 статьи 81.1 Закона устанавливает, что в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктом 3, 4, 5 или 7 статьи 81.1 в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах.
Случаи, установленные пунктом 8 статьи 81.1 Закона, были бы применимы к МС МО Звездное третьего созыва, если бы выборы 02 сентября 2007 года были бы проведены в соответствии с пунктами 3, 4, 5 или 7 статьи 81.1 Закона. Однако правоприменительные ситуации, урегулированные пунктами 3, 4, 5 и 7 статьи 81.1, отличаются от ситуации назначения и проведения выборов депутатов МС МО Звездное третьего созыва 02 сентября 2007 года. Пункт 3 статьи 81.1 Закона регулирует ситуацию, когда выборы назначаются в связи с истечением срока, на который были избраны орган местного самоуправления или его депутаты, в период с 01 апреля по 31 октября после 15 августа 2005 года - в то время как выборы депутатов МС МО Звездное третьего созыва были назначены на 02 сентября 2007 года по причине признания предыдущих выборов депутатов третьего созыва несостоявшимися, недействительными, а полномочия депутатов МС МО Звездное второго созыва истекли не после 15 августа 2005 года, а еще в 2004 году. Пункт 4 статьи 81.1 Закона регулирует ситуацию, когда невозможно провести выборы в установленный законом общий срок, поскольку происходит такое совмещение дней голосования на нескольких выборах, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, - в то время как выборы депутатов МС МО Звездное третьего созыва назначались на 02 сентября 2007 года не по причине указанного в пункте 4 статьи 81.1 обстоятельства. Пункт 5 статьи 81.1 Закона регулирует ситуацию, когда выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, - в то время как выборы депутатов МС МО Звездное третьего созыва не были проведены в сроки, установленные законодательством Санкт-Петербурга и Уставом МО Звездное, а назначались ИКМО Звездное на 02 сентября 2007 года по причине имеющего место перед этим длительного неназначения выборов и со ссылкой на норму пункта 6 статьи 71 Закона, в силу которой повторные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня появления оснований для проведения повторных выборов. Пункт 7 статьи 81.1 Закона регулирует ситуацию проведения выборов в представительные органы первого созыва или проведения выборов в орган местного самоуправления, срок полномочий которого был продлен или сокращен законом субъекта РФ, - в то время как 02 сентября 2007 года прошли выборы депутатов третьего созыва, а срок полномочий МС МО Звездное второго созыва Законом Санкт-Петербурга от 22 сентября 2004 года №463-65 «О продлении и сокращении сроков полномочий муниципальных советов муниципальных образований в Санкт-Петербурге второго созыва в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов муниципальных советов муниципальных образований в Санкт-Петербурге третьего созыва 19 декабря 2004 года» не продлялся и не сокращался.
Поскольку случаи, установленные пунктом 8 статьи 81.1 Закона, неприменимы к МС МО Звездное третьего созыва, срок, на который он избран, в силу общего правила пункта 1 статьи 8 данного Федерального закона оканчивался во второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий МС МО Звездное третьего созыва, то есть 13 марта 2011 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона, днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 данного Федерального закона.
Случаи, предусмотренные пунктами 4 – 6 статьи 10 данного Федерального закона, касаются случаев проведения досрочных выборов, проведения выборов в органы государственной власти вновь образуемых субъектов РФ, проведения выборов в первое воскресенье марта, если во второе воскресенье марта их проведение не допускается, в связи с чем не могут быть распространены на назначение очередных основных выборов депутатов МС МО Звездное четвертого созыва. Случаи, установленные пунктом 8 статьи 81.1 Закона, как уже было указано выше, неприменимы к МС МО Звездное третьего созыва и к проведению выборов его депутатов 02 сентября 2007 года, и поэтому также не могут быть распространены на назначение очередных основных выборов депутатов МС МО Звездное четвертого созыва. Специальные нормы пунктов 1 – 3 статьи 81.1 рассматриваемого Федерального закона также не могут быть распространены на назначение очередных основных выборов депутатов МС МО Звездное четвертого созыва, поскольку регулируют ситуации назначения выборов в органы местного самоуправления, которые были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, в то время как выборы депутатов МС МО Звездное третьего созыва 02 сентября 2007 года были назначены решениями ИКМО Звездное от 05 июля 2007 года.
Таким образом, очередные основные выборы депутатов МС МО Звездное четвертого созыва на основании общего правила пункта 3 статьи 10 Закона должны были быть назначены на второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий МС МО Звездное третьего созыва, то есть на 13 марта 2011 года.
Решением МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 «О самороспуске Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва», прекращены досрочно полномочия МС МО Звездное третьего созыва в порядке его самороспуска и установлено, что полномочия МС МО Звездное третьего созыва прекращаются досрочно со дня официального опубликования данного решения л.д. 16).
Решением МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №18 «О досрочном прекращении полномочий ряда депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва» на основании личных письменных заявлений об отставке по собственному желанию прекращены досрочно полномочия депутатов МС МО Звездное третьего созыва ФИО34, ФИО33, ФИО32, ФИО31, ФИО16, ФИО30, ФИО29, ФИО26 л.д. 26).
Суд полагает, что основания для признания данных решений незаконными и их отмены в судебном порядке отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпунктом 2 пункта 2 статьи 27 Устава МО Звездное (в редакции, действующей на момент 15 июля 2010 года), полномочия Муниципального Совета могут быть прекращены досрочно в случае принятия Муниципальным Советом решения о самороспуске.
При этом пункт 1 части 16 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что решение о самороспуске представительного органа муниципального образования принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования.
Согласно пункту 3 статьи 27 Устава МО Звездное, решение о самороспуске Муниципального Совета считается принятым, если за это проголосовали более половины от установленной пунктом 1 статьи 23 Устава численности депутатов Муниципального Совета. Пунктом 1 статьи 23 Устава МО Звездное численность депутатов МС МО Звездное установлена в 20 депутатов. Таким образом, за принятие решения о самороспуске МС МО Звездное должно проголосовать не менее 11 депутатов.
Как видно из протокола №5 заседания МС МО Звездное 15 июля 2010 года, который подписан всеми присутствующим на заседании депутатами, за принятие Решения «О самороспуске Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва» проголосовали 12 депутатов, что соответствует пункту 3 статьи 27 Устава МО Звездное л.д. 145-160).
Довод заявителя о том, что за принятие решения о самороспуске МС МО Звездное должны были проголосовать все избранные депутаты МС МО Звездное, не может быть принят во внимание судом, поскольку ни законодательство РФ и Санкт-Петербурга, ни Устав МО Звездное в редакции, действующей на момент 15 июля 2010 года, таких требований не содержали.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпунктом 2 пункта 9 статьи 32 Устава МО Звездное (в редакции, действующей на момент 15 июля 2010 года), полномочия депутата Муниципального Совета прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Пункт 10 статьи 32 Устава МО Звездное закрепил, что в случае отставки депутата МС по собственному желанию депутатом МС подается в МС письменное заявление о сложении депутатских полномочий. МС обязан рассмотреть заявление депутата МС о сложении депутатских полномочий и принять соответствующее решение о досрочном прекращении полномочий депутата МС не позднее чем в течение 40 дней с момента подачи заявления депутата МС о сложении депутатских полномочий.
Из представленных МС МО Звездное в суд доказательств видно, что 09 июня 2010 года 8 депутатов МС МО Звездное третьего созыва (ФИО34, ФИО33, ФИО32, ФИО31, ФИО16, ФИО30, ФИО29, ФИО26) подали в МС МО Звездное письменные заявления об отставке по собственному желанию и сложении депутатских полномочий л.д. 161-168).
В связи с данным обстоятельством и исходя из указанного выше требования пункта 10 статьи 32 Устава МО Звездное, МС МО Звездное обязан был рассмотреть указанные заявления и принять соответствующее решение о досрочном прекращении полномочий депутатов в срок не позднее 19 июля 2010 года, что МС МО Звездное и было сделано.
Устав МО Звездное не закрепляет квалифицированного большинства голосов, необходимого для принятия решения МС МО Звездное о досрочном прекращении полномочий депутатов. В связи с этим принятие такого решения должно происходить в общем порядке, установленном для принятия решений МС.
Согласно пункту 8 статьи 26 Устава МО Звездное, решения считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от присутствующих на заседании депутатов Муниципального Совета.
Заседание МС МО Звездное 15 июля 2010 года было проведено при наличии необходимого кворума.
В силу пункта 4 статьи 26 Устава МО Звездное, заседание Муниципального Совета считается правомочным, если на нем присутствуют более половины от числа избранных депутатов МС.
Как видно из протокола №5 заседания МС МО Звездное 15 июля 2010 года, который подписан всеми присутствующим на заседании депутатами л.д.146-160), а также из ведомости регистрации депутатов на заседании 15.07.2010 г. в 18 час. 30 мин. л.д. 145), на заседании 15 июля 2010 года присутствовали 12 депутатов, что соответствует пункту 4 статьи 26 Устава МО Звездное.
Заседание МС МО Звездное 15 июля 2010 года было проведено без нарушения прав отдельных депутатов на оповещение о созыве данного заседания, его времени, месте и повестке дня.
Согласно пункту 5 статьи 26 Устава МО Звездное, порядок оповещения депутатов МС о заседаниях МС, порядок формирования повестки дня заседаний МС, а также порядок ведения дел при проведении заседаний МС определяются Регламентом заседаний МС, утверждаемым МС.
В соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 Регламента заседаний Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное, утвержденного Решением МС МО Звездное от 10 сентября 2007 года №1, с изменениями, внесенными Решением МС МО Звездное от 08 декабря 2009 года №36 л.д. 110-119), который был официально опубликован в газете «Звездная газета» от 08 декабря 2009 года л.д.120-129), очередные заседания Муниципального Совета проводятся каждый третий четверг месяца в 18 часов 30 минут по московскому времени в зале заседаний, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Алтайская, дом 13, второй этаж; каждый третий четверг месяца в 18 часов 30 минут по московскому времени депутаты обязаны явиться в зал заседаний, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Алтайская, дом 13, второй этаж, для участия в очередном заседании Муниципального Совета без какого-либо их отдельного оповещения; для проведения очередного заседания Муниципального Совета не требуется дополнительно извещать о его проведении депутатов, а также каких-либо иных лиц; депутаты обязаны присутствовать на очередных заседаниях Муниципального Совета, проводимых в сроки и месте, указанные в пункте 2.3. Регламента; депутат, не имеющий возможности присутствовать на очередном заседании Муниципального Совета по уважительной причине, обязан известить об этом Главу муниципального образования.
Пункт 2.5 Регламента также установил, что очередное заседание Муниципального Совета в указанные в пункте 2.3. настоящего Регламента время и месте не проводится в случае, если: 1) указанный в пункте 2.3. настоящего Регламента день проведения очередного заседания Муниципального Совета объявлен в установленном порядке нерабочим праздничным днем; 2) отсутствуют подлежащие вынесению на заседание Муниципального Совета проекты решений Муниципального Совета; 3) о невозможности явиться на очередное заседание Муниципального Совета по уважительной причине Главу муниципального образования оповестили не менее половины от числа избранных депутатов; 4) указанный в пункте 2.3. настоящего Регламента день проведения очередного заседания Муниципального Совета приходится на перерыв в очередных заседаниях Муниципального Совета, установленный решением Муниципального Совета. В случае невозможности проведения очередного заседания Муниципального Совета по причинам, указанным в подпунктах 2 и 3 данного пункта, Глава муниципального образования извещает о данном обстоятельстве депутатов, а также Главу Местной администрации и Председателя Контрольно-ревизионной комиссии.
15 июля 2010 года приходилось на третий четверг месяца, при этом обстоятельства, исключающие проведение очередного заседания и указанные в пункте 2.5 Регламента, отсутствовали.
Заседание МС МО Звездное 15 июля 2010 года являлось очередным, было проведено в срок, время и месте, указанные в пункте 2.3 Регламента.
В связи с этим все депутаты МС МО Звездное третьего созыва, в том числе и заявитель Васильева Е.А., в силу процедуры, закрепленной Регламентом заседаний МС на основании пункта 5 статьи 26 Устава МО Звездное, не только знали о данном очередном заседании МС и имели возможность принять в нем участие, но и обязаны были это сделать.
Поэтому суд находит несостоятельным довод заявителя Васильевой Е.А. о том, что заседание МС МО Звездное 15 июля 2010 года было проведено без надлежащего оповещения о нем всех депутатов.
Довод заявителя Васильевой Е.А. о том, что Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №18 «О досрочном прекращении полномочий ряда депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва» принято незаконно, уже после окончания полномочий МС МО Звездное третьего созыва по причине его самороспуска в связи с принятием решения от 15 июля 2010 года №16, также не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 35 и пунктами 6 и 7 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение о самороспуске представительного органа муниципального образования принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования; уставом муниципального образования должны определяться порядок вступления в силу муниципальных правовых актов, основания и порядок прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов.
Согласно абзацу третьему пункта 5 статьи 27 Устава МО Звездное, полномочия Муниципального Совета в случае принятия решения МС о самороспуске прекращаются досрочно со дня официального опубликования решения МС о самороспуске.
Поскольку Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 «О самороспуске Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва» было официально опубликовано в газете «Звездная газета», №6 (87) от 30 июля 2010 года л.д. 33-34), полномочия МС МО Звездное третьего созыва прекратились досрочно с 30 июля 2010 года.
В связи с этим МС МО Звездное третьего созыва даже после принятия решения №16 о самороспуске и до 30 июля 2010 года вправе был осуществлять принадлежащие ему полномочия, в том числе вправе был принять решение от 15 июля 2010 года №18.
Также суд полагает, что Решения МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 и №18 были надлежащим образом доведены до всеобщего сведения.
Доводы заявителя Васильевой Е.А. о том, что выпуск газеты, содержащей официальную публикацию Решений МС МО Звездное №16 и №18, фактически не распространялся, не нашли надлежащего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются доказательствами, представленными МС МО Звездное.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6.14 Регламента заседаний Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное, решения МС могут быть официально опубликованы в газете «Звездная газета», учредителем которой является МС МО Звездное.
Судом установлено, что оспариваемые решения МС МО Звездное №16 и №18 официально опубликованы в газете «Звездная газета», выпуск №6 (87) от 30 июля 2010 года, указанный выпуск газеты был распространен на территории МО Звездное и Московского района Санкт-Петербурга в начале августа 2010 года.
20 июля 2010 года между МС МО Звездное и Региональной Санкт-Петербургской общественной организацией инвалидов по социальной защите и содействию в трудоустройстве «Верба» заключен договор №20/07 по оказанию услуг по подготовке выпуска №6 (87) газеты «Звездная газета» л.д. 191-192), 30 июля 2010 года сторонами подписан акт о приемке выполненных по договору работ л.д. 193).
В материалы дела представлен экземпляр газеты «Звездная газета», выпуск №6 (87) от 30 июля 2010 года л.д.33-34), в выходных данных которой значится, что она подписана в печать 29.07.2010 года, издана тиражом 10 000 экземпляров и распространяется бесплатно.
03 февраля 2010 года между МС МО Звездное и ООО «Служба доставки МД Пресс» заключен договор №02/10 л.д. 188), предметом которого является оказание в течение всего 2010 года услуг по распространению печатной продукции МС МО Звездное на территории Санкт-Петербурга в отдельных районах города по почтовым ящикам жителей путем бесплатной раздачи.
25 августа 2010 года сторонами подписан акт №99 приемки оказанных услуг, в том числе и услуги по распространению газеты «Звездная газета», выпуск №6 (87) от 30 июля 2010 года л.д. 189). Указанные услуги оплачены МС МО Звездное платежным поручением №3919 от 30 августа 2010 года л.д. 190).
Как видно из справки распространителя газеты – ООО «Служба доставки МД Пресс» л.д.195-196), газета «Звездная газета», выпуск №6 (87) от 30 июля 2010 года, в период с 01 по 15 августа 2010 года, была распространена на территории Московского района следующим образом: 500 экземпляров выпуска – доставлено на стойки для бесплатных газет в здании Администрации Московского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 129, 7000 экземпляров выпуска разнесены по парадным (по почтовым ящикам) жилых домов на территории МО МО Звездное.
Из справки Санкт-Петербургского ГУ «Централизованная библиотечная система Московского административного района», подписанной и.о. директора ГУ и руководителями 11 филиалов библиотечной системы, видно, что по 2 экземпляра выпуска №6 от 30 июля 2010 года газеты «Звездная газета» поступили в каждую библиотеку централизованной библиотечной системы Московского района Санкт-Петербурга в период с 01 по 10 августа 2010 года и находятся в открытом доступе для читателей.
Из справки Местной администрации МО Звездное видно, что газета «Звездная газета», выпуск №6 (87) от 30 июля 2010 года, в начале августа 2010 года была размещена на информационном стенде в помещении Местной администрации по адресу: Санкт-Петербург, ул. Алтайская, дом 13, а также около 300 экземпляров данного выпуска находились в свободном доступе на стойке при входе в данное помещение л.д. 197).
Учитывая, что представленные МС МО Звездное доказательства не противоречат друг другу, исходят от различных не зависимых друг от друга организаций, учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие либо ставящие под сомнение представленные МС МО Звездное документы и материалы, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Решения МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 и №18 официально опубликованы и надлежащим образом доведены до сведения избирателей.
Оценивать целесообразность Решений МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 и №18 суд не вправе (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
Таким образом, Решения МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 «О самороспуске Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва», и №18 «О досрочном прекращении полномочий ряда депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва» приняты в пределах полномочий МС МО Звездное, в надлежащей форме, без нарушения установленной для принятия таких решений процедуры, соответствуют актам, имеющим большую юридическую силу, надлежащим образом оформлены, подписаны и введены в действие, надлежащим образом официально опубликованы для всеобщего сведения, в связи с чем основания для признания их незаконными и отмены в судебном порядке отсутствуют.
Решением МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов» утверждена схема многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов МС МО Звездное, включающая в себя четыре многомандатных (один округ – пять депутатов) избирательных округов л.д. 22-25).
Суд полагает, что указанное решение подлежит признанию незаконным и отмене в судебном порядке по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Закона Санкт-Петербурга, выборы проводятся в соответствии с уставами соответствующих муниципальных образований по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе мажоритарной избирательной системы.
Согласно пункту 1 статьи 23 Устава МО Звездное, в редакции Решения МС МО Звездное от 09 января 2010 года №1, которая действовала на момент 15 июля 2010 года, Муниципальный Совет состоит из 20 депутатов, которые избираются на муниципальных выборах по десяти многомандатным (один округ – два депутата) избирательным округам, образуемым на территории Муниципального округа, на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.
Таким образом, Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов» принято в противоречии с указанной нормой пункта 1 статьи 23 Устава МО Звездное, поскольку данным решением утверждена схема четырех пятимандатных округов, в то время как Устав закрепляет схему десяти двухмандатных округов.
Кроме этого, в нарушение пункта 2 статьи 18 Закона, утвержденная МС МО Звездное схема избирательных округов не содержит место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, и число избирателей в каждом избирательном округе.
В силу прямого указания пункта 7 статьи 18 Закона, схема избирательных округов подлежит опубликованию (обнародованию) представительным органом муниципального образования не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
Из объяснений представителя МС МО Звездное следует, что Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов» и сама утвержденная им схема округов не были официально опубликованы или каким-либо иным образом доверены до всеобщего сведения, не направлялись ни в какие органы власти или каким-либо должностным лицам, не выдавались кому бы то ни было и фактически не применялись при проведении избирательной кампании по выборам депутатов МС МО Звездное четвертого созыва на выборах, назначенных на 10 октября 2010 года.
Поскольку Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов» затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, оно, в силу части 2 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и с учетом требования пункта 7 статьи 18 Закона, вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов» не было официально опубликовано (обнародовано), в связи с чем оно до сих пор в силу не вступило и потому применению не подлежит.
Между тем, суд учитывает позицию, изложенную в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в силу которой суду при рассмотрении дела об оспаривании НПА надлежит проверять, соблюдены ли порядок его опубликования и вступления в силу.
Суд полагает, что указанная позиция имеет общий характер и может быть распространена и на дела об оспаривании правоприменительных актов органов местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина и в силу этого подлежащих обязательному официальному опубликованию (обнародованию).
Если муниципальный правовой акт, подлежащий официальному опубликованию, не был официально опубликован и в силу данного обстоятельства не вступил в силу, суд вправе признать его незаконным и отменить в связи с нарушением порядка опубликования и вступления в силу указанного акта.
Поскольку Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов» противоречит указанным выше требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Устава МО Звездное, в нарушение части 2 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не было официально опубликовано (обнародовано), суд, несмотря на то обстоятельство, что указанное Решение №17 по существу не вступило в силу и является недействующим, полагает необходимым признать его незаконным и отменить.
Решением ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-1 «О назначении выборов депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное четвертого созыва» на 10 октября 2010 года назначен день голосования на выборах депутатов МС МО Звездное четвертого созыва л.д. 27).
Суд полагает, что основания для признания данного решения незаконным и его отмены в судебном порядке отсутствуют по следующим основаниям.
ИКМО Звездное вправе была назначить выборы депутатов МС МО Звездное четвертого созыва как по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 10 Закона, так и с учетом положений пункта 12 статьи 71 этого же Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона, в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 «О самороспуске Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва» повлекло за собой, в соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпунктом 2 пункта 2, пунктом 4 и абзацем третьим пункта 5 статьи 27 Устава МО Звездное, досрочное прекращение полномочий МС МО Звездное третьего созыва и его депутатов с 30 июля 2010 года.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для назначения выборов в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 Закона.
В силу абзаца третьего пункта 11 статьи 32 Устава МО Звездное, полномочия депутата МС при его отставке по собственному желанию прекращаются досрочно со дня принятия МС решения о досрочном прекращении полномочий депутата МС.
Поэтому Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №18 «О досрочном прекращении полномочий ряда депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва» повлекло за собой, в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпунктом 2 пункта 9 и абзацем третьим пункта 11 статьи 32 Устава МО Звездное, досрочное прекращение полномочий 8 депутатов МС МО Звездное третьего созыва с 15 июля 2010 года, что повлекло за собой неправомочность МС МО Звездное третьего созыва, поскольку в его составе остались только 10 депутатов, что менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 71 Закона, в случае досрочного прекращения полномочий депутата орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.
Однако, в силу пункта 10 статьи 71 Закона, дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
Как уже было указано выше, срок, на который избран МС МО Звездное третьего созыва, оканчивался 13 марта 2011 года; очередные основные выборы депутатов МС МО Звездное четвертого созыва на основании общего правила пункта 3 статьи 10 Закона должны были быть назначены на 13 марта 2011 года.
Следовательно, проведение дополнительных выборов депутатов МС МО Звездное третьего созыва взамен 8 депутатов, выбывших 15 июля 2010 года, привело бы к избранию новых депутатов на срок менее года, поскольку уже 13 марта 2011 года должны были бы быть проведены очередные основные выборы депутатов МС МО Звездное четвертого созыва. В связи с этим проведение дополнительных выборов депутатов МС МО Звездное третьего созыва взамен 8 депутатов, выбывших 15 июля 2010 года, не предусмотрено в силу указанной выше нормы пункта 10 статьи 71 Закона.
Согласно пункту 12 статьи 71 Закона, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 статьи 71 не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 данного Федерального закона.
Таким образом, Решение МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №18 «О досрочном прекращении полномочий ряда депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва» является еще одним самостоятельным основанием для назначения выборов в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 Закона.
Поскольку Решения МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 и №18 являются законными, законным является и Решение ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-1 о назначении выборов.
Даже признание незаконным одного из указанных решений МС МО Звездное от 15 июля 2010 года не является основанием для признания незаконным Решения ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-1 о назначении выборов, поскольку каждое их этих решений МС МО Звездное является самостоятельным основанием для назначения выборов депутатов МС МО Звездное четвертого созыва.
Кроме этого, суд учитывает, что у ИКМО Звездное имелись основания для назначения досрочных выборов в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 Закона, даже в случае непринятия МС МО Звездное Решений от 15 июля 2010 года №16 и №18.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования должны определяться основания и порядок прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов.
Согласно пункту 10 статьи 32 Устава МО Звездное в случае отставки депутата МС по собственному желанию депутатом МС подается в МС письменное заявление о сложении депутатских полномочий. МС обязан рассмотреть заявление депутата МС о сложении депутатских полномочий и принять соответствующее решение о досрочном прекращении полномочий депутата МС не позднее чем в течение 40 дней с момента подачи заявления депутата МС о сложении депутатских полномочий. В случае, если МС в указанный срок не примет решение о досрочном прекращении полномочий депутата МС, полномочия данного депутата МС считаются прекращенными досрочно с первого числа месяца, следующим за месяцем, в который истекает указанный срок.
Заявления 8 депутатов об отставке по собственному желанию были поданы в МС МО Звездное 09 июня 2010 года. На основании пункта 10 статьи 32 Устава МО Звездное МС МО Звездное обязан был рассмотреть данные заявления и принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов МС не позднее 19 июля 2010 года. В случае, если бы МС МО Звездное не выполнил указанную обязанность, полномочия 8 депутатов на основании абзаца третьего пункта 10 статьи 32 Устава МО Звездное прекратились бы досрочно с 01 августа 2010 года.
Данное обстоятельство также создало бы ситуацию досрочного прекращения полномочий 8 депутатов МС МО Звездное третьего созыва, что также повлекло бы за собой неправомочность МС МО Звездное третьего созыва и, с учетом норм пунктов 10 и 12 статьи 71 Закона, необходимость назначения выборов депутатов МС МО Звездное четвертого созыва в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 данного Федерального закона.
Таким образом, у ИКМО Звездное имелись правовые основания для принятия Решения от 31 июля 2010 года №2-1.
Решение ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-1 принято и официально опубликовано без нарушения сроков, установленных пунктом 8 статьи 10 Закона.
Также суд полагает, что Решение ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-1 было надлежащим образом доведено до всеобщего сведения.
Доводы заявителя Васильевой Е.А. о том, что выпуск газеты, содержащей официальную публикацию Решений ИКМО Звездное №2-1, фактически не распространялся, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются доказательствами, представленными заинтересованными лицами.
В силу пункта 7 статьи 10 Закона, решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию. При этом закон не устанавливает, в каком издании должно быть произведено официальное опубликование решения о назначении выборов в орган местного самоуправления, оставляя тем самым данный вопрос на усмотрение соответствующей избирательной комиссии. В соответствии со статьей 7 Регламента ИКМО Звездное, утвержденного Решением ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-2 (официально опубликован в газете «Звездная газета», выпуск №7 от 03 августа 2010 года,л.д. 37-38), официальным печатным органом ИКМО Звездное является газета «Звездная газета».
Судом установлено, что оспариваемое Решение ИКМО Звездное №2-1 официально опубликовано в газете «Звездная газета», выпуск №7 (88) от 03 августа 2010 года, указанный выпуск газеты был распространен на территории МО Звездное и Московского района Санкт-Петербурга в начале августа 2010 года.
В материалы дела представлен экземпляр газеты «Звездная газета», выпуск №7 (88) от 03 августа 2010 года л.д.37-38), в выходных данных которой значится, что она подписана в печать 02.08.2010 года, издана тиражом 10 000 экземпляров и распространяется бесплатно.
03 февраля 2010 года между МС МО Звездное и ООО «А» заключен договор №02/10 л.д.188), предметом которого является оказание в течение всего 2010 года услуг по распространению печатной продукции МС МО Звездное на территории Санкт-Петербурга в отдельных районах города по почтовым ящикам жителей путем бесплатной раздачи.
25 августа 2010 года сторонами подписан акт №99 приемки оказанных услуг, в том числе и услуги по распространению газеты «Звездная газета», выпуск №7 (88) от 03 августа 2010 года л.д. 189). Указанные услуги оплачены МС МО Звездное платежным поручением №3919 от 30 августа 2010 года л.д. 190).
Как видно из справки распространителя газеты – ООО «А» л.д.195-196), газета «Звездная газета», выпуск №7 (88) от 03 августа 2010 года, в период с 01 по 15 августа 2010 года, была распространена на территории Московского района следующим образом: 500 экземпляров выпуска доставлено на стойки для бесплатных газет в здании Администрации Московского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д.129, 7000 экземпляров выпуска разнесены по парадным (по почтовым ящикам) жилых домов на территории МО МО Звездное.
Из справки Санкт-Петербургского ГУ «Централизованная библиотечная система Московского административного района», подписанной и.о. директора ГУ и руководителями 11 филиалов библиотечной системы, видно, что по 2 экземпляра выпуска №7 от 03 августа 2010 года газеты «Звездная газета» поступили в каждую библиотеку централизованной библиотечной системы Московского района Санкт-Петербурга в период с 01 по 10 августа 2010 года и находятся в открытом доступе для читателей.
Из справки Местной администрации МО Звездное видно, что газета «Звездная газета», выпуск №7 (88) от 03 августа 2010 года, в начале августа 2010 года была размещена на информационном стенде в помещении Местной администрации по адресу: Санкт-Петербург, ул. Алтайская, дом 13, а также около 300 экземпляров данного выпуска находились в свободном доступе на стойке при входе в данное помещение л.д.197).
Учитывая, что представленные ИКМО Звездное и МС МО Звездное доказательства не противоречат друг другу, а также учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие либо ставящие под сомнение представленные ИКМО Звездное и МС МО Звездное документы и материалы, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Решение ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-1 официально опубликовано и надлежащим образом доведено до сведения избирателей.
Таким образом, Решение ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-1 «О назначении выборов депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное четвертого созыва» принято при наличии установленных федеральным законом оснований, в пределах полномочий ИКМО Звездное, в надлежащей форме, без нарушения установленной для принятия такого решения процедуры, соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, надлежащим образом оформлено, подписано и введено в действие, надлежащим образом официально опубликовано для всеобщего сведения, в связи с чем основания для признания его незаконным и отмены в судебном порядке отсутствуют.
Решением ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное четвертого созыва, назначенных на 10 октября 2010 года» утверждена схема многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов МС МО Звездное четвертого созыва, назначенных на 10 октября 2010 года, и установлено, что выборы депутатов МС МО Звездное четвертого созыва, назначенные на 10 октября 2010 года, проводятся по избирательным округам утвержденной схемы л.д. 28-32).
Суд полагает, что основания для признания данного решения незаконным и его отмены в судебном порядке отсутствуют ввиду следующих обстоятельств.
Избирательная комиссия вправе самостоятельно утверждать схему избирательных округов, если представительным органом муниципального образования не утверждена новая соответствующая закону схема округов, а прежняя схема избирательных округов противоречит требованиям федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 23 Устава МО Звездное, в редакции Решения МС МО Звездное от 9 января 2010 года №1, которая действовала на момент 15 июля 2010 года, Муниципальный Совет состоит из 20 депутатов, которые избираются на муниципальных выборах по десяти многомандатным (один округ – два депутата) избирательным округам, образуемым на территории Муниципального округа, на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.
Прежняя схема избирательных округов, использованная для проведения выборов депутатов МС МО Звездное третьего созыва 14 марта 2004 года, 10 октября 2004 года, 08 октября 2006 года, 19 декабря 2004 года и 02 сентября 2007 года, включала в себя четыре пятимандатных округа и, тем самым, вступила в противоречие с новой редакцией Устава МО Звездное.
Одновременно МС МО Звездное не утвердил новую схему избирательных округов, соответствующую требованиям пункта 1 статьи 23 Устава МО Звездное, не ввел указанную схему в силу в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона, если новая схема многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 данной статьи, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений:
а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным данным Федеральным законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов;
б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи.
К моменту 05 августа 2010 года схема избирательных округов, соответствующая пункту 1 статьи 23 Устава МО Звездное, не была утверждена МС МО Звездное, решение об утверждении схемы избирательных округов в установленном порядке не публиковалось и в силу не вступало.
Таким образом, ИКМО Звездное вправе была на основании подпункта «б» пункта 3 статьи 18 Закона самостоятельно утвердить новую схему округов для проведения выборов депутатов МС МО Звездное четвертого созыва, назначенных на 10 октября 2010 года.
Решение ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 принято в пределах срока, установленного подпунктом «б» пункта 3 статьи 18 Закона.
В силу подпункта «а» пункта 4 статьи 18 Закона, отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей.
Пунктом 2 статьи 18 и пунктом 10 статьи 16 Закона закреплено, что избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории; регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных избирателей на территории муниципального образования осуществляется по состоянию на 01 января и 01 июля каждого года с использованием ГАС «Выборы».
Из сведений о численности избирателей, переданных Администрацией Московского района Санкт-Петербурга в ИКМО Звездное 02 августа 2010 года л.д. 182-187), видно, что на территории МО Звездное на 01 июля 2010 года зарегистрировано 44 805 избирателей.
Средняя норма представительства избирателей составляет: 44 805 : 20 = 2240,25.
10% от средней нормы представительства избирателей составляет 2240,25 х 10% = 224,025.
Средняя норма представительства избирателей, умноженная на число депутатских мандатов в округе, составляет: 2240,25 х 2 = 4480,5.
Таким образом, число избирателей в каждом из десяти многомандатных избирательных округов должно быть не менее 4257 (4480,5 – 224,025) и не более 4704 (4480,5 + 224,025) избирателей.
Как следует из схемы избирательных округов, утвержденной Решением ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1, и сведений о численности избирателей, переданных Администрацией Московского района Санкт-Петербурга в ИКМО Звездное 02 августа 2010 года, все 10 многомандатных избирательных округов соответствуют требованию подпункта «а» пункта 4 статьи 18 Закона.
В частности, по состоянию на 01 июля 2010 года число избирателей многомандатного избирательного округа №1 составляет 4680 избирателей, округа №2 – 4445, округа №3 – 4459, округа №4 – 4269, округа №5 – 4430, округа №6 – 4688, округа №7 – 4535, округа №8 – 4540, округа №9 – 4366, округа №10 – 4393.
Решение ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 официально опубликовано без нарушения сроков, установленных пунктом 7 статьи 18 Закона.
Суд полагает, что Решение ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 было надлежащим образом доведено до всеобщего сведения.
Доводы заявителя Васильевой Е.А. о том, что выпуск газеты, содержащей официальную публикацию Решений ИКМО Звездное №3-1, фактически не распространялся, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются доказательствами, представленными в материалы дела.
В силу пункта 7 статьи 18 Закона, схема избирательных округов, включая ее графическое изображение, подлежит официальному опубликованию. При этом закон не устанавливает, в каком издании должно быть произведено официальное опубликование решения о назначении выборов в орган местного самоуправления, оставляя тем самым данный вопрос на усмотрение соответствующей избирательной комиссии. В соответствии со статьей 7 Регламента ИКМО Звездное, утвержденного Решением ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-2 (официально опубликован в газете «Звездная газета», выпуск №7 от 03 августа 2010 года,л.д. 37-38), официальным печатным органом ИКМО Звездное является газета «Звездная газета».
Судом установлено, что оспариваемое Решение ИКМО Звездное №3-1 официально опубликовано в газете «Звездная газета», выпуск №8 (89) от 07 августа 2010 года, указанный выпуск газеты был распространен на территории МО Звездное и Московского района Санкт-Петербурга в начале августа 2010 года.
В материалы дела представлен экземпляр газеты «Звездная газета», выпуск №8 (89) от 07 августа 2010 года л.д.35-36), в выходных данных которой значится, что она подписана в печать 06.08.2010 года, издана тиражом 10 000 экземпляров и распространяется бесплатно.
Судом установлено, 03 февраля 2010 года между МС МО Звездное и ООО «А» заключен договор №02/10 л.д. 188), предметом которого является оказание в течение всего 2010 года услуг по распространению печатной продукции МС МО Звездное на территории Санкт-Петербурга в отдельных районах города по почтовым ящикам жителей путем бесплатной раздачи. 25 августа 2010 года сторонами подписан акт №99 приемки оказанных услуг, в том числе и услуги по распространению газеты «Звездная газета», выпуск №8 (89) от 07 августа 2010 года л.д. 189). Указанные услуги оплачены МС МО Звездное платежным поручением №3919 от 30 августа 2010 года л.д. 190).
Как видно из справки распространителя газеты – ООО «Служба доставки МД Пресс» л.д.195-196), газета «Звездная газета», выпуск №8 (89) от 07 августа 2010 года, в период с 08 по 25 августа 2010 года, была распространена на территории Московского района следующим образом: 500 экземпляров выпуска доставлено на стойки для бесплатных газет в здании Администрации Московского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 129, 7000 экземпляров выпуска разнесены по парадным (по почтовым ящикам) жилых домов на территории МО МО Звездное.
Из справки Санкт-Петербургского ГУ «Централизованная библиотечная система Московского административного района», подписанной и.о. директора ГУ и руководителями 11 филиалов библиотечной системы, видно, что по 2 экземпляра выпуска №8 от 07 августа 2010 года газеты «Звездная газета» поступили в каждую библиотеку централизованной библиотечной системы Московского района Санкт-Петербурга в период с 01 по 10 августа 2010 года и находятся в открытом доступе для читателей.
Из справки Местной администрации МО Звездное видно, что газета «Звездная газета», выпуск №8 (89) от 07 августа 2010 года, в начале августа 2010 года была размещена на информационном стенде в помещении Местной администрации по адресу: Санкт-Петербург, ул. Алтайская, дом 13, а также около 300 экземпляров данного выпуска находились в свободном доступе на стойке при входе в данное помещение л.д. 197).
Учитывая, что представленные ИКМО Звездное и МС МО Звездное доказательства не противоречат друг другу, исходят от различных не зависимых друг от друга организаций, а также учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие либо ставящие под сомнение представленные заинтересованными лицами документы и материалы, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Решение ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 официально опубликовано и надлежащим образом доведено до сведения избирателей.
Таким образом, Решение ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное четвертого созыва, назначенных на 10 октября 2010 года» принято при наличии установленных федеральным законом оснований, в пределах полномочий ИКМО Звездное, в надлежащей форме, без нарушения установленной для принятия такого решения процедуры, соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, надлежащим образом оформлено, подписано и введено в действие, надлежащим образом официально опубликовано для всеобщего сведения, в связи с чем основания для признания его незаконным и отмены в судебном порядке отсутствуют.
Также следует учитывать, что оспариваемое заявителем Васильевой Е.А. Решение ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 не затрагивает ее прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона, под избирательными правами понимаются право граждан РФ избирать и быть избранными, а также право участвовать в других избирательных действиях в порядке, установленном законами.
Решение ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 не нарушает право заявителя быть избранной в депутаты МС МО Звездное четвертого созыва, поскольку не препятствуют ей принять участие в выборах в качестве кандидата. Данное решение было принято и официально опубликовано уже 07 августа 2010 года, в то время как период выдвижения кандидатов начался, в силу пункта 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга, с 14 августа 2010 года.
Решение ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 не нарушило право заявителя избирать депутатов МС МО Звездное, поскольку не лишило ее права голоса и возможности получения бюллетеня для голосования.
Данное решение также не препятствуют заявителю Васильевой Е.А. участвовать в каких-либо предусмотренных законом избирательных действия (участвовать в проведении предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов и т.д.), не налагает на нее каких-либо дополнительных обязанностей, не привлекают ее к какой-либо ответственности.
Напротив, Решение ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 защищают принцип равного избирательного права жителей МО Звездное, в том числе и заявителя, поскольку в результате принятия данного решения была утверждена схема избирательных округов, соответствующая требованиям федерального закона и Устава МО Звездное.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя Васильевой Е.А. о признании незаконным и отмене Решения МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов». В то же время, правовые основания для удовлетворения требований о признании незаконными и отмене Решения МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №16 «О самороспуске Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва», Решения МС МО Звездное от 15 июля 2010 года №18 «О досрочном прекращении полномочий ряда депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное третьего созыва», Решения ИКМО Звездное от 31 июля 2010 года №2-1 «О назначении выборов депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное четвертого созыва» и Решения ИКМО Звездное от 05 августа 2010 года №3-1 «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное четвертого созыва, назначенных на 10 октября 2010 года» отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст. 12, 55, 56, 67, 194-199, главой 26 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Васильевой Е.А. о защите избирательных прав и оспаривании решений Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное и Избирательной комиссии муниципального образования Муниципальный округ Звездное - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить с момента принятия Решение Муниципального Совета муниципального образования Муниципальный округ Звездное от 15 июля 2010 года №17 «Об утверждении схемы округов».
В остальной части в удовлетворении заявления Васильевой Е.А. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 5 дней путем подачи кассационной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья