Номер обезличенНомер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2010 года Санкт-Петербург
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Волкович В.М.,
при секретаре Алиевой Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенюк Л.Н. к ФГУП «ГТК «М» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Семенюк Л.Н. обратилась в суд с иском к ФГУП «ГТК «М» о возмещении морального вреда в обоснование своих требований указав, что в результате авиакатастрофы самолета ТУ-154, выполнявшего рейс № 612 "Анапа - Санкт-Петербург", произошедшей 22.08.2006 года, погибли ФИО6, которая ей приходилась дочерью и 3 её дочери – ФИО5, 1994 года рождения, ФИО4, 1989 года рождения, и ФИО3, 1994 года рождения, которые истице приходились внучками. Истица просит взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда по 37 900 000 рублей л.д. 4-9).
Истица Семенюк Л.Н. в судебное заседание не явилась, поручив представлять её интересы Ефименко Г.В., который в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФГУП «ГТК «М» Серикова Е.В. в судебное заседание явилась, при этом в своих возражениях ответчик не оспаривает факт причинения морального вреда истцу, просит снизить размер компенсации с учетом разумности и справедливости, а также ранее произведенных добровольных выплат л.д. 32-33).
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в результате авиакатастрофы самолета ТУ-154, выполнявшего рейс № 612 "Анапа - Санкт-Петербург", произошедшей 22.08.2006 года, погибли ФИО6, которая истцу приходилась дочерью и три её дочери – ФИО5, 1994 года рождения, ФИО4, 1989 года рождения, и ФИО3, 1994 года рождения, которые истцу приходились внучками, что подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст.784 ГК РФ – перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливает Воздушный Кодекс РФ (далее – ВК РФ).
Согласно ст. 103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанного в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
В соответствии со ст. 117 ВК РФ, ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса РФ, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика, а также определяется международными договорами Российской Федерации.
Воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.
Истица просит взыскать с ФГУП «ГТК «М» компенсацию морального вреда за гибель родственников в размере 37 900 000 рублей каждому исходя из оценки стоимости жизни, которая, по мнению стороны истца, должна служить критерием определения размера причиненного истцам морального вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
На основании ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Поскольку в данном случае гибель ФИО6, ФИО5, 1994 года рождения, ФИО4, 1989 года рождения, и ФИО3, 1994 года рождения, произошла в момент осуществления воздушной перевозки, то в данном случае на ФГУП «ГТК «М» (правопреемник ФГУАП «Н»), как на владельце источника повышенной опасности, лежит обязанность по компенсации морального вреда без наличия вины.
В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Бесспорно, что причинение вреда жизни и здоровью, потеря близких людей влечет причинение морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага.
В результате произошедшей трагедии Семенюк Л.Н. причинено горе, от последствий которого она никогда не оправится, будучи до конца жизни лишенной душевного тепла и поддержки со стороны дочери и внучек соответственно.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что у истца с погибшими были очень теплые и доверительные отношения, несмотря на то, что они жили в различных частях страны. На каникулах дети ездили к истцам. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истица пережила огромные душевные страдания в связи с гибелью родственников и ей причинены невосполнимые нравственные страдания.
Между тем, смерть близких людей невосполнима никакими материальными компенсациями и выплата денежной суммы в любом размере не вернет их жизнь.
ФГУП «ГТК «М» основано на праве хозяйственного ведения и образовано в соответствии с Указом Президента РФ от 03.12.1993 г. № 2082, реорганизовано в соответствии с Указом Президента РФ от 24.08.2004 г. № 1119 и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 881.
Согласно Уставу ФГУП «ГТК «М» - данное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация не несет ответственности по обязательствам предприятия.
Уставом ФГУП «ГТК «М», действующим гражданским законодательством и ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не предусмотрена ответственность Российской Федерации по обязательствам указанного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.
При определении размера подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства произошедшей авиакатастрофы, а также количество погибших и количество родственников погибших, которыми заявлены требования.
Одним из основополагающих принципов вынесенного судебного решения является его исполнимость.
Суд учитывает и то обстоятельство, что в данном случае речь идет не об определении стоимости жизни человека, которая является бесценной, а лишь о денежной компенсации морального вреда, причиненного истцу в результате гибели родственников, размер которой с учетом вышеизложенных обстоятельств, а также степени родства, суд полагает возможным определить в пользу Семенюк Л.Н. – 600 000 рублей.
Кроме того, оценивая представленные доказательства, суд также учитывает, что 27.10.2006 года генеральным директором ФГУП «ГТК «М» был издан приказ № 69 «Об организации работы по возмещению ущерба», которым, в частности, принято решение о создании комиссии и о перечислении 300 000 рублей родственникам погибших, из которых 100 000 рублей, приходящиеся на одного родственника, являются возмещением морального вреда.
На заседании комиссии по возмещению ущерба ФГУП «ГТК «М» принято решение о выплате ФИО9 в связи с гибелью жены и дочерей компенсации морального ущерба в размере 1 200 000 рублей л.д. 41-49).
Однако непосредственно истица с какими-либо заявлениями о выплате ей денежных средств к ответчику не обращалась.
Ссылки истца на нормы «Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (Монреаль, 28.05.1999г.), не могут быть приняты во внимание, поскольку до настоящего времени указанная Конвенция не ратифицирована Российской Федерацией. В настоящее время для Российской Федерации действует Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.) (с изменениями и дополнениями от 28 сентября 1955 г.), которая устанавливает лишь верхний предел размера ответственности перевозчика в отношении каждого пассажира.
Кроме того, вышеуказанные Конвенции регулируют правоотношения по международным воздушным перевозкам. Согласно ч. 2 ст.101 ВК РФ – международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств либо на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
В данном случае самолет ТУ-154 с бортовым № 85185, выполнявший 22.08.2006г. рейс № 612, следовал по маршруту "Анапа - Санкт-Петербург", не предусматривал пункт (пункты) посадки на территории другого государства, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имела место внутренняя воздушная перевозка, т.е. перевозка при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат частичному удовлетворению с учетом требований разумности и справедливости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 117 ВК РФ, ст.ст. 151, 1079, 1100, 1101 ГК РФ, ст.ст. 12, 55, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Семенюк Л.Н. к ФГУП «ГТК «М» о компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с ФГУП «ГТК «М» в пользу Семенюк Л.Н. в счет компенсации морального вреда 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.
В остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья