Решение по иску об обязании утсранить нарушения природоохранного законодательства от 15.12.2010 г.



2–5279/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский районный суд Санкт–Петербурга в составе:

председательствующего судьи Белоногого А.В.,

при секретаре Хаенок К.О.,

с участием представителя истца, прокурора Яковлевой Я.С., представителя ответчика Сафоновой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2010 года гражданское дело № 2–5279/10 по иску прокурора Приморского района Санкт–Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Приморский, 46» об обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приморского района Санкт–Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Приморский, 46» об обязании совершить определенные действия, просит признать действия ответчика противоречащими Федеральному Закону «Об охране окружающей среды»; обязать ООО «Приморский, 46» устранить нарушения Федерального Закона «Об охране окружающей среды» по адресу: Санкт–Петербург, <данные изъяты>, а именно, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (труба котельной); получить подтверждение в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, отнесение опасных отходов, образующихся на предприятии, к конкретному классу опасности для окружающей среды; разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; получить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; получить паспорта на опасные отходы 1–4 классов опасности и согласовать в Ростехнадзоре в срок до истечения 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленного иска истец указывает на то, что прокуратурой Приморского района Санкт–Петербурга совместно со специалистами Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт–Петербурга проведена проверка соблюдения требований природоохранного, водного законодательства и законодательства о гидротехнических сооружениях при осуществлении водопользования в ООО «Приморский, 46» при эксплуатации земельного участка по адресу: Санкт–Петербург, <адрес>. При проведении проверки выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства: ответчик не обеспечил проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ (азота оксид, азота диоксид, углерода оксид и другие) в атмосферный воздух и их источников (труба котельной); не подтверждено отнесение опасных отходов, образующихся на площадке по адресу: Санкт–Петербург, <адрес> (смет уличный (отходы потребления на производстве, подобные коммунальным), отходы (осадки) при промывке канализационных сетей и др.) к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти; не составлены паспорта на отходы 1–4 классов, образующихся на площадке (смет уличный (отходы потребления на производстве, подобные коммунальным), отходы (осадки) при промывке канализационных сетей и др.); отсутствуют полученные в установленном порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В судебное заседании прокурор Яковлева Я.С. явилась, просит удовлетворить заявленный иск в полном объеме, не возражает против принятия судом признания представителем ответчика иска в части.

Представитель ответчика, Сафонова Е.Г., в судебное заседание явилась, представила суду заявление о признании исковых требований в части получения разрешения в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу, пояснив, что ответчику на праве частной собственности принадлежит котельная по адресу: Санкт–Петербург, <адрес>, лит.Л. Выброс вредных (загрязняющих) веществ (азота оксид, азота диоксид, углерода оксид и других) в атмосферный воздух от стационарного источника выброса (труба котельной) при сжигании газа, рассчитываемых по «Методике определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час» осуществляется без специального разрешения, что противоречит пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96–ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В удовлетворении остальной части иска представитель ответчика просил прокурору отказать, поскольку ответчик является субъектом малого предпринимательства и не осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: Санкт–Петербург, <адрес>.

Выслушав объяснения участников судебного процесса, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 56, 67 ГПК Российской Федерации, суд полагает заявленные исковые требования прокурора <адрес> Санкт–Петербурга подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 173 ГПК Российской Федерации заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.

Поскольку признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы сторон или других лиц, в связи с чем суд считает возможным принять признание ответчиком заявленного иска в части.

При этом суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96–ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Поскольку ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что ему на праве частной собственности принадлежит котельная по адресу: Санкт–Петербург, <данные изъяты>, при этом выброс вредных (загрязняющих) веществ (азота оксид, азота диоксид, углерода оксид и других) в атмосферный воздух от стационарного источника выброса (труба котельной) при сжигании газа осуществляется без специального разрешения, то признание иска представителем ответчика в данной части не противоречит положениям вышеупомянутых норм закона и не нарушает чьих либо прав. При этом с учетом процедуры получения разрешения в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит указанный ответчиком срок получения разрешения разумным.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска прокурора в остальной части.

В соответствии с частью 1 статьи 22, частью 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96–ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Вместе с тем, как следует из материалов по делам об административных правонарушениях в отношении ООО «Приморский, 46», представленных Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт–Петербурга, ООО «Приморский, 46» представлены документы, подтверждающие, что инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников проведена до 30.08.2010 года.

Процедура разработки предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух обязательна для получения вышеуказанного разрешения.

При таком положении оснований для обязания ответчика провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, не имеется.

Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89–ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее, ФЗ–89) определяет отходы производства и потребления как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с частью 3 статьи 14 ФЗ–89 на отходы I – IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I – IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 года № 818 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов; Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 года № 785 утвержден паспорт опасного отхода.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 ФЗ–89 индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 года № 461 Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 года № 50 в настоящее время не вступил в действие, в связи с чем при разрешении вопроса об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, следует руководствоваться вышеупомянутыми Правилами.

В соответствии с пунктом 3, 4 статьи 18 ФЗ–89 субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Поскольку в настоящее время порядок установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещения для субъектов малого и среднего предпринимательства, которым является ответчик, федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами не установлен, то не имеется оснований для обязания ответчика составить паспорта опасных отходов, разработать проекты нормативов образования данных отходов и лимитов на их размещение.

При этом следует учитывать, что ответчик не осуществляет хозяйственной и иной деятельности, в результате которых образуются отходы потребления и производства по адресу: Санкт–Петербург, <адрес>, поскольку как следует из представленного ответчиком договора аренды от 01.02.2009 года, хозяйственную деятельность по данному адресу осуществляет ООО «Практис Управление и Эксплуатация», которое фактически исполнило заявленные прокурором требования к ООО «Приморский, 46», что сторонами не оспаривается (изготовило паспорта опасных отходов, проекты нормативов образования данных отходов и лимитов на их размещение), в связи с чем не имеется оснований для обязания ответчика получить подтверждение в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, отнесение опасных отходов, образующихся на предприятии, к конкретному классу опасности для окружающей среды.

Поскольку иск прокурора удовлетворен частично, то по правилам части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 194–199 ГПК Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89–ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96–ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Приморского района Санкт–Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Приморский, 46» об обязании совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Обязать ООО «Приморский, 46» в срок 120 суток с момента вступления настоящего решения суда в законную силу получить разрешение в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при сжигании газа от стационарного источника выброса (труба котельной) по адресу: <данные изъяты>

Взыскать с ООО «Приморский, 46», расположенного по адресу: <данные изъяты>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

В удовлетворении остальной части иска прокурору Приморского района Санкт–Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Приморский, 46» об обязании совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт–Петербурга в течение 10 дней.

Судья: