Решение по иску об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий от 22.12.2010 г.



2–5031/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский районный суд Санкт–Петербурга в составе:

председательствующего судьи Белоногого А.В.,

при секретаре Хаенок К.О.,

с участием представителя ответчика Бархатовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 декабря 2010 года гражданское дело № 2–5031/10 по иску Казначеевой Л.Л. к Администрации Московского района Санкт–Петербурга о признании решения незаконным, признании права на восстановление в очереди на предоставление жилой площади

УСТАНОВИЛ:

Истица Казначеева Л.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, просит признать решение Администрации Московского района Санкт–Петербурга от 29.04.2009 года № 349–р об исключении из очереди на улучшение жилищных условий незаконным, признать за ней право на восстановление в очереди на предоставление жилой площади, но не права признания нуждающейся в содействии Санкт–Петербурга в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленного иска истица указывает на то, что является инвалидом 2 группы, жителем блокадного Ленинграда, Ветераном Великой Отечественной войны; проживает в двух комнатах в коммунальной квартире по адресу: <данные изъяты>; в 1989 году поставлена на учет на предоставление жилой площади в Администрации Московского района Санкт–Петербурга. Муж истицы, ФИО1, Ветеран Великой Отечественной войны, вступил в жилищно–строительный кооператив на получение однокомнатной квартиры, которую хотел передать своей внучке, ФИО2, однако в связи со смертью мужа ордер на кооперативную квартиру был выдан истице. На момент принятия оспариваемого решения истица собственником кооперативной квартиры по адресу: <данные изъяты> не являлась; также не является собственником комнат по месту своего жительства по адресу: <данные изъяты>, что не было учтено Администрацией Московского района Санкт–Петербурга при принятии оспариваемого решения. Вопреки смыслу распоряжения Президента Российской Федерации в канун 65–летия Победы в Великой Отечественной войне, Администрация Московского района Санкт–Петербурга приняла незаконное решение.

В судебное заседание истица Казначеева Л.И. не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.5, 83, 84).

Представитель ответчика, Администрации Московского района Санкт–Петербурга, Бархатова С.А. в судебное заседание явилась, представила суду материалы учетного дела истицы, просила в удовлетворении иска отказать.

Также представитель ответчика наставал на применении судом пропуска истицей срока обращения с иском в суд, установленного статьей 256 ГПК Российской Федерации.

В порядке статьи 167 ГПК Российской Федерации суд определил рассмотреть иск Казначеевой Л.И. в отсутствии истицы.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Казначеевой Л.И.

Как следует из материалов учетного дела, ФИО1 вместе со своей бывшей женой, Казначеевой Л.И., матерью бывшей жены, ФИО5, сыном, ФИО3, по состоянию на 04.04.1989 года проживал в двух комнатах жилой площадью 10,41 кв.м. и 13,40 кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <данные изъяты> и 11.05.1989 года семья ФИО1 с указанными членами семьи была поставлена на учет в Администрации Московского района Санкт–Петербурга, как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения.

ФИО1 снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения 31.05.2000 года в связи со смертью; ФИО3 снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения 17.12.2003 года в связи со смертью; ФИО5 снята с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения 13.11.1996 года в связи со смертью.

По состоянию на 10.08.2005 года на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма осталась состоять только Казначеева Л.И.

В соответствии с распоряжением главы Администрации Московского района Санкт–Петербурга от 01.09.2005 года № 860–р Казначеева Л.И. переведена на льготную категорию учета по улучшению жилищных условий – инвалид 2 группы по общему заболеванию.

Как следует из материалов дела, 29.08.2000 года на основании распоряжения председателя Комитета по жилищной политике Администрации Санкт–Петербурга от 25.08.2000 года № 63–р, Казначеевой Л.И. на семью из 1 человека предоставлена однокомнатная квартира, жилой площадью 18,4 кв.м., общей площадью 38,0 кв.м. по адресу: <данные изъяты> (л.д.23, 58).

Согласно справке ЖСК № 1331 от 01.10.2001 года, Казначева Л.И. 04.04.1997 года полностью внесла паевой взнос за квартиру по адресу: <данные изъяты> (л.д.86).

22.09.2007 года Казначеева Л.И. продала квартиру по адресу: <данные изъяты>, своей внучке ФИО2 (л.д.87–100).

Согласно материалам учетного дела, 04.12.2003 года Казначеева Л.И. заключила с Администрацией Московского района Санкт–Петербурга договор передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан, в соответствии с которым она стала собственником 24/36 долей трехкомнатной квартиры по адресу: <данные изъяты>, с определением в ее пользование двух комнат, жилой площадью 10,4 кв.м. и 13,4 кв.м.

06.09.2007 года Казначеева Л.И. продала принадлежащие ей 24/36 долей квартиры по адресу: <данные изъяты>, своему внуку, ФИО4 (л.д.102).

Распоряжением Администрации Московского района Санкт–Петербурга от 29.04.2009 года № 349–р Казначеева Л.И. снята с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по основаниям пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации.

Разрешая заявленные исковые требования Казначеевой Л.И., суд исходит из того, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189–ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3–6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

На основании постановления Правительства Санкт–Петербурга от 17.10.2005 года № 1546 Администрациями районов ежегодно осуществляется актуализация данных учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; в зависимости от ее результатов может быть принято решение о снятии граждан с учета; при этом вопрос о возможности снятия граждан с учета может быть рассмотрен только в случаях, когда граждане проживают в отдельных квартирах и их жилищная обеспеченность составляет более 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Статьями 11 и 12 Закона Санкт–Петербурга от 30.06.2005 года № 407–65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт–Петербурге», регулирующего отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлено, что в зависимости от результатов актуализации данных уполномоченный орган может принять решение о снятии гражданина (семьи) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям, и в порядке, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что Казначеевой Л.И. 29.08.2000 года на основании распоряжения председателя Комитета по жилищной политике Администрации Санкт–Петербурга от 25.08.2000 года № 63–р, на семью из 1 человека предоставлена отдельная однокомнатная квартира жилой площадью 18,4 кв.м., общей площадью 38,0 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, которую она получила в свою собственность 14.01.2001 года, а 22.09.2007 года продала своей внучке ФИО2

Таким образом помимо занимаемых истицей двух комнат в коммунальной квартире по адресу: <данные изъяты>, которые также ей принадлежали и 06.09.2007 года были проданы своему внуку, ФИО4, истица была обеспечена отдельной однокомнатной квартирой, общей площадью 38 кв.м.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК Российской Федерации. Пунктом 2 части 1 данной статьи установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 статьи 50 ЖК Российской Федерации определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно статье 55 ЖК Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии со статьей 3 Закона Санкт–Петербурга от 19.07.2005 года № 407–65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт–Петербурге» учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт–Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения – для проживающих в коммунальных квартирах.

Принимая во внимание, что согласно положениям статьи 12 указанного закона граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям, и в порядке, установленным ЖК Российской Федерации, оснований находиться на указанном учете у Казначеевой Л.И. не имелось, поскольку она была обеспечена жилой площадью.

Меры социальной защиты, предусмотренные пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 5–ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», распространяются на лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и нуждающихся в улучшении жилищных условий. К указанной категории граждан истица Казначеева Л.И. не относится, поскольку не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При этом следует учитывать, что в 2000 году истице было предоставлено жилое помещение в порядке улучшения жилищных условий; согласно заявлению истицы, внуки истицы, ФИО2 и ФИО4 остались проживать в ранее занимаемых комнатах по адресу: <данные изъяты> (л.д.46). То обстоятельство что истица не выехала из двух комнат в коммунальной квартире в отдельную однокомнатную квартиру, которую впоследствии продала своей внучке, не является основанием для сохранения за ней права состоять на учете на получение жилого помещения по договору социального найма, как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Статьей 29 ЖК РСФСР установлен перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 32 ЖК РСФСР предусмотрено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 29.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 № 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится, в том числе, в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения – 9 кв.м. жилой площади на человека (пункт 12 Правил учета).

Пунктом 36 Правил учета предусмотрено, что перед предоставлением жилых помещений граждане должны вновь предоставить в исполнительный комитет районного Совета народных депутатов документы, предусмотренные пунктом 19 настоящих Правил, а также письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении ими после получения жилого помещения ранее занимаемой жилой площади. В случае выявления наличия у граждан и членов их семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, площадь которых совокупно с занимаемыми ими жилыми помещениями превышает размер, установленный пунктом 12 настоящих Правил, предоставление жилых помещений не осуществляется.

При таком положении довод истицы о том, что Администрация Московского района Санкт–Петербурга должна была снять истицу с очереди не в 2009 году, а еще в 2000 году, когда ей была предоставлена однокомнатная квартира, не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку квартира была предоставлена истице не Администрацией Московского района Санкт–Петербурга, а Комитетом по жилищной политике Администрации Санкт–Петербурга, при этом истица была обязана сообщить в Администрацию Московского района Санкт–Петербурга о том, что ей предоставлена в порядке улучшения жилищных условий однокомнатная квартира.

При этом также следует учитывать, что снятие истицы с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в 2000 году, не порождает у нее право состоять на таком учете в настоящее время, поскольку в соответствии со статьей 53 ЖК Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Поскольку истица 22.09.2007 года продала принадлежавшую ей на праве собственности квартиру по адресу: Санкт–Петербург, <адрес>, полученную в 2000 году в порядке улучшения жилищных условий, то у нее в настоящее время не возникло право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Кроме того, суд принимает во внимание заявление ответчика о пропуске истицей срока для обращения в суд с настоящим иском, поскольку в соответствии с положением части 1 статьи 256 ГПК Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод; о том, что Казначеева Л.И. снята с жилищного учета, истице стало известно сразу после снятия ее с учета, что следует из искового заявления (л.д.4), при этом первый ответ по данному вопросу на обращение к Губернатору Санкт–Петербурга истицей получен в ноябре 2009 года; однако в суд с заявлением об обжаловании действий должностного лица истица обратилась лишь в сентябре 2010 года, т.е. с пропуском установленного законом срока. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, истицей суду не представлено.

При таком положении, суд приходит к выводу об отказе Казначеевой Л.И. в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199, 256 ГПК Российской Федерации, статьями 50, 51, 55, 56 ЖК Российской Федерации, Законом Санкт–Петербурга от 30.06.2005 года № 407–65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт–Петербурге», суд

Р Е Ш И Л:

Казначеевой Л.Л. в удовлетворении иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт–Петербурга в течение 10 дней.

Судья:

<данные изъяты>