16 декабря 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе Председательствующего судьи Подгорной Е.П.
при секретаре Романовой O.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павлова А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, о назначении пенсии с момента подачи заявления с 03.06.2010 г.,-
УСТАНОВИЛ:
Дело №2-5774/10 |
Павлов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью: с 04.08.1994 г. по 09.08.2000 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии СПб ГУЗ «Городской онкологический диспансер» в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев.
В судебное заседание истец явился, заявление поддержал, просил удовлетворить иск, пояснил, что в оспариваемый период он работал в СПб ГУЗ «Городской онкологический диспансер» в должности врача анестезиолога- реаниматолога в отделении анестезиологии, данная должность предусмотрена Списком, однако, в виду неправильного наименования работодателем данного отделения, УПФ отказал в назначении пенсии.
Представитель ответчика - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований, указав, что данное отделение не предусмотрено Списком.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Павлова А.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Федеральный закон от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя определенные условия ее назначения, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 с Федерального закона от 17.12.2001г. « О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 трудовая пенсия по старости ранее достижения пенсионного возраста назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона учитывается работа только в тех должностях и в штате тех учреждений, которые поименованы в Списках.
Павлов А.В., полагавший, что он имеет специальный стаж для назначения трудовой деятельности обратился в УПФ, однако, решением Пенсионного фонда № 399/5 от 27 сентября 2010 года в подсчет специального стажа Павлова А.В. не был включен период с 04.08.1994 г. по 09.08.2000 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии СПб ГУЗ «Городской онкологический диспансер» в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев (л.д.10-15), со ссылкой на то, что данное отделение (отделения анестезиологии) не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, работа в котором в течение года засчитывается как один год и шесть месяцев. Суд находит данный отказ не обоснованным.
В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 года Утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом, следует учитывать правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П - «в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц».
До вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и указанных выше Списков и Правил, вопросы назначений досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) регулировались статьями 80, 81 Закона РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятыми на основании ст. 83 Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком № 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.
Таким образом, в спорный период истца (с 01.04.1997г. по 21.10.1999г.) действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 был, где было установлено: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании Павлов А.В. имеет высшее медицинское образование, по специальности врач, в период с 04.08.1994 г. по 09.08.2000 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии СПб ГУЗ «Городской онкологический диспансер» в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев (л.д.5-9).
Согласно штатному расписанию на 01 февраля 1994 г. (л.д. 16-18), отделение, где работал истец значилось, как анастезиологическое отделение. Согласно штатному расписанию на 01 января 1995 г. (л.д. 19-20), отделение, где работал истец значилось, как анастезиологическое отделение. Также, согласно штатному расписанию на 01 июля 1996 г. (л.д. 21-22), отделение, где работал истец значилось, как анастезиологическое отделение; на 01 января 1997 г. (л.д.23-24), отделение уже указано как анастезиологическое с палатой реанимации и интенсивной терапии; на 01.01.1998 г. – как анастезиологическое с палатой реанимации и интенсивной терапии (л.д.25,26); на 01.01.1999 г. - анастезиологическое отделение с палатой реанимации и интенсивной терапии (л.д.27,28); на 01.01.2000 г. - анастезиологическое отделение с палатой реанимации и интенсивной терапии (л.д.29,30).
При этом, в Приказе МЗ СССР № 501 от 27.07.1970 г. об утверждении функциональных обязанностей сотрудников анестезиологического отделения Ленинградского городского онкологического диспансера, вышеуказанные отделения поименованы как отделение анастезиологии-реанимации (л.д.32-38). Также данные отделения поименованы отделениеми анастезиологии-реанимации в Положении о распорядке работы отделения, утвержденным Председателем Профкома Егоровым А.Б. 18.09.1991 г. (л.д.39-41).
Таким образом, из вышеуказанных документов следует, что истец работал именно в отделении анастезиологии-реанимации, однако в штатном расписании по вине работодателя данные отделения были указаны иначе. Также следует отметить, что в штатном расписании отсутствует самостоятельное отделение анастезиологии-реанимации, а, следовательно суд находит правомерным довод истца, что отделении анастезиологии, в котором работал Павлов А.В. фактически и является отделением анастезиологии-реанимации.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года №25, разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпунктами 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), период его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, доводы ответчика в том, что структурное подразделение «отделение анестезиологии» не предусмотрено Списком № 781 и Списком № 464 и № 1066, а, следовательно истец не имеет право исчислении пенсии в льготном порядке, не могут быть приняты во внимание, поскольку истец на протяжение всего периода работал в одном и том же отделении городской больницы, выполняла одни и те же профессиональные обязанности, осуществлял работу по охране здоровья населения, отделение анестезиологии во всех документах организации поименовано как отделение анестезиологии-реанимации, поэтому суд приходит к выводу о тождественности наименований отделений, с учетом спецификации возложенных функций и обязанностей работников названных отделений.
Кроме того, Письмом Министерства Здравоохранения и Медицинской промышленности РФ от 14 июля 1995 года № 2510/1835-95-27 было разъяснено, что в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 стаж работы один год за полтора исчисляется только для «врачей анестезиологов-реаниматологов, среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии». В некоторых лечебно-профилактических учреждениях имеются должности «врачей- анестезиологов», хотя и выполняющих практически функции врача «анестезиолога-реаниматолога», но согласно вышеуказанному Постановлению не имеющие право исчисления трудового стажа на льготных условиях. В подобных ситуациях органы социальной защиты отказывают в предоставлении льгот медицинским работникам «анестезиологических», «реанимационных» отделений, что порождает нежелательные конфликтные ситуации и мешает правильно решать вопросы пенсионного обеспечения работников здравоохранения.
Таким образом, из данного письма видно, что законодатель не связывал обязательным условием для назначения льготной пенсии ( 1 год за 1 год и 6 месяцев) должность врача анестезиолога-реаниматолога с наименованием отделения в котором работает данный врач, а связывал именно данное условия с наименованием должности. Должность же истца и в спорный период и в настоящее время значится именно как врач анестезиолог- реаниматолог.
Также Постановлением Минтруда РФ от 22.11.2001г. №81 «О применении пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в части применения льготного порядка исчисления выслуги врачам-анестезиологам-реаниматологам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии при назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях» разъяснено, что при исчислении выслуги для определения права на пенсию за выслугу лет за период работы до 1 ноября 1999г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464 работу в должности врача- анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии считать как работу в должности врача-анестезиолога-реаниматора. При этом льготное исчисление выслуги, предусмотренное абзацем 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября №464, при работе в должности врача- анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии применяется для определения права на пенсию за выслугу лет. Данное разъяснение еще раз подтверждает неправомерность в отказе истцу в заявленных требованиях.
В соответствии со ст. 19 закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях, не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. День обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обратившемуся за пенсией дается разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если они будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии.
В судебном заседании установлено, что истец обратился с заявлением о назначении ему пенсии 03.06.2010 г. предусмотренный законом, представил все необходимые для этого документы.
На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии необходимый специальный стаж его работы с учетом всех спорных периодов составлял 30 лет.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными требования истца о назначении трудовой пенсии с момента обращения в УПФ РФ, т.е. с 03.06.2010 года и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Павлова А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, о назначении пенсии с момента подачи заявления с 03.06.2010 г.- удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга засчитать период работы с 04.08.1994 г. по 09.08.2000 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии СПб ГУЗ «Городской онкологический диспансер» в льготный стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет как 1 год за 1 год 6 месяцев и назначить пенсию Павлову А.В. с момента обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга - с 03.06.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течении десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Московский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: