Решение по иску об обязании обеспечить наличие рабочих мет для инвалидов от 19.01.2011 г.



2–600/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский районный суд Санкт–Петербурга в составе:

председательствующего судьи Белоногого А.В.,

при секретаре Хаенок К.О.,

с участием представителя истца Кулагина В.Е., представителя ответчика Ушкаловой Е.А., представителя третьего лица Щедровой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2011 года гражданское дело № 2–600/11 по иску и.о.Санкт–Петербургского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Воздушные Ворота Северной Столицы» об обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

И.о.Санкт–Петербургского транспортного прокурора, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» об обязании совершить определенные действия, просит обязать ответчика создать специальные рабочие места для инвалидов согласно квоте и представлять ежемесячно в ГУ «Центр занятости населения» Московского района Санкт–Петербурга сведения о выполнении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников предприятия с учетом изменений численности работников. В обоснование заявленного иска прокурор ссылается на то, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере занятости населения в Российской Федерации. Проверкой было установлено, что ответчиком не выполняются требования законодательства в части создания рабочих мест для инвалидов и представления органам службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов по установленной форме.

В судебное заседание 19.01.2011 года представитель истца, прокурор Кулагин В.Е. явился, на удовлетворении иска настаивает.

В судебное заседание 19.01.2011 года представитель ответчика Ушкалова Е.А. явилась, заявленные исковые требования не признала; пояснила, что на предприятии ответчика работает 46 инвалидов; по квоте по состоянию на декабрь 2010 года ответчиком должно быть создано 92 рабочих места для инвалидов, однако, представитель считает невозможным создание рабочих мест для инвалидов, если предприятию неизвестна индивидуальная программа реабилитации конкретного инвалида; представитель полагает, что органы службы занятости населения должны представлять работодателю сведения о том, для каких инвалидов с учетом их индивидуальной программы реабилитации должны быть созданы рабочие места. Также представитель пояснила, что в организации имеются вакантные рабочие места для инвалидов, отказов со стороны ответчика работникам, имеющим инвалидность, суду не представлено, к административной ответственности за данные правонарушения ответчик не привлекался, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.

В судебное заседание представитель третьего лица, Комитета по труду и занятости населения Санкт–Петербурга Щедрова Е.П. явилась, заявленные исковые требования поддержала; пояснила суду, что ответчиком действительно предоставляются сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, однако данные сведения предоставляются не по установленной форме, при этом в пункте 2.4. отчета ответчик указывает на наличие вакантных рабочих мест для инвалидов, а в пункте 3 указывает на фактическое отсутствие вакансий, что свидетельствует о том, что ответчиком не созданы рабочие места для инвалидов. При этом работодатели были проинформированы СПб ГУ «Центр занятости населения Московского района Санкт–Петербурга» об обязанности создать рабочие места для инвалидов согласно квоте и обязанности предоставлять сведения о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов в органы службы занятости населения, путем соответствующей публикации в местном периодическом издании, еженедельной районной газете «Московская застава» (№ 23 (725) от ноября 2009 года).

Выслушав объяснения участников судебного процесса, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 56, 67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» зарегистрировано в налоговом органе 26.04.2006 года, и находится по адресу: Санкт–Петербург, Пулковское шоссе, д.41, литер А (л.д.61, 62).

Как следует из материалов дела, по состоянию на октябрь 2010 года среднесписочная численность ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» составляет 3255 человек (л.д.7).

Согласно частям 1, 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами; квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Статьей 1 Закона Санкт–Петербурга от 21.05.2003 года № 280–25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт–Петербурге» установлено, что для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт–Петербурга от 15.07.2010 года № 177 «О предоставлении информации по квоте», утверждена форма, по которой работодатели обязаны не позднее 15–го числа месяца, следующего за отчетным предоставлять в центры занятости населения по месту регистрации работодателей информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что ответчиком предоставляются сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов в СПб ГУ «Центр занятости населения Московского района Санкт–Петербурга». Однако предоставление такой информации должно осуществляться по установленной форме, а не в произвольном порядке без соблюдения правил заполнения формы, указанной в приложении № 1 к Распоряжению Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт–Петербурга от 15.07.2010 года № 177.

Так при значении показателя в строке 2.4 раздела 2 более 0 сведения в таблицу № 1 раздела 3 вносятся в обязательном порядке в полном объеме. Однако ни одна из предоставленных ответчиком форм не соответствует данным требованиям.

Таким образом, указывая на наличие вакантных рабочих мест для инвалидов, сведения в таблицу № 1 раздела 3 ответчиком не заносятся, что свидетельствует о том, что ответчиком не созданы рабочие места для инвалидов в объеме, согласно установленной законом квоте, при этом предоставляемые сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, не соответствуют действительности.

Довод представителя ответчика о том, что рабочие места для инвалидов должны создаваться ответчиком под конкретного инвалида с предварительным предоставлением работодателю индивидуальной программы реабилитации инвалида, не является состоятельным, поскольку в данном иске заявлены требования не о создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а об обязании создать рабочие места для инвалидов согласно квоте.

То обстоятельство, что ответчик не привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, за которое предусмотрена ответственность статьями 5.42, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для отказа прокурору в иске, поскольку прокурор не ограничен в выборе способа защиты нарушенного права неопределенного круга инвалидов.

Не является основанием для отказа в иске и создание ответчиком рабочих мест для трудоустройства инвалидом в меньшем, чем предусмотренном законом размере, т.е. в нарушение установленной квоты.

При таком положении суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного иска, при этом в целях четкости и ясности судебного решения, а также в целях определенности его исполнения суд находит необходимым установить ответчику разумный срок, равный трем месяцам, для создания специальных рабочих мест для инвалидов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 ГПК Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Санкт–Петербурга от 21.05.2003 года
№ 280–25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт–Петербурге», суд

Р Е Ш И Л:

Иск и.о.Санкт–Петербургского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Воздушные Ворота Северной Столицы» – удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Воздушные Ворота Северной Столицы» создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу и представлять ежемесячно в ГУ «Центр занятости населения» Московского района Санкт–Петербурга сведения о выполнении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников предприятия с учетом изменений численности работников.

Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт–Петербурга в течение 10 дней.

Судья:

<данные изъяты>