Дело № 2-1308/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 февраля 2011 года Санкт-Петербург Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Волкович В.М., при секретаре Алиевой Б.А., с участием прокурора Степановой С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Е.В. к ОАО «Авиакомпания «Россия» о компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Макарова Е.В. обратилась в суд с иском к ОАО «Авиакомпания «Россия» о возмещении морального вреда, в обоснование своих требований указав, что в результате авиакатастрофы самолета ТУ-154, выполнявшего рейс № 612 "Анапа - Санкт-Петербург", произошедшей 22.08.2006 года, погиб ФИО1, выполнявший обязанности бортинженера, который истцу Макаровой Е.В. приходился отцом. Истица просит взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 2 000000 рублей (л.д. 2-3). Истица Макарова Е.В. в судебное заседание не явилась, поручив представлять её интересы Лысенко В.А., который в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика ОАО «Авиакомпания «Россия» Серикова Е.В. в судебное заседание явилась, против заявленных исковых требований по праву не возражала, однако просила учесть ранее произведенные выплаты семье погибшего (л.д. 30-32). Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Степановой С.В., которая полагала, что иск подлежит частичному удовлетворению и взыскании суммы в счет компенсации морального вреда соразмерной ранее взысканным суммам в размере 300000 руб., изучив материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования Макаровой Е.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что в результате авиакатастрофы самолета ТУ-154, выполнявшего рейс № 612 "Анапа - Санкт-Петербург", произошедшей 22.08.2006 года, погиб ФИО1, выполнявший обязанности бортинженера, что подтверждается актом о несчастном случае на производстве, который приходился истцу Макаровой Е.В. отцом, что установлено материалами дела. В соответствии со ст.784 ГК РФ – перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливает Воздушный Кодекс РФ (далее – ВК РФ). Согласно ст. 103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанного в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа. В соответствии со ст. 117 ВК РФ, ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса РФ, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика, а также определяется международными договорами Российской Федерации. Воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром. Истица просит взыскать с ОАО «Авиакомпания «Россия» компенсацию морального вреда за гибель родственника 2 000000 руб. Учитывая, что на момент возникновения спорных правоотношений редакция ст. 117 ВК РФ (в ред. от 04.12.2007 года) не была еще принята, то при указанных обстоятельствах, обоснование размера компенсации морального вреда в размере 2000 000 руб., не может быть принято судом во внимание, поскольку противоречит требованиям ст. 4 ГК РФ. Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии со ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. На основании ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Поскольку в данном случае гибель ФИО1 произошла в момент осуществления им трудовых обязанностей, а также в момент осуществления воздушной перевозки, то в данном случае на ОАО «Авиакомпания «Россия» (правопреемник ФГУАП «Пулково» и ФГУП «ГТК «Россия»), как на владельце источника повышенной опасности, лежит обязанность по компенсации морального вреда без наличия вины. Представитель ответчика в своих письменных возражениях не отрицал факт причинения родственникам ФИО1 морального вреда и не отрицал ответственность ОАО «Авиакомпания «Россия» по возмещению родственникам погибших пассажиров компенсации морального вреда. В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Бесспорно, что причинение вреда жизни и здоровью, потеря близких людей влечет причинение морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. В результате произошедшей трагедии истцу причинено горе, от последствий которого она никогда не оправится, будучи до конца жизни лишенной душевного тепла и поддержки со стороны близкого и родного им человека – отца. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истица пережила огромные душевные страдания в связи с гибелью ФИО1 и ей причинены невосполнимые нравственные страдания. Между тем, смерть близких людей невосполнима никакими материальными компенсациями и выплата денежной суммы в любом размере не вернет их жизнь. ОАО «Авиакомпания «Россия» создано в соответствии с Федеральными законами «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 года № 178-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 года № 208-ФЗ, путем преобразования ФГУП «ГТК «Россия», на основании распоряжения Правительства РФ от 30.11.2009 года № 1805-р, приказа ФАУГИ от 26.05.2010 года № 132, распоряжения ТУФАУГИ в Санкт-Петербурге от30.12.2010 года № 1108-р и является его правопреемником. Согласно Уставу ОАО «Авиакомпания «Россия» - учредителем является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, данное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация не несет ответственности по обязательствам предприятия. Уставом ОАО «Авиакомпания «Россия», действующим гражданским законодательством не предусмотрена ответственность Российской Федерации по обязательствам указанного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. При определении размера подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства произошедшей авиакатастрофы, а также количество погибших и количество родственников погибших, которыми заявлены требования. Также судом учитываются ранее вынесенные судебные решения по искам родственников погибшего ФИО1 с целью соблюдения равенства прав указанных родственников на получение компенсации морального вреда. Одним из основополагающих принципов вынесенного судебного решения является его исполнимость. Суд учитывает и то обстоятельство, что в данном случае речь идет не об определении стоимости жизни человека, которая является бесценной, а лишь о денежной компенсации морального вреда, причиненного истцу в результате гибели ФИО1, размер которой с учетом вышеизложенных обстоятельств, а также степени родства суд полагает возможным определить в пользу Макаровой Е.В. в размере 300000 руб., поскольку погиб близкий истцу человек. Кроме того, оценивая представленные доказательства, суд также учитывает, что 12.03.2007 года генеральным директором ФГУП «ГТК «Россия» был издан приказ № 113 «О выплате компенсации морального вреда родственникам погибших в авиакатастрофе 22.08.2007 года членов экипажа», которым, в частности, принято решение о выплате ближайшим родственникам погибших (супруг(а), родители, дети работника) членов экипажа морального вреда в размере 348 000 рублей за каждого погибшего. Размер указанной суммы делить на число лиц, имеющих право на получение компенсации в равных долях, если иное не предусмотрено письменной договоренностью между родственниками погибшего (л.д. 33). Как усматривается из материалов дела, ФИО2 – супруга ФИО1 обращалась к ответчику с соответствующим заявлением о выплате ей компенсации в связи с гибелью мужа, при этом она указала, что другими родственниками являются дочери погибшего – Макарова Е.В. и истица Макарова Е.В.. При этом в указанном заявлении истица Макарова Е.В. написала, что не возражает о перечислении денежных средств на имя её матери, что установлено вступившим в законную силу решением суда (л.д. 41-42), а Макарова Е.В. на тот момент была несовершеннолетней и согласно представленным платежным поручениям и протокола от 24.04.2007 года (л.д. 34) ФИО2 выплачена компенсация морального вреда в связи с гибелью мужа – 302760 руб. (л.д. 35), а кроме того решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 30.01.2008 года в пользу ФИО2 также взыскана компенсация морального вреда в размере 300000 руб., которая ответчиком выплачена (л.д. 38-39, 40). Также решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 19.01.2010 года в пользу Макаровой Е.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 300000 руб., которая ответчиком выплачена (л.д. 41-43). Кроме того, вступившими в законную силу вышеуказанными решениями суда установлено, что Приказом № 119 от 16.03.2007 года «О социальном обеспечении» был утвержден план мероприятий, направленных на социальное обеспечение родственников погибших членов экипажа. Так, ФИО2 как матери несовершеннолетней Макаровой Е.В., ежемесячно производились дополнительные выплаты по потере кормильца. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ОАО «Авиакомпания «Россия» предприняло действия по выплате в добровольном порядке сумм в счет частичной компенсации морального вреда и иных расходов. Согласно ч.2 ст.101 ВК РФ – международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств либо на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства. В данном случае самолет ТУ-154 с бортовым № 85185, выполнявший 22.08.2006г. рейс № 612, следовал по маршруту "Анапа - Санкт-Петербург", не предусматривал пункт (пункты) посадки на территории другого государства, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имела место внутренняя воздушная перевозка, т.е. перевозка при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации, что не противоречит ч.1 ст. 101 ВК РФ. Таким образом, судом подлежат применению нормы законодательства РФ, а нормы международных договоров относительно международных перевозок не подлежат применению. При указанных обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат частичному удовлетворению с учетом требований разумности, справедливости и фактических обстоятельств дела. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства, от которой истец был освобожден при подаче иска, а именно в размере 200 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 117 ВК РФ, ст.ст. 151, 1079, 1100, 1101 ГК РФ, ст.ст. 12, 55, 56, 67, 103, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Макаровой Е.В. к ОАО «Авиакомпания «Россия» о компенсации морального вреда - удовлетворить частично. Взыскать с ОАО «Авиакомпания «Россия» в пользу Макаровой Е.В. в счет компенсации морального вреда 300000 (триста тысяч) рублей. В остальной части иска - отказать. Взыскать с ОАО «Авиакомпания «Россия» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга. Судья