Решение по иску об оспаривании предписания государственного инспектора труда.



Дело №2-637/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Санкт-Петербург 31 января 2011г.

Московский районный суд Санкт-Петербурга

в составе: председательствующего судьи Каревой Г.Г.

при секретаре Фирсовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Тепловые сети и котельные» о признании незаконным предписания главного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ленинградской области и его отмене,

установил:

26 октября ОАО «Тепловые сети и котельные» (краткое наименование ОАО «ТСК») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания -ОБ/78/2 от ДД.ММ.ГГГГ главного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> Фетисова А.И. об обязании ОАО «ТСК» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение трудового законодательства, указывая, что оспариваемое предписание вынесено по результатам проверки, проведенной с нарушением требований ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Представитель заявителя Соболев А.В. (л.д. 8) в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления, заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления, как пропущенного по уважительной причине.

Представитель Государственной инспекции труда в Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 69); государственный инспектор труда Фетисов А.И. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 65).

Заинтересованное лицо Буряков Е.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 67).

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, обозрев материалы дела об административном правонарушении -ОБ/78, суд находит заявление ОАО «ТСК» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на основании жалобы Бурякова Е.С., работника ОАО «ТСК», от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении его трудовых прав в результате производственной травмы главным государственным инспектором труда в <адрес> Фетисовым А.И. ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос -ЗП в ОАО «ТСК» о том, что в отношении ОАО «ТСК» будет проводится внеплановая документарная проверка по вопросам соблюдения законодательства о труде, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ к 16 час. 00мин. в Государственную инспекцию труда в <адрес> по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> лит. А, для проверки ОАО «ТСК» необходимо представить документацию согласно перечню документов, представленному в запросе.

Распоряжением и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда по <адрес> Кошкиным М.В. от ДД.ММ.ГГГГ -ОБ/78/1 главному государственному инспектору труда (по правовым вопросам) Фетисову А.И. было поручено проведение внеплановой проверки в отношении ОАО «ТСК» с целью соблюдения законодательства о труде и охране труда.

По результатам проведенной проверки главным государственным инспектором труда Фетисовым А.И. ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт -ОБ/78/2 соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно которого, в результате проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой документарной проверки были выявлены нарушения ОАО «ТСК» трудового законодательства, а именно: в нарушение ст. 67 ТК РФ не соблюдается форма трудового договора; в нарушение ст. 57 ТК РФ трудовой договор не содержит обязательных условий, установленных законодательством РФ; в нарушение ст.ст. 22, 136, 192, 193 ТК РФ приказ принят с нарушением требований законодательства; в нарушение ст. 123 ТК РФ график отпусков не соответствует форме, установленной законодателем РФ; в нарушение ст.ст. 22, 212 ТК РФ документы, подтверждающие проведенную аттестацию рабочих мест, не были представлены в ходе проверки; в нарушение ст. 22 ТК РФ, постановления Государственного комитета РФ по статистике от ДД.ММ.ГГГГ кадровая документация, действующая на территории, не соответствует формам, установленным законодательством РФ; журнал учета проверок юридического лица, проводимых органами государственного контроля (надзора) отсутствует.

На основании данного акта в отношении ОАО «ТСК» главным государственным инспектором труда Фетисовым А.И. ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол -ОБ/78/3 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ, копия которого была получена представителем заявителя ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением -ОБ/78/5 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным главным государственным инспектором труда Фетисовым А.И., ОАО «ТСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 45000руб. Решением Всеволожского городского суда <адрес> по административному делу от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, данное постановление отменено, как вынесенное с нарушением ст.23.1 ч.3 КоАП РФ, предусматривающей, что рассмотрение данного административного дела относится к компетенции районного суда (л.д. 47-49).

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда Фетисовым А.И. представителю ОАО «ТСК» было выдано предписание -ОБ/78/4 об устранении нарушений трудового законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: во исполнение требований ст. ст. 22, 57, 67 п.1 ТК РФ привести в соответствие с действующим законодательством трудовой договор; во исполнение требований ст.ст. 22, 123 ТК РФ привести в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ график отпусков; во исполнение требований ст.ст. 22, 136, 192, 193 ТК РФ приказ от ДД.ММ.ГГГГ принятый с нарушением требований законодательства отменить, в связи с этим внести необходимые изменения в кадровую документацию; во исполнение требований ст.ст. 22, 136, 236 ТК РФ выплатить гражданину Бурякову Е.С. незаконно удержанные денежные средства с учетом гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством РФ; во исполнение требований ст.ст. 22, 212 ТК РФ провести аттестацию рабочих мест и представить результаты аттестации в ГИТ ЛО в установленный в предписании срок; во исполнение требовании ст. 22 ТК РФ, постановления Государственного комитета РФ по статистике от ДД.ММ.ГГГГ использовать в дальнейшей деятельности кадровую документацию, соответствующую нормам, установленным законодательством РФ. Данное предписание получено представителем ОАО «ТСК» ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст.357 ч.2 ТК РФ, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Как следует из представленного ОАО «ТСК» заявления, заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании предписания -ОБ/78/4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74); заявление было оставлено определением суда от ДД.ММ.ГГГГ без движения до ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 73), копия данного определения получена заявителем ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 48), в связи с чем, у заявителя отсутствовала возможность исполнения данного определения; определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление возвращено заявителю и в этот же день заявителем повторно подано в суд. При таких обстоятельствах суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление ОАО «ТСК» о восстановления срока на обжалование оспариваемого предписания на основании ст. 205 ГК РФ, признав уважительными причины пропуска заявителем срока на обжалование предписания.

Согласно ст. 11 п. 2 ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»(далее по тексту ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В соответствии со ст.14 ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, 1. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

2. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;9) даты начала и окончания проведения проверки.

Согласно материалов дела об административном правонарушении -ОБ/78, находящегося в производстве Государственной инспекции труда в <адрес>, фактически проверка была начата главным государственным инспектором труда Фетисовым А.И. ДД.ММ.ГГГГ в момент направления в адрес ОАО «ТСК» запроса -ЗП, т.е. в отсутствии распоряжения руководителя трудовой инспекции о проведении проверки и назначении Фетисова А.И. должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, что является нарушением ст.14 ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ

В нарушение ст. 14 ч.2 п.8 ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ перечень документов, которые ОАО «ТСК» должно было представить для проведения проверки, указан в запросе от ДД.ММ.ГГГГ, а не в Распоряжении и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда по <адрес> Кошкина М.В. от ДД.ММ.ГГГГ -ОБ/78/1, что подтверждает вывод суда, что фактически проверка заявителя была начата ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом - государственным инспектором труда Фетисовым А.И., не уполномоченным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на ее проведение.

В силу ст. 10 п.2 п.п. «б» ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, причинение вреда жизни, здоровью граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки ОАО «ТСК» послужила жалоба работника заявителя Бурякова Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении его трудовых прав в результате производственной травмы, поэтому доводы заявителя об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки являются необоснованными.

Согласно Распоряжения и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда по <адрес> Кошкина М.В. от ДД.ММ.ГГГГ -ОБ/78/1 проверка ОАО «ТСК» должна была быть проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Копия данного распоряжения была получена представителем заявителя Соболевым А.В., что подтверждается его подписью на распоряжении.

На основании ст. 11 п.5 ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, обязано направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Мотивированный запрос после издания Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -ОБ/78/1 заявителю не направлялся, проверка была завершена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Актом -ОБ/78/2 от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. менее, чем через десять дней после издания распоряжения о ее проведении, что свидетельствует о нарушении прав заявителя, предусмотренных ст. 11 п.5 ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, акт проверки -ОБ/78/2 от ДД.ММ.ГГГГ составлен на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -ОБ/78/2, изданного руководителем Государственной инспекции труда Вудиным А.В., которое в материалах дела об административном правонарушении -ОБ/78 отсутствует, в то время, как проверки проводилась на основании Распоряжения и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда по <адрес> Кошкина М.В. от ДД.ММ.ГГГГ -ОБ/78/1; данные противоречия в документах в установленном порядке устранены не были, что позволяет суду сделать вывод о том, что, акт проверки -ОБ/78/2 от ДД.ММ.ГГГГ не относится к проверке ОАО «ТСК», проведенной на основании Распоряжения и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда по <адрес> Кошкина М.В. от ДД.ММ.ГГГГ -ОБ/78/1.

В нарушение ст. 16 п.3 ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающей приложение к акту проверки предписания об устранении выявленных нарушений, оспариваемое предписание было составлено и вручено заявителю ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 18 п.п. 1,2,3,9,10 ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны:1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; 3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;9)доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 20 п.1 ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, 1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. 2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в т.ч., ч.1ст.14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).

Оценив объяснения заявителя в совокупности с представленными суду доказательствами и принимая во внимание, что главным государственным инспектором труда Фетисовым А.И. не доказана обоснованность своих действий при обжаловании заявителем изданного им предписания -ОБ/78/4 от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что проведенная главным государственным инспектором труда Фетисовым А.И. на основании Распоряжения и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда по <адрес> Кошкина М.В. от ДД.ММ.ГГГГ -ОБ/78/1 проверка ОАО «СТК» была проведена с нарушением вышеуказанных норм ФЗ №294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в т.ч. с грубым нарушением, т.к. проверка заявителя началась в отсутствие распоряжения руководителя инспекции труда, поэтому составленный в результате проверки Акт -ОБ/78/2 от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым средством доказывания в силу ст. 55 п.3 ГПК РФ, предусматривающей, что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

При таких обстоятельствах суд находит заявление ОАО «ТСК» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 55, 67, 167 п.5, 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ОАО «Тепловые сети и котельные» удовлетворить.

Признать незаконным Предписание №7-939-10-ОБ/78/4 от 16 сентября 2010г., выданное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ленинградской области Фетисовым А.И. в отношении ОАО «ТСК», и отменить данное предписание.

Решение может быть обжаловано сторонами в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи кассационной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения.

С У Д Ь Я: