Решение по иску об обжаловании решения о снятии с учета нуждающихся.



Дело № 2-3461/11 08 сентября 2011 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Подгорной Е.П.,

при секретаре Светловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трениной Т.Н. об оспаривании решения Жилищной комиссии Администрации Московского района Санкт-Петербурга от 11.01.2011 г. о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Московского района Санкт-Петербурга восстановить на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением прежней даты постановки на жилищный учет и номера очередности,

У С Т А Н О В И Л

Тренина Т.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Жилищной комиссии Администрации Московского района Санкт-Петербурга от 11.01.2011 г. о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и просила отменить данное решенин и обязать Администрацию Московского района Санкт-Петербурга восстановить на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением прежней даты постановки на жилищный учет и номера очередности.

В обоснование заявленных требований заявитель указала, что она состояла на учете нуждающихся жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заявителем было получено письмо из жилищного отдела Администрации Московского района Санкт-Петербурга о снятии ее с учета нуждающихся, поскольку Администрацией было выявлено наличие иной жилой площади, как у самой заявительницы, так и у ее супруга, в связи с чем, жилая обеспеченность семьи заявителя составила более учетной нормы. Заявитель полагает, что Администрация Московского района Санкт-Петербурга неправомерно сняла ее с учета, поскольку, Тренина Т.Н. была поставлена на учет, как житель коммунальной квартиры на основании п.16.2 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде», утвержденных Решением исполкома Ленсовета народных депутатов от 07.09.1987 г. № 712/6, кем и остается в настоящее время, поскольку, имеющаеся у нее в настоящее время в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, также расположено в коммунальной квартире. Также Тренина Т.Н. ссылается на то, что жилая площадь, принадлежащая на праве собственности ее мужу, не подлежит учету при определении ее жилищной обеспеченности, поскольку была приобретена супругом по безвозмездной сделки, в порядке приватизации.

Тренина Т.Н. в суд явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме и просила суд отменить решение Жилищной комиссии Администрации Московского района Санкт-Петербурга от 11.01.2011 г. и восстановить ее на учете нуждающихся, поддержала свои пояснения, изложенные письменно (л.д.52-54).

Адвокат Трениной Т.Н. – Ершова Н.Ю. (ордер № А 914851) в суд явилась поддержала заявленные требования и указала, что истица была поставлена на учет нуждающихся в 1987 г. по основаниям, установленным п.4 ст. 29 ЖК РСФСР, как проживающая в коммунальной квартире; в настоящее время Тренина Т.Н. не имеет отдельного жилого помещения. а потому она не могла быть снята с учета нуждающихся лишь по тем основаниям, что ее жилищная обеспеченность превышает учетную норму и норму предоставления.

Представитель Администрации Московского района Санкт-Петербурга - Дианова А.Н., действующая на основании доверенности от 03.04.2009 г. сроком на три года, в суд явилась, возражала против заявленных требований, указав, что с учетом имеющегося у заявительницы и ее супруга жилого помещения, отпали основания состоять на учете нуждающихся, так как жилищная обеспеченность Трениной Т.Н. по совокупности жилой площади превышает учетную норму.

3-лицо – Тренин Д.В. – в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.20).

Выслушав заявителя, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, материалы учетного дела № 1381/87, суд находит заявление Трениной Т.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

На основании пункта 7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу части 7 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан до 01 марта 2005 года, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательстве оснований постановки на такой учет.

В соответствии с положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

На основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п. 16.2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 N 712/6 (ред. от 10.06.1999, с изм. от 19.07.2004), предусматривающему основания признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, таковыми признаются граждане, занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанными родственными отношениями, не являющимися в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда в случаях, когда граждане, проживающие на указанной жилой площади, не имеют другого жилья, пригодного для постоянного проживания (в ред. Распоряжения губернатора СПб от 10.06.1999 N 565-р).

Как следует из материалов дела, семья заявителя, состоящая из пяти человек с 26.03.1987 года состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях. В 2008 г. все члены семьи Трениной Т.Н. были сняты с учета нуждающихся, в связи с предоставлением жилого помещения, заявитель осталась состоять на учете нуждающихся.

На момент издания оспариваемого распоряжения Тренина Т.Н. с несовершеннолетним сыном <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.28) занимает на основании договора социального найма комнату, площадью 19,73 кв.м в двухкомнатной коммунальной квартире жилой площадью <данные изъяты> (л.д.6-7). Кроме того, в 2008 г. Тренина Т.Н. приобрела на праве собственности 13/49 долей в трехкомнатной квартире жилой площадью 47,90 кв. м, общей площадью 75 кв. м, в виде комнаты, площадью 12,60 кв. (л.д.22-23). Несовершеннолетний Тренин Валерий не был внесен в список очередников наряду с матерью.

Также материалам дела установлена, что Тренина Т.Н. с 1993 г. состоит в зарегистрированном браке с Трениным Д.В. (л.д.26), которому на праве собственности принадлежит 1/2 доля квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 47,50 кв.м и жилой площадью 30,60 кв.м (л.д.27).

Согласно содержанию оспариваемого решения и распоряжения главы Администрации Московского района Санкт-Петербурга от 12.05.2011 года Тренина Т.Н. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ст. 6 ФЗ N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", при этом администрация исходила из указанных выше обстоятельств принадлежности Трениной Т.Н. и членам ее семьи (мужу) жилых помещений по совокупности которых, обеспеченность составляет 22,29 кв.м общей площади на человека.

Разрешая вопрос о правомерности снятия заявителя с учета нуждающихся в жилой площади, суд руководствуются вышеперечисленными нормами права и установленными обстоятельствами обеспеченности заявителя, исходя из следующего.

Заявитель просила восстановить на учет нуждающихся ее без учета сына и супруга, а потому полагала, что наличие у ее супруга жилого помещения не имеет правого значения при рассмотрении данного дела.

Суд, полагает, что даже если не брать во внимание наличие жилой площади у супруга Трениной Т.Н., она подлежала снятию с учета нуждающихся.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Аналогичная правовая норма содержится в Законе Санкт-Петербурга № 407-65.

Судом установлено, что истицы в настоящее время принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью 19,6 кв. м (75 кв.м (общая площадь квартиры): 47,90 (жилая площадь квартиры)*12,6), жилой площадью 12,6 кв. м в квартире по адресу: <данные изъяты>, а также по договору социального найма ей принадлежит жилое помещение общей площадью 32,11 кв.м (55,5 кв.м (общая площадь квартиры): 34 (жилая площадь квартиры)*19,7), жилой площадью 19,7 кв.м. в квартире по адресу: <данные изъяты>

Таким образом, по совокупности жилых помещений, даже без учета жилого помещения супруга, на истицу приходится 32,30 кв.м жилой площади и 51,71 кв.м общей площади, что превышает учетную норму предоставления, составляющую в настоящее время, согласно ст. 5 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, 33 кв. м общей площади для одиноко проживающего гражданина, ранее составлявшей: 9 кв. метров жилой площади на одного члена семьи.

При подсчете суммарной площади на всех членов семьи Трениной Т.Н. (она, сын и муж), также суд находит, что жилищная обеспеченность превышает установленную норму предоставления.

Как было указано выше, на Тренину приходится 51,71 кв.м общей площади жилого помещения, на ее супруга – 23,75 кв.м (30,60 кв.м:2), что в совокупности составляет 75,76 кв.м Таким образом, на каждого члена семьи заявителя приходится по 25,15 кв.м (75,76:3) общей площади, что намного превышает норму предоставления в Санкт-Петербурге.

Таким образом, поскольку заявитель достигла уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления площади жилого помещения, основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали Трениной Т.Н. право на получение жилых помещений по договорам социального найма, на момент принятия оспариваемого решения, утрачены, в связи с чем, оспариваемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Довод адвоката заявителя о том, что не имеет правого значения наличия иных жилых помещений у Трениной Т.Н., поскольку она продолжает оставаться жителем коммунальной квартиры является не состоятельным и противоречащим п. 16.2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 N 712/6, послужившим основанием для постановки на учет. П.16.2 Правил устанавливал, что нуждающимися признаются граждане, занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда в случаях, когда граждане, проживающие на указанной жилой площади, не имеют другого жилья, пригодного для постоянного проживания. Заявитель в настоящее время имеет иное жилое помещение пригодное для проживания, а ее жилищная обеспеченность намного превышает учетную норму и норму предоставления в Санкт-Петербурге.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, кем заявитель в настоящее время не является.

В соответствии с положениями статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Принимая во внимание Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2, "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В ходе рассмотрения спора судом было установлено, что Жилищной комиссией Администрации Московского района Санкт-Петербурга в рамках предоставленных данному органу законом полномочий было принято обоснованное решение о снятии Трениной Т.Н. с учета нуждающихся в жилых помещениях. При этом, в материалах дела имеются сведения о том, что заявитель была осведомлена о вынесении оспариваемого акта, что свидетельствует об исполнении государственным органом своей обязанности по извещению граждан о принятых решениях, кроме того, в материалах дела имеется письмо, направленное заинтересованным лицом в адрес заявителя, также содержащее сведения о вынесенных решении и распоряжении, а потому суд не находит оснований для отмены оспариваемого акта государственного органа.

На основании изложенного, руководствуясь, 56 ЖК РФ, Законом Санкт-Петербурга от 26.04.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 г. № 1546 «Об актуализации данных учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий» руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л

Заявление Трениной Т.Н. об оспаривании решения Жилищной комиссии Администрации Московского района Санкт-Петербурга от 11.01.2011 г. о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Московского района Санкт-Петербурга восстановить на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением прежней даты постановки на жилищный учет и номера очередности - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течении десяти дней.

Председательствующий

<данные изъяты>