Дело № 2-2849/11 04 августа 2011 года Именем Российской Федерации Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Подгорной Е.П., при секретаре Светловой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокшаровой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии с 15 декабря 2010 года, установил: Кокшарова Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга и просила включить период работы с 26.06.1980 г. по 28.05.1999 г. в должности каменщика в УНР-7 Строительного треста № 20 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и назначить досрочную трудовую пенсию с 15 декабря 2010 года, ссылаясь на то, что в спорные периоды она (истица) работала на работах с тяжелыми условиями труда в качестве каменщика в специализированном звене каменщиков комплексной бригады в УНР № 7 Строительного треста №20. В судебное заседание истица не явилась, о дне и месте слушания по делу извещена надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просила, а потому суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга в судебном заседании возражал против исковых требований в полном объеме, поясняя, что истицей при обращении к ответчику надлежащих документов, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии не было представлено, а работодателями не были выданы истице справки, подтверждающая характер работы в спорные периоды. 3-е лица в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания по делу извещались надлежащим образом, доказательств уважительности причин не явки в судебное заседание суду не представили, об отложении слушания по делу не просили. Выслушав представителя ответчика, допросив свидетелей ФИО1, ФИО2, огласив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в соответствии со ст. ст. 10-12, 19, подпунктом 2 п. 1, п.2 ст. 27, п.9 ст. 30, п.п.1 и 2 ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списком №2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 с дополнениями и изменениями, Федеральным законом от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20 декабря 2005 года №25. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Федеральный закон от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя определенные условия ее назначения, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства. С 01 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статьей 19 вышеуказанного Федерального закона предусмотрены сроки назначения трудовой пенсии, а подпунктом 2 п. 1 ст. 27 данного закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет; если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 данного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы (абзац 2 подпункта 2 п. 1 ст.27 закона). В силу п.9 ст.30 вышеуказанного Федерального закона при исчислении и подтверждении трудового стажа, применяется порядок, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона. В соответствии с Постановлением Минтруда Российской Федерации «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» от 22 мая 1996 года №29 с изменениями и дополнениями, и Списком №2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года за №10 с изменениями и дополнениями, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80 процентов рабочего времени, при этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ; если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактическому отработанному времени. В ходе судебного разбирательства установлено следующее: Истица – Кокшарова Л.И., 06.12.1960 года рождения, работала: с 26.06.1980 г. по 28.05.1999 г. в качестве каменщика УНР №7 ОАО «СФК «Двадцатый трест», что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.8-12). Согласно архивной справки от 02.10.2001 г. № 19-1374, по решению трудового коллектива от 27.02.1991 г. и в соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде» Строительный трест № 20 преобразован в Арендное предприятие «Двадцатый трест» с 25.04.1991 г. На основании решения общего собрания арендаторов от 01.09.1992 г. АП «Двадцатый трест» преобразован в АООТ «Корпорация «Двадцатый трест» с 20.10.1992 г. На основании решения регистрационной палаты Санкт-Петербурга № 47770 от 26.07.1996 г. АООТ «Корпорация «Двадцатый трест» преобразовано в ОАО «СФК «Двадцатый трест» (л.д.72). Архивной справкой от 08.02.2011 г. № ТС-7731 и справкой от 09.02.2011 г. № ТС-7730 также подтверждено, что истица с 26.06.1980 г. по 28.05.1999 г. работала в должности каменщика 3,4 разрядов в УНР №7 ОАО «СФК «Двадцатый трест»; иных сведений о характере работы истицы не представлено (л.д.15,16). 15.12.2010 года истица обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга от 17 марта 2010 года № 765/4 в досрочном назначении трудовой пенсии на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Кокшаровой Л.И. отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда, при этом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не включен период работы: с 26.06.1980 г. по 28.05.1999 г. в должности каменщика УНР-7 Стройтреста № 20, ввиду отсутствия документов, подтверждающих постоянную занятость в течение полного рабочего дня в качестве каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков, или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, в связи с чем, льготный стаж, предусмотренный Списком №2, отсутствует (л.д.17-19). Согласно ст.55 ч.2 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в РФ" был призван обеспечить стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года №25, разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпунктами 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), период его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно сведениям, полученным из архивов (л.д.13,14) приказы по основной деятельности, штатные расписания, перечни льготных профессий, карты технологических процессов и коллективные договоры, приказы о создании бригад по Стройтресту № 20 на хранение не поступали. При этом, как следует из ответа ЗАО «Строительный трест № 20» от 16.06.2011 г. № 85, с 1953 года в Строительном тресте № 20 Главленинградстроя при Ленгорисполкоме строительство нового жилья велось силами комплексных бригад специализированными звеньями каменщиков, отдельных бригад каменщиков в Строительном тресте № 20 не было, каменщики вне бригад не работали (л.д.54). Из газеты «Строитель» №49 от 20 ноября 1984 года, №40 от 11 октября 1988 года следует, что в УНР-7 треста №20 существовали комплексные бригады каменщиков. Данные обстоятельства подтверждены и письмом ЗАО «Строительный трест №20» от 07 августа 2006 года №285, в котором отражено, что каменщики никогда не были закреплены за определенной бригадой; с 1953 года в УНР-3 строительство нового жилья велось силами комплексных бригад специализированными звеньями каменщиков; других бригад в Строительном тресте №20 не имелось (л.д.22). Свидетели ФИО1, ФИО2, допрошенные в судебном заседании 19.05.2011 года, показали суду, что они работали вместе с истицей; в спорный период Кокшарова Л.И. работала каменщиком в комплексной бригаде каменщиков в течение рабочего дня; истица в течение рабочего дня не выполняла другую работу, кроме работы каменщика. Однако, в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года» согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 213-ФЗ) указано, что в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. Таким образом, суд не может принять показания свидетелей как допустимое доказательство в установлении характера работы истицы. Однако, суд вправе установить данные обстоятельства, используя иные средства доказывания. Свидетель ФИО1 подтвердила, что она работала с истицей в одной бригаде, и ей (свидетелю) была назначена трудовая пенсия по представленным документам. Судом было истребовано пенсионное дело ФИО1, из которого усматривается, что ФИО1 действительно работала в специализированном звене каменщиков комплексной бригады УНР-7, то есть в той же самой бригаде, где работала истица. Согласно архивной справки от 02.10.2001 г. № 19-1373, специализированная бригада каменщиков комплексной бригады каменщиков УНР-7 были заняты на строительстве новых зданий и сооружений полный рабочий день. В соответствии с Дополнениями и изменениями, которые внесены в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию на льготных условиях, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 09.08.1991 г. за № 591 каменщики комплексной бригады каменщиков УНР-7 имели право на пенсию на льготных условиях (л.д.71). Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03 июня 2004г. № 11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация должна осуществляться на основе закрепленного ст.19 Конституции РФ принципа равенства и с соблюдением других вытекающих из нее требований, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства суду были представлены достаточные доказательства, подтверждающие о том, что истица действительно работала на работе с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет, а именно с 26.06.1980 г. по 28.05.1999 г. в качестве каменщика УНР №7 ОАО «СФК «Двадцатый трест». Также суд полагает, что права истицы на льготную трудовую пенсию не могут быть нарушены, в виду того, что работодателем не был сохранен архив с соответствующими документами, поскольку иные работники в этой же организации приобрели такое право, в связи с чем, исковые требования о включении вышеуказанного периода в льготный стаж подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.19 закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях, не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. День обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обратившемуся за пенсией дается разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если они будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии. В судебном заседании установлено, что истец обратился с заявлением о назначении ей пенсии 15.12.2010 г. предусмотренный законом, представил все необходимые для этого документы, поэтому суд полагает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии возникло у истицы на основании Списка №2 при обращении к ответчику, так как при включении вышеуказанного периода в льготный стаж, истица имеет необходимый стаж работы, предусмотренный Списком №2 и подпунктом 2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в части включения вышеуказанного периода в льготный стаж и назначении трудовой пенсии с 15.12.2010 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд Решил: Исковые требования Кокшаровой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии с 15 декабря 2010 года – удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга включить в специальный стаж Кокшаровой Л.И. период работы с 26.06.1980 г. по 28.05.1999 г. в качестве каменщика УНР №7 ОАО «СФК «Двадцатый трест» и назначить трудовую пенсию с 15 декабря 2010 года. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней. Судья: