Восстановление нарушенных пенсионных прав



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(Извлечения)

г. Можга УР 15 января 2010 года

Можгинский городской суд Удмуртской Республики

в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,

при секретаре Е.В.,

с участием истца С***,

представителя ответчика Р***, действующей по доверенности от 11.01.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики о восстановлении нарушенных пенсионных прав,

у с т а н о в и л:

С*** обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Можге и Можгинском районе УР о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов работы в должности воспитателя в д/с № ** г. Можги с 18.04.2003 г. по 14.07.2003 г., 29.08.2003 г. по 08.10.2003 г. и периода нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.2009 г. по 03.04.2009 г.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года устанавливает право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (п. 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

В судебном заседании из объяснений сторон, материалов дела установлено, что 23.11.2009 г. С*** обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинским районе УР за назначением досрочной трудовой пенсии, как педагогическому работнику, имеющему стаж работы более 25 лет л.д. 21)

Решением начальника Управления ПФР в г. Можге и Можгинском районе УР № *** от 25.11.2009 г. С*** отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку специальный трудовой стаж составил 24 года 07 месяцев 17 дней, вместо требуемых 25 лет л.д. 7-10).

В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, не засчитаны периоды работы в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № **» с 18.04.2003 г. по 14.07.2003 г., 29.08.2003 г. по 08.10.2003 г., т.к. у истицы в эти периоды не выполнялась норма педагогической нагрузки в соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Факт работы С*** в спорный период в должности воспитателя подтверждается копией трудовой книжки л.д. 11-18), справкой, уточняющей характер работы л.д. 20)

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со Списком работа в должности воспитателя детского сада засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Пунктом 4 Правил установлено, что периоды работы, выполнявшейся в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 сентября 2000 г. засчитываются при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно ч. 1 ст. 333 ТК РФ (в редакции действовавшей в спорный период) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Из справки, уточняющей характер работы, следует, что учебная нагрузка С***. в спорные периоды составляла 30 часов в неделю.

При этом истица в указанный период работы выполняла норму педагогической нагрузки, установленную пунктом 4 Постановления Президиума Государственного Совета УР № 82 и Правительства УР № 258 от 29.09.1995 г. «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (данный пункт утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства УР от 08.04.2004 N 45; Президиума Государственного Совета УР от 13.04.2004 N 175-III).

Указанное Постановление Правительства УР от 28.09.1995 г. вынесено субъектом РФ в рамках полномочий, предоставленных статьей 3 Закона РФ «Об образовании», позволяющей субъектам Российской Федерации принимать соответствующие нормативные акты, не противоречащие федеральным законам.

На момент принятия Постановления Правительства УР от 28.09.1995 г. № 82/258 на федеральном уровне отсутствовал соответствующий документ, устанавливающий норму педагогической нагрузки воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений, следовательно, данное Постановление не противоречило федеральному законодательству.

Постановление Правительства УР от 28.09.1995 г. № 82/258 принято к исполнению работодателем истицы и ей установлена в оспариваемый период норма рабочего времени 30 часов в неделю.

Сторонами не оспаривается, что указанная норма рабочего времени истицей выполнялась и заработную плату она получала в полном объеме, как за выполнение всего объема педагогической нагрузки.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Доводы представителя ответчика о том, что истице не может быть включен период, когда не выработана норма рабочего времени с момента вступления в действие Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», которым установлено, что норма часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателя дошкольных образовательных учреждений составляет 36 часов в неделю, суд признает не состоятельными. Поскольку Постановление Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики является обязательным актом органа власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г.,- в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Как видно из материалов дела, в период нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.2009 г. по 03.04.2009 г. С*** работала воспитателем в детском саду № ** г. Можги, периодов прерывания педагогического стажа в указанный период из трудовой книжки не усматривается.

С учетом признанного ответчиком специального стажа на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии 24 года 07 месяцев 17 дней и подлежащими включению вышеуказанных спорных периодов (4 мес. 17 дн.), общий стаж истицы является достаточным для назначения ей досрочной пенсии на основании пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ) с даты обращения, т.е. с 23.11.2009 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования С*** к УПФР в г. Можге и Можгинском районе о восстановлении нарушенных пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Можге и Можгинском районе УР № *** от 25.11.2009 года в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов работы С*** воспитателем в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № **» с 18.04.2003 г. по 14.07.2003 г., 29.08.2003 г. по 08.10.2003 г., а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.2009 г. по 03.04.2009 г.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Можге и Можгинском районе УР засчитать в стаж педагогической деятельности С*** периоды работы в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № **» с 18.04.2003 г. по 14.07.2003 г., 29.08.2003 г. по 08.10.2003 г., а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.2009 г. по 03.04.2009 г., и произвести досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 23 ноября 2009 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.