Дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 5 марта 2010 года
Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Б.С.В.,
с участием заявителя К.В.А.., его представителя Ю.А.А..,
представителя Администрации МО «Г***» С.Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
К.В.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать постановление Администрации муниципального образования «Г***» №... от *** года недействительным в части исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, указанных в приложении №....
Заявление мотивировано тем, что К.В.А. *** года был поставлен на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях в Администрации ***.
*** года на основании постановления Администрации МО «Г***» он был исключен из списка на основании ст. 5 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в связи с не предоставлением документов, повлекшим не подтверждение права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Заявитель считает данное постановление не соответствующим требованиям действующего законодательства, недействительным в части его исключения из списка.
Согласно справке, выданной МОУ Д*** заявитель являлся воспитанником Д*** с *** года по *** года и находился на полном государственном обеспечении.
В администрации на учете на получение жилья во внеочередном порядке как воспитанник детского дома, оставшийся без попечения родителей, стоял около 17 лет.
В настоящее время заявитель женат, у него трое несовершеннолетних детей. Ввиду того, что до настоящего времени ему не было предоставлено жилье, его супруга в целях приобретения жилого помещения для детей, в 2006 году оформила в Сбербанке кредит на 20 лет, на которые приобрела старый деревянный дом общей площадью 35,5 кв.м., так как до того времени семья проживала в общежитии ветеринарного колледжа. Как супруг он является поручителем по кредитному договору, дом соответственно приобретен в совместную собственность супругов. Однако, кредит взят на двадцать лет, кредит не погашен, дом фактически им не принадлежит, ввиду того, что в любой момент
заявитель может лишиться работы и соответственно дома, поскольку не сможет выполнять обязательства по кредитному договору.
Принимая решение об исключении из льготного списка, нуждающихся в жилых помещениях, Администрация города его не уведомила ни письменно, ни устно, копия постановления им получена только *** года.
В судебном заседании К.В.А., его представитель требования заявления поддерживают, просят признать незаконным постановление
Администрации МО «Г***» №... от *** года в части исключения К.В.А. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и обязать Администрацию Г*** восстановить его в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по Г*** на момент исключения, т.е. - *** г..
В обоснование заявления К.В.А. суду пояснил, что родители его умерли, когда ему не было еще 10 лет, в связи с этим, являлся воспитанником Д***, находился на полном государственном обеспечении. После окончания школы обучался в профтехучилище ***. Когда уже закончил учебу в ПТУ, в 1992 году был поставлен на учет во внеочередном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Ежегодно в администрации города проходил перерегистрацию, узнавал какой по очереди стоит, представлял необходимые документы. В 2008 годе он также представил все истребованные документы. О том, что он снят с учета, никаких уведомлений не было. Об этом он узнал от жены, так как в это время находился в командировке, постановление о снятии с учета он получил по почте только *** года, поэтому полагает, что трехмесячный срок для обращения в суд не пропустил. С принятым решением не согласен, так как около 17 лет стоял в очереди, на момент исключения по списку был первым. Дом по *** приобрели в 2006 году, дом деревянный общей площадью 35 кв.м., возведена коробка под пристрой, которая является объектом незавершенного строительства, так как для завершения стройки отсутствуют денежные средства. Дом приобретен за счет кредитных средств, взятых в Сбербанке в размере 300000 рублей сроком на 20 лет, где он является поручителем. Еще 100000 рублей заняли у родственников. После приобретения жилья в 2006 году он подал сведения в администрацию, никаких претензий к нему до 2009 года не было.
Представитель заинтересованного лица С.Е.С. в судебном заседании с заявлением К.В.А. не согласилась, в обоснование возражений суду пояснила, что заявителем не представлены доказательства того, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не соответствует закону либо иному нормативному правовому акту, а также то, что указанным решением нарушаются права и свободы заявителя. В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ и законом УР «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №2-РЗ жилые помещения предоставляются детям-сиротам в случае отсутствия у них жилого помещения, признания жилого помещения непригодным для проживания или не пригодным для ремонта. К заявлению о получении жилого помещения вне очереди прикладывается справка от уполномоченного органа об отсутствии у заявителя жилых помещений на территории УР на праве собственности. В данном случае К.В.А. приобретен жилой дом, им получено разрешение на строительство пристроя к нему. Следовательно, заявитель не имеет права на получение вне очереди жилого помещения и подлежит снятию с учета. Заявителю было известно о необходимости предоставления документов из межведомственной комиссии о непригодности дома для проживания, однако, никаких действий для этого им не предпринято. Кроме того, за К.В.А. сохраняется право находиться в общем списке очередников, нуждающихся в жилом помещении, поскольку имеющееся в собственности К.В.А.жилое помещение по ***, по общей площади не превышает учетную норму для признания гражданина нуждающимся в жилье. Также полагает, что заявителем пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, для обращения в суд, поскольку письмо о снятии с учета К.В.А. было направлено *** года, а заявление в суд им подано *** года, т.е. по истечении 8 месяцев.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, К.В.А., *** года рождения, относится к лицам, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, что подтверждается копиями свидетельств о смерти родителей заявителя и не оспаривалось сторонами л.д. 26,27).
Из справки ГОУ «Д***», копии диплома от *** года усматривается, что К.В.А. с *** года по *** года являлся воспитанником Д*** и находился на полном государственном обеспечении, с *** года по *** год обучался в среднем профессионально-техническом училище *** л.д.4, 59, 29).
Из копии заявления К.В.А. от *** года, уведомления Исполкома *** народных депутатов УР, справки администрации *** от *** г. №... усматривается, что заявитель решением исполкома №... от *** года поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на указанную дату его очередь в льготном списке значилась под №..., договор социального найма с К.В.А. не заключался л.д. 60, 63, 65).
Согласно копии свидетельства о заключении брака, свидетельств о рождении, К.В.А. *** года заключил брак с Г.О.А., от которого имеют 3 детей л.д.5-7, 28).
Согласно копии договора купли-продажи от *** года, акта приема -передачи от 19.10. 2006 г., свидетельств о государственной регистрации права от *** года, копии технического паспорта К.В.А. и К.О.А. приобрели в совместную собственность жилой дом с постройками и земельный участок по ***, общей площадью 35, 5 кв.м. по цене 400000 рублей л.д.8-9, 30-32, 46-53).
На приобретение указанного жилого дома К.О.А. был предоставлен кредит в сумме 300 000 рублей по договору №... от *** г., на срок по 17. 10. 2026 года, заявитель по данному договору выступил поручителем л.д. 12-13).
Согласно постановлению Администрации *** №... от *** года К.В.А. разрешено строительство жилого пристроя к дому по *** л.д. 58).
В соответствии с уведомлением от *** г. №..., в связи с проводимой перерегистрацией в соответствии с законом УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» К.В.А. предложено предоставить в отдел по жилищным вопросам администрации *** документы, перечисленные в уведомлении л.д. 43).
Постановлением Главы Администрации МО «Г***» №... от *** года К.В.А. исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с непредоставлением документов, предусмотренных ст. 5 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №2-РЗ от 6 марта 2007 года, повлекшим не подтверждение права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма л.д.10-11).
В разъяснениях Администрации МО «Г***» №... от *** года, №... от *** г. основанием для исключения К.В.А. из льготной очереди указано наличие у заявителя в собственности жилого дома л.д.39, 42).
Из копии постановлений Администрации *** №... от *** г., №... от *** года, приложений №... и №... к указанным постановлениям, усматривается, что К.В.А. на момент исключения его из льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях стоял под №..., в общей очереди - под №... л.д. 34-35, 36-38).
Согласно п.п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Данное положение также закреплено в ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусматривающего, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Принятый в 2007 году Закон УР №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также закрепил социальные гарантии для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилых помещений во внеочередном порядке.
При этом предусмотрено, что органы местного самоуправления ежегодно до 1 мая проводят перерегистрацию заявителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для прохождения перерегистрации заявитель представляет в орган местного самоуправления уведомление, которым он подтверждает неизменность ранее представленных им сведений.
В случае если за истекший период произошли изменения в ранее представленных сведениях, заявитель представляет новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления осуществляет проверку обоснованности отнесения заявителя к нуждающимся в жилом помещении с учетом новых представленных документов.
Право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении сохраняется за заявителем до получения им жилого помещения по договору социального найма или до выявления оснований для снятия с учета.
В соответствии со ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагаются на органы, которые приняли оспариваемые решения, данное положение в ходе судебного разбирательства сторонам разъяснено.
Как следует из постановления от *** г. №... основанием для исключения К.В.А. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях указано непредставление документов, предусмотренных ст. 5 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что послужило основанием для снятия К.В.А. с льготной очереди. В данном случае постановление носит не конкретный характер, из его текста не понятно, какие именно документы заявителем не представлены, в связи с этим требует дополнительных разъяснений.
В комментариях к принятому постановлению указано другое основание для снятия с учета - наличие в собственности заявителя жилого помещения л.д.39-42).
Судом установлено, что К.В.А. относится к лицам из числа детей-сирот, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба родителя, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" заявитель имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с имеющимся у К.В.А.статусом, он имел право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма по окончании его пребывания в образовательном учреждении. Однако, не был таковым жильем обеспечен.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает постановление Администрации МО «Г***» №... от *** года об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, К.В.А. не соответствующим ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Доводы представителя заинтересованного лица, что заявитель сохраняет право на обеспечение жилым помещением в порядке общей очереди и поэтому его права не нарушены, суд считает необоснованными, так как данным постановлением нарушены права заявителя на внеочередное обеспечение жилым помещением.
В судебном заседании представителем заинтересованного лица заявлено ходатайство о пропуске К.В.А. трехмесячного срока для обращения в суд.
В соответствии с п.1 ст.254 и ст.255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статья 256 ГПК РФ предусматривает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как пояснил в судебном заседании заявитель, и это следует из материалов дела, копию оспариваемого постановления К.В.А. получил *** года л.д. 10).
Направление К.В.А. *** года уведомления о снятии его с учета не является бесспорным доказательством, подтверждающим факт получения К.В.А. копии оспариваемого постановления ранее *** года л.д. 44, 45). Других доказательств суду не представлено.
В суд с заявлением об оспаривании указанного документа К.В.А. обратился *** года, т.е. в пределах трехмесячного срока, установленного Гражданским процессуальным законодательством.
Следовательно, суд считает, что заявление К.В.А. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Заявление К.В.А. удовлетворить.
Признать постановление Администрации муниципального образования «Г***» №... от *** года об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, К.В.А. незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «Г***» восстановить К.В.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности на дату исключения из списка - 02.04. 2009 г..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья: Н.Н. СмагинаРешение обжаловано, ВС УР оставлено без изменения, вступило в законную силу 12.05.2010 г.