Дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Можга 20 мая 2010 года
Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Шуравина А.А.,
при секретаре С.А.В.,
с участием старшего помощника Можгинского межрайонного прокурора Дыляева П.С.,
Главы муниципального образования «П***» Можгинского района УР П.М.К., действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «П***» и о понуждении поставить на учет бесхозяйное гидротехническое сооружение,
УСТАНОВИЛ:
Можгинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «П***», выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины, находящейся в д. *** УР на пруду, площадью зеркала 1 га и о понуждении в срок до *** года принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины, находящейся в д. *** УР на пруду, площадью зеркала 1 га.
Заявление мотивировано тем, что на территории муниципального образования «П***» в д. Петухово расположен пруд, площадью зеркала 1 га, на котором находится гидротехническое сооружение, представляющее собой плотину.
Проведенной Можгинской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что собственников у гидротехнического сооружения не имеется.
Согласно письму Главы МО «П***» от *** г. №... и письму Администрации МО «Можгинский район» от *** года №... гидротехническое сооружение, находящейся в д. *** УР на пруду, площадью зеркала 1 га. является бесхозяйным.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственнщсти на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местною самоуправления, на территории которого они находятся.
Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Положение), утверждённым постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580.
В соответствии с п. п. 4, 5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Однако с заявлением в Можгинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по УР о принятии бесхозяйного гидротехнического сооружения- пруда, расположенного в д. *** УР, площадью зеркала 1 га Администрация муниципального образования «Пычасское» не обращалась, до настоящего времени собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация не определены.
В связи с отсутствием собственника у гидротехнического сооружения - плотины, расположенной в д. *** УР, эксплуатирующей его организации, а также бездействия Администрации МО «П***» по их определению и постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № П7-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются.
В силу ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Безопасность гидротехнического сооружения необходимо поддерживать, выполнять ремонтные профилактические работы, что возлагается на собственника или пользователя в установленном законом порядке. Данная работа по содержанию плотины пруда, расположенного в д. *** УР, никем не проводится, т.к. не имеет собственника, в связи с чем, существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, и указанные обстоятельства согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч. ст. 18 Федерального закона от 21,12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу.
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения поселения и района.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
Таким образом, бездействие Администрации МО «П***» по определению собственника гидротехнического сооружения пруда, расположенного в д. ***, площадью зеркала 1 га, эксплуатирующей его организации, по постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ в случае нарушения прав и свобод граждан бездействием органа местного самоуправления, такое бездействие оспаривается в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В таких делах приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник Можгинского межрайонного прокурора Дыляев П.С. поддержал доводы, указанные в заявлении.
Глава муниципального образования «П***» П.М.К., действующий на основании Устава, согласился с заявлением прокурора, направленным в защиту интересов неопределенного круга лиц, и пояснил, что действительно на территории МО «П***», в д. *** УР имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение- плотина.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно письму Главы МО «П***» от *** г. №... и письму Администрации МО «Можгинский район» от *** года №... гидротехническое сооружение, находящейся в д. *** УР на пруду, площадью зеркала 1 га. является бесхозяйным.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местною самоуправления, на территории которого они находятся.
Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Положение), утверждённым постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580.
В соответствии с п. п. 4, 5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В связи с отсутствием собственника у гидротехнического сооружения - плотины, расположенной в д. *** УР, эксплуатирующей его организации, а также бездействия Администрации МО «П***» по их определению и постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР, постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № П7-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются.
В силу ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Безопасность гидротехнического сооружения необходимо поддерживать, выполнять ремонтные профилактические работы, что возлагается на собственника или пользователя в установленном законом порядке. Данная работа по содержанию плотины пруда, находящегося в д. *** УР, никем не проводится, т.к. не имеет собственника, в связи с чем, существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, и указанные обстоятельства согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч. ст. 18 Федерального закона от 21,12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу.
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения поселения и района.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
Таким образом, бездействие Администрации МО «П***» по определению собственника гидротехнического сооружения пруда, находящегося в д. *** УР, эксплуатирующей его организации, по постановке указанного гидротехнического сооружения на учёт в Можгинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «П***», выражающееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины, находящейся в д. *** УР и о понуждении в срок до *** года принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины, находящейся в д. *** УР удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «П***», выражающееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины, находящейся в д. *** УР незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «П***» в срок до *** года принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения- плотины, находящейся в д. *** УР.
Взыскать с Администрации муниципального образования «П***» государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2010 года.
Председательствующий судья: А.А. ШуравинРешение не обжаловано, вступило в законную силу 01.06.2010 г.