О понуждении предоставить жилое помещение



Дело №...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Можга УР 12 мая 2010 года

Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,

при секретаре К.Л.А.,

с участием:

помощника Можгинского межрайонного прокурора Ковалевой С.Н.

истца: К.П.В.

представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Г***» О.С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора в интересах К.П.В. к Администрации муниципального образования «Г***» о понуждении предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Можгинский межрайонный прокурор, действующий в интересах К.П.В., обратился в суд с иском к Администрации МО «Г***» о понуждении предоставить жилое помещение.

Заявление мотивировано тем, что в ходе осуществления прокуратурой надзора за соблюдением законодательства об охране прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлены нарушения жилищных прав граждан указанной категории.

Так, К.П.В., *** года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. *** года мать К.П.В.- К.Н.П. решением Можгинского городского суда от *** года лишена родительских прав, отец К.В.И. согласно свидетельства о смерти умер *** года. Предоставление жилого помещения детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования. В соответствии с решением городской думы МО «Г***» №... от *** года норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одного человека установлена 13.3 кв.м.. К.П.В. *** года окончил образовательное учреждение и нуждается в жилом помещении. Согласно сведений, предоставленных администрацией МО «Г***», К.П.В. признан нуждающимся в жилом помещении и находится в списке детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения по ***. Муниципальное жилое помещение ему по договору социального найма не предоставлялось. К.П.В. обращался в Администрацию МО «Г***» о необходимости предоставления ему жилого помещения, однако в предоставлении жилого помещения было отказано. Отказ Администрации МО «Г***» в предоставлении К.П.В. жилого помещения нарушает его жилищные права как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем прокурор обратился с заявлением в защиту прав и законных интересов указанного лица.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ковалева С.Н. просила иск удовлетворить, обязать Администрацию муниципального образования «Г***» предоставить К.П.В. жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 13,3 кв.м..

Истец К.П.В. исковое требование поддерживает, просит иск удовлетворить, обязать администрацию *** предоставить ему жилое помещение.

Представитель ответчика О.С.Г. исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей указанной категории являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъектов РФ. Законом УР от 06.03.2007 № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальное образование «Г***» наделено отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по социальной поддержке указанной категории граждан. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает, что обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Прав и законных интересов К.П.В. Администрацией МО «Г***» нарушено не было в связи с чем считает, что в иске следует отказать.

Представитель третьего лица - Правительства УР в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление, из которого следует, что финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом УР «О бюджете Удмуртской Республики». В соответствии с Законом УР от 23.12.2008 г. № 55-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год» муниципальному образованию «Г***» в 2010 году предусмотрено выделение субвенций на указанные цели.

С согласия участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно свидетельству о рождении К.П.В., *** года рождения, его родителями являются: отец - К.В.И., мать - К.Н.П. л.д.14).

Из копии повторного свидетельства о смерти I-НИ №... усматривается, что отец К.П.В. - К.В.И. - умер *** г. л.д.26)

Решением Можгинского городского суда от *** года, мать К.П.В. - К.Н.П. - лишена родительских прав в отношении сына К.П.В. л.д.17-18)

Таким образом, в судебном заседании установлено, что К.П.В. относится к категории лиц в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения обоих родителей и имеют в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено в п.п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Законом Удмуртской Республики от 6 марта 2007 г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ст. 5 закреплено, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма.

Финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.

Согласно аттестату об основном общем образовании серия Б №... от *** К.П.В. в 2000 году получил основное общее образование в средней общеобразовательной школе №... *** УР. л.д.15)

В соответствии с решением городской думы МО «Г***» от *** года, на территории муниципального образования «Г***» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13,3 кв.м. общей площади на одного человека. л.д.6)

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являющемуся приложением к постановлению главы администрации МО «Г***» от *** г. №... К.П.В. состоит в очереди на получение жилого помещения л.д.10).

Согласно сообщению из Регистрационной службы по УР, справки ГУП «Удмурттехинвентаризация», зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества в виде жилых помещений у К.П.В. не имеется л.д.28).

Из копии паспорта усматривается, что в настоящее время К.П.В. зарегистрирован по адресу: *** л.д.22). Согласно данным поквартирной карточки квартиросъемщиком указанной квартиры является Ч.С.А., при этом кроме нее и К.П.В. в указанной квартире зарегистрированы К.Н.В., Х.Ж.И. и Ч.М.К.. л.д.29); согласно свидетельствам о государственной регистрации права от *** года квартира на праве общей долевой собственности принадлежит Х.Ж.И., Ч.М.К. и Ч.С.А. л.д.19-21)

Как следует из ответа администрации МО «Г***» с К.П.В. договор социального найма муниципального жилья не заключался л.д.16).

Данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении ответчиком обязанности предоставить жилое помещение.

Доводы представителя ответчика, о том, что обязанность Администрации МО «Г***» по выполнению государственных полномочий - обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями исполняется при поступлении в бюджет муниципального образования субвенций из бюджета Удмуртской Республики, и соответственно муниципальное образование несет ответственность в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств, не освобождает администрацию от исполнения обязательств, возложенных на муниципальное образование.

Учитывая, что указанная обязанность администрацией муниципального образования исполнена не была, суд приходит к выводу, что иск прокурора, заявленный в интересах К.П.В., подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах К.П.В. к Администрации муниципального образования «Г***» о понуждении предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Г***» предоставить К.П.В. жилое помещение по договору социального найма по месту жительства площадью не менее 13,3 кв.м. в срок до *** года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья Смагина Н.Н.

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 25.05.2010 г.