О понуждении предоставить жилое помещение



Решение вступило в законную силу 13.04.2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(Извлечения)

г. Можга УР 19 марта 2010 года

Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,

при секретаре Л.А.,

с участием:

помощника Можгинского межрайонного прокурора Ковалевой С.Н.,

истца Л***,

представителя ответчика Б***

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Можгинского межрайонного прокурора в интересах Л*** к Администрации муниципального образования «Можгинский район» о понуждении предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Можгинский межрайонный прокурор, действующий в интересах Л***, обратился в суд с иском к Администрации МО «Можгинский район» о понуждении предоставить жилое помещение.

Заявление мотивировано тем, что в ходе осуществления прокуратурой надзора за соблюдением законодательства об охране прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлены нарушения жилищных прав граждан указанной категории.

Так, Л***, *** года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. *** года отец Л*** - С*** умер, мать – В*** решением *** суда от 12 мая 1997 года лишена родительских прав.

Предоставление жилого помещения детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования. В соответствии с решением совета депутатов МО «Можгинский район» от 29 ноября 2007 года норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одного человека установлена 13.3 кв.м.

Л*** окончила ГОУ СПО «Можгинское медицинское училище» *** года и после его окончания нуждается в жилом помещении.

Согласно сведений, предоставленных администрацией МО «Можгинский район», Л*** признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке. Номер очереди в указанном списке на 01.01.2010 года -38. Муниципальное жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось, в собственности жилых помещений не имеет. Л*** обращалась в администрацию МО «Можгинский район» о необходимости предоставления ей жилья, однако в предоставлении жилого помещения было отказано. Отказ администрации МО «Можгинский район» в предоставлении Л*** жилого помещения нарушает ее жилищные права как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем прокурор обратился с заявлением в защиту прав и законных интересов указанного лица.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно свидетельству о рождении Л***, *** года рождения, ее родителями являются: отец – С***, мать – В***.

Из копии свидетельства о смерти усматривается, что отец Л*** -С*** умер *** года л.д.16).

Решением *** суда от 12 мая 1997 года, В*** лишена родительских прав в отношении дочери Л*** *** года рождения л.д.12-13).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Л*** относится к категории лиц в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения обоих родителей и имеют в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено в п.п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Законом Удмуртской Республики от 6 марта 2007 г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ст. 5 закреплено, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма.

Финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.

Согласно диплому 18 БА № *** Л*** 30 июня 2009 года окончила Можгинское медицинское училище министерства здравоохранения УР г. Можги л.д.14-15).

В соответствии с решением Можгинского районного Совета депутатов УР от 29 ноября 2007 года, на территории муниципального образования «Можгинский район» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13,0 кв.м. общей площади на одного человека.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете для предоставления им жилого помещения во внеочередном порядке по МО «Можгинский район» на 01.01.2010 год, Л*** состоит в очереди на получение жилого помещения.

Согласно сообщению из Регистрационной службы по УР, справки ГУП «Удмурттехинвентаризация» зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества в виде жилых помещений у Л*** не имеется л.д.7,17).

Из копии свидетельства № *** о регистрации по месту пребывания Л*** была зарегистрирована на срок с 18.01.2007 года по 30.06.2009 год по адресу: УР, г. Можга, ул. ***, д.17 ком. 35 л.д.10).

Согласно паспорта Л*** в настоящее время зарегистрирована по адресу: Можгинский район, д. *** л.д.8)

В указанном доме за несовершеннолетней Л***, *** года рождения были закреплены жилищные права.

Однако, заключением комиссии о техническом состоянии объекта от 26 ноября 2005 года квартира №... в жилом доме №... по улице *** д.*** Можгинского района признана непригодной для постоянного проживания л.д.19).

Как следует из ответа администрации МО «Можгинский район» с Л*** договор социального найма муниципального жилья не заключался.

Данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении ответчиком обязанности предоставить жилое помещение.

Доводы представителя ответчика, о том, что обязанность Администрации МО «Можгинский район» по выполнению государственных полномочий – обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями исполняется при поступлении в бюджет муниципального образования субвенций из бюджета Удмуртской Республики, и соответственно муниципальное образование несет ответственность в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств, не освобождает администрацию от исполнения обязательств, возложенных на муниципальное образование.

Учитывая, что указанная обязанность администрацией муниципального образования исполнена не была, суд приходит к выводу, что заявление прокурора, действующего в интересах Л*** подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Можгинского межрайонного прокурора, заявленного в интересах Л*** к Администрации муниципального образования «Можгинский район» о понуждении предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Можгинский район» предоставить Л*** жилое помещение по договору социального найма по месту ее жительства площадью не менее 13,0 кв.м. в срок до 30 июня 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья Смагина Н.Н.