Дело № 2- 707/10
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
г.Можга 29 июля 2010 года
Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шуравина А.А.,
при секретаре Потаповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мокина А.В. к Федеральному бюджетному учреждению "У***" Управления федеральной службы исполнения наказания России по Удмуртской Республике о компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:Мокин А.В. обратился в суд с иском, которым просит взыскать с ответчика ФБУ «У***» УФСИН России по УР компенсацию морального вреда в размере 638 250 рублей.
Исковые требования мотивировал тем, что статьей 99 УИК РФ предусмотрена обязанность в материально-бытовом обеспечении лиц, лишенных свободы, которое направлено на удовлетворение их потребностей, а в частности потребности в обуви по сезону. Данное положение регулируется приказом Минюста № 85 от 09.06.2005 года, которым гарантировано обеспечение осужденных к лишению свободы обувью по сезону. Указал, что в нарушение указанных положений ответчиком ему выдана демисезонная обувь (кирзовые ботинки), предназначенная лишь на осенне-весенний период, на летнее и зимнее время ответчиком обувь ему не выдается. Кроме того, считает незаконным запрещение ответчиком использовать тапочки и иную личную обувь в жаркий период лета. Указывает, что данные действия ответчика носят бесчеловечный характер, он испытывает нравственные страдания при ношении выданной обуви в летнее и зимнее время. Причиненный ему моральный вред субъективно оценил в 638250 рублей, которые просит взыскать с ответчика. Также просит обязать ответчика прекратить бесчеловечное обращение путем исполнения приказа Минюста № 85 от 09.06.2005 года.
В судебное заседание Мокин А.В. своего представителя не направил, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность суда этапировать заявителя по гражданскому делу, содержащегося в местах лишения свободы, к месту разбирательства дела с целью обеспечения личного участия в судебном заседании. В силу ст. 48 ГПК РФ заявитель вправе вести в суде свои дела через представителя.
Представитель ФБУ "У***" УФСИН России по УР М.К.Н., действующий на основании доверенности №*** от ДД.ММ.ГГГГ., в судебное заседание не явился, суду представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, которым просил в удовлетворении исковых требований Мокину А.В. отказать.
Третьи лица: <данные изъяты>, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд представителей не направили.
На основании п.3 и 4 ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, суд считает данное заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Мокин А.В. по приговору суда с ДД.ММ.ГГГГ. отбывает наказание в ФБУ «У***» УФСИН России по УР. В исковом заявлении он указывает, что ему выдается в нарушение приказа Минюста № 85 от 09.06.2005 года обувь не по сезону, а личной обувью запрещают пользоваться, в связи с чем, у него зимой ноги мерзнут, а летом потеют.
Согласно п.2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены. Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ №85 от 09 июня 2005 года «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» по норме №1 (вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов, колониях особого режима для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы и колониях-поселениях) выдается одна пара сапог или ботинок кожаных на один год; одна пара тапочек на два года. Сапоги резиновые выдаются работающим в заболоченной местности, а также на сплавных и сельскохозяйственных работах; валенки выдаются в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах с умеренным климатом, работающим на наружных работах и в неотапливаемых помещениях.
По норме №6 вещевого довольствия больных осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, проходящих стационарное лечение в лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы мужчинам не предусмотрена выдача дополнительной или иной обуви, чем предусмотрено в норме №1.
В правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, зарегистрированного Минюстом России 14 ноября 2005 года №7161 указано, что вещи, которым осужденным запрещается иметь при себе изымаются в установленном порядке. В перечне вещей и предметов, продуктов питания, которым осужденным запрещается иметь при себе указаны одежда, головные уборы и обувь (за исключением тапочек, спортивных костюмов и спортивной обуви) неустановленных образцов.
Из предоставленной справки администрацией У*** следует, что одеждой и обувью осужденные ФБУ У*** обеспечиваются согласно норм, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 09 июня 2005 года, №85 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных и лиц в следственных изоляторах». Одежда и обувь в учреждение поступает централизовано из складов УФСИН России по Удмуртской Республике.
Согласно справки о состоянии здоровья Мокина А.В., он состоит на диспансерном учете с диагнозом: клиническое излечение инфильтративного туберкулеза легких. В предоставленной суду карточке на право обеспечения вещевым имуществом, записано, что Мокину А.В. в ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. выданы ботинки.
В приказе Министерства юстиции РФ №85 от 09 июня 2005 года «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» по норме №1 и №6 не предусмотрено снабжение осужденных специальной обувью для летних и зимних условий.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по принятию Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрены частью третьей статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с частью четвертой указанной статьи администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется правовыми актами Российской Федерации. При этом в силу части второй статьи 99 Кодекса осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.
Проанализировав положения вышеуказанного нормативного правового акта, сопоставив их с требованиями федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что такая обязанность обусловлена необходимостью поддержания установленного законом порядка отбывания наказания в виде лишения свободы (режима) и способствует обеспечению охраны и изоляции осужденных, постоянного надзора за ними, исполнению возложенных на них обязанностей, реализации их прав и законных интересов, обеспечению личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц, предупреждению побегов и иных преступлений, получению необходимой информации о поведении осужденных, а также обусловлено целями оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях.
Содержащийся в пункте 22 Приложения № 1 к Правилам запрет осужденным иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать одежду, головные уборы и обувь (за исключением тапочек, спортивных костюмов и спортивной обуви) неустановленных образцов согласуется как с указанными выше положениями Кодекса, так и с частью восьмой статьи 82 Кодекса (о том, что перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений) и частью седьмой статьи 99 Кодекса, предусматривающей право осужденных за счет собственных средств дополнительно приобретать одежду, разрешенную к использованию в исправительных учреждениях, в том числе спортивную.
В силу пункта 22.1 Европейских пенитенциарных правил заключенные, не имеющие права носить собственную одежду, получают носильные вещи, соответствующие климату и сохраняющие их здоровье. Таким образом, по смыслу данного положения право осужденного носить собственную одежду может быть ограничено национальным законодательством.
Ограничение на пользование осужденными одеждой неустановленного образца согласуется с конституционными нормами, требованиями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и не может расцениваться как нарушение прав человека и основных свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, судр е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Мокина А.В. к Федеральному бюджетному учреждению "У***" Управления федеральной службы исполнения наказания России по Удмуртской Республике о компенсации морального вреда и понуждении прекратить бесчеловечное отношение к истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 августа 2010 года.
Председательствующий судья: А.А. Шуравин