Дело № 2-751/10
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 14 октября 2010 года
Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шуравина А.А.,
при секретаре Потаповой Е.А.,
с участием истца Макаровой О.И.,
представителя - Костиной О.Н., допущенной по ходатайству истца,
представителя ответчика- СПК «З***» Спиридонова В.И., действующего на основании доверенности дд.мм.гггг.,
представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Романюк Л.П., действующей на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макаровой О.И. к СПК колхоз «З***» о признании права собственности на квартиру в двухквартирном жилом доме по адресу: <***> с постройками и понуждении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимости,
у с т а н о в и л:
Макарова О.И. обратилась в суд с иском к СПК колхоз «З***» о признании права собственности на квартиру в двухквартирном жилом доме по адресу: <***> с постройками и понуждении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимости.
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг. истица приобрела у СПК колхоз «З***» Можгинского района УР по договору купли-продажи квартиру в двухквартирном доме, расположенном в <***> с постройками и земельным участком. В данной квартире истица проживает по настоящее время и исполняет обязанности по содержанию данного имущества. Договор купли-продажи в Управлении регистрационной службы зарегистрирован не был, о необходимости такой регистрации истица не знала. Зарегистрировать договор в настоящее время не представляется возможным, ввиду того, что продавец по договору - СПК колхоз «З***» снял со своего баланса указанную квартиру, а сведений о принадлежности кому бы то ни было данной квартиры, не имеется.
Кроме того, истица считает, что в силу приобретательной давности является собственником квартиры, поскольку более 15 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет имуществом как своим собственным.
В судебном заседании истец Макарова О.И. и ее представитель Костина О.Н. исковые требования поддержали, сославшись на доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика СПК колхоз «З***» исковые требования признал, суду пояснил, что до реорганизации, квартира находилась на балансе колхоза «З***», после того, как с Макаровой О.И. был заключен договор купли-продажи, квартира была снята с баланса СПК колхоз «З***». Из документов, подтверждающих принадлежность квартиры колхозу, имеется только справка о нахождении имущества на балансе.
Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР Романюк Л.П. исковые требования не признала, сославшись на доводы, указанные в письменных возражениях, в которых указано, что Управление регистрационной службы является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является субъектом спорного правоотношения и не имеет заинтересованности в исходе дела. В случае вынесения судом решения о признании за истицей права собственности, у регистрационной палаты в силу закона возникает обязанность зарегистрировать возникшее право. В государственной регистрации права собственности на квартиру Макаровой О.И. было отказано правомерно. Для того, чтобы зарегистрировать договор и переход права собственности, а также право собственности приобретателя по договору, продавец - СПК колхоз «З***» должен в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о регистрации произвести государственную регистрацию возникшего до введения в действие Закона о регистрации права на объект недвижимого имущества, либо, если его право не является ранее возникшим, то он должен зарегистрировать право в связи с намерением отчуждения объекта недвижимости, чего СПК колхоз «З***» сделано не было.
Свидетель Б.Д.Ф. показала, что она ранее в колхозе «З***» работала бухгалтером и подтверждает, что квартира, в которой проживает Макарова О.И., расположенная в <***>, в 1970-х годах была построена за счет колхоза.
Свидетель Т.И.В. показал, что он с 2007 года работает в СПК колхоз «З***» главным бухгалтером и знает, что квартира, в которой проживает Макарова О.И., расположенная в <***>, построена в 1970-х годах силами колхоза. В 2002 году, после заключения договора купли-продажи, квартира была снята с баланса СПК колхоз «З***».
Выслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено и не оспаривается сторонами, дд.мм.гггг. Макарова О.И. приобрела у СПК колхоз «З***» квартиру в двухквартирном жилом доме, расположенном по <***>, что подтверждается договором купли-продажи и передаточным актом (л.д. 9, 12).
Стоимость квартиры определена в договоре в размере 7 890 руб., факт оплаты по договору сторонами не оспаривается и подтверждается предоставленными сторонами письменными документами.
Из уведомления Управления Росреестра по УР от дд.мм.гггг. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрированные права на спорную квартиру отсутствуют (л.д. 98).
В качестве правового основания иска истица ссылается на ч. 2 ст. 218, ст. 234, ч. 3 ст. 551 ГК РФ.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности, возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Основания приобретения права собственности урегулированы главой 14 ГК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В качестве основания возникновения права собственности на квартиру, истец ссылается на договор купли-продажи от дд.мм.гггг..
Между тем, для возникновения права собственности на недвижимое имущество, необходимо наличие нескольких юридических фактов.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ч. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
На момент совершения сделки купли-продажи квартиры - дд.мм.гггг., право собственности на приобретаемое имущество подлежало государственной регистрации в соответствии Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ.
В качестве основания иска Макарова О.И. ссылается на ч. 3 ст. 551 ГК РФ, согласно которой, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Между тем, по мнению суда, указанная норма закона применению в данном случае не подлежит.
Как установлено в судебном заседании, вторая сторона по договору купли-продажи - СПК колхоз «З***» от государственной регистрации перехода права собственности не уклоняется. Регистрация перехода права собственности невозможна ввиду отсутствия у ответчика правоустанавливающих документов на отчуждаемое имущество, право собственности на квартиру возникшее у СПК колхоз «З***», либо перешедшее к правопреемнику в результате реорганизации от колхоза «З***» в установленном порядке не зарегистрировано.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившего в силу с 31 января 1998 г., государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Учитывая дату совершения договора купли-продажи и принимая во внимание положения ст. 6 закона № 122-ФЗ, одним из необходимых условий возникновения за истицей права собственности на приобретенное имущество, является наличие государственной регистрации права собственности за продавцом - СПК колхоз «З***».
Согласно п. 2 ст. 218, п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, СПК колхоз «З***» создан дд.мм.гггг. (л.д. 93-97).
В материалах дела имеется справка, выданная председателем правления СПК колхоз «З***», согласно которой, квартира №*** в двухквартирном доме, расположенном по адресу: <***> состояла на балансе колхоза с 1975 года. СПК колхоз «З***» является правопреемником колхоза «З***», все имущество с баланса колхоза было передано на баланс СПК (л.д. 56, 59).
По мнению суда, справка о наличии на балансе колхоза недвижимого имущества (квартиры) не является правоустанавливающим документом, свидетельствующим о приобретении права собственности правопредшественника на спорную квартиру. Других доказательств, принадлежности квартиры до момента ее отчуждения ответчиком не представлено.
Кроме того, согласно уведомления №*** от дд.мм.гггг. выданного ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР следует, что сведений о недвижимом имуществе - земельном участке, расположенном по адресу: <***>, не имеется (л.д. 7).
Согласно справки, выданной ГУП «Удмурттрехинвентаризация» сведений о принадлежности кому-либо объекта недвижимости расположенного в <***>, не имеется (л.д. 14).
Таким образом, установлено, что, государственная регистрация перехода права, либо регистрация права за СПК колхоз «З***», а также последующая регистрация договора купли-продажи квартиры произведена не была.
Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права.
В силу п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 165 ГК РФ несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения ст. 167 ГК РФ.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для признания за истицей права собственности на квартиру в силу договора не имеется.
Между тем, Макарова О.И. в качестве одного из оснований возникновения права собственности на квартиру ссылается на приобретательную давность.
В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Исходя из указанной нормы, право собственности на недвижимое имущество возникает при наличии одновременно нескольких условий: давностное владение должно быть добросовестным, открытым и непрерывным, при этом лицо должно владеть имуществом как своим собственным.
Из справки, выданной администрацией МО «К***» видно, что Макарова О.И. зарегистрирована <***> с дд.мм.гггг. (л.д. 47).
В судебном заседании, Макарова О.И., свидетели, также подтвердили, факт проживания в спорной квартире с 1990 года. При этом, как установлено, до заключения договора купли-продажи квартира находилась на балансе колхоза «З***» и наниматели вносили в бухгалтерию СПК плату за найм жилья.
Исходя из разъяснений, данных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Обстоятельства, установленные в судебном заседании свидетельствуют о том, что истица до заключения договора купли-продажи квартиры, осознавала об отсутствии у нее основания возникновения права собственности. Кроме того, проживая в квартире и, внося плату за проживание в квартире, Макарова О.И. состояла в договорных обязательствах с СПК колхоз «З***».
Таким образом, владение Макаровой О.И. спорной квартирой нельзя признать давностным, ввиду отсутствия признаков добросовестного владения имуществом, как своим собственным.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания за истицей права собственности на квартиру, предусмотренных гл. 14 ГК РФ не имеется.
Признание иска ответчиком СПК колхоз «З***» суд не принимает, поскольку это противоречит действующему законодательству.
Поскольку право собственности на квартиру за истицей не установлено, оснований для возложения на регистрирующий орган обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности не имеется.
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является субъектом спорного правоотношения и не имеет заинтересованности в исходе дела.
Если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Макаровой О.И. к СПК колхоз «З***» о признании права собственности на квартиру в двухквартирном жилом доме по адресу: <***> с постройками и понуждении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2010 года.
Председательствующий судья: А.А. Шуравин