Заявление о признании незаконным действия главы мунициапльного образования оставлено без удовлетворения



Дело №2-1069/10

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу на день публикации)

Именем Российской Федерации

г. Можга Удмуртской Республики 22 ноября 2010 года

Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,

при секретаре Кузнецовой Л.А.,

с участием:

заявителя Кружкова Н.В., его представителя Подлевских Н.В.,

представителя Администрации муниципального образования «М***» Кузнецовой А.Г., представившей доверенность №*** от дд.мм.гггг.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кружкова Н.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Кружков Н.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «М***», о признании недействительным решения 3642 от 03.06. 2005 г. о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска Кружков Н.В. указал, что дд.мм.гггг. он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. дд.мм.гггг. постановлением <данные изъяты> №*** его сняли с учета. В качестве основания снятия с учета указан подпункт «б» пункта 22 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской Республике, утвержденных постановлением Правительства УР № 275 от 08.12.2003 года. Считает, что основания, предусмотренные статьей 56 Жилищного кодекса РФ, для снятия его с учета, отсутствовали, и его незаконно сняли с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" № 189-ФЗ от 29.12.2004 установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Никакого имущества в собственности он не имеет, заявлений о снятии с учета он не писал.

В дальнейшем Кружков Н.В. требования дополнил, просил восстановить срок подачи заявления с дд.мм.гггг., признать незаконным действие главы администрации муниципального образования «М***», выразившееся в снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования «М***» №*** от дд.мм.гггг. «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» и обязать администрацию муниципального образования «М***» принять меры для восстановления в полном объеме его нарушенных прав и свобод или устранения препятствий к их осуществлению путем постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий под номер по состоянию на дд.мм.гггг., мотивируя тем, что спорное постановление в его адрес не направлялось, и получено им лишь дд.мм.гггг., после чего он обратился с заявлением в администрацию муниципального образования «М***», где ему было предложено представить дополнительные документы для постановки на учет, и выдан бланк заявления постановки на учет, в связи с чем он добросовестно полагал, что после подачи документов он будет восстановлен в ранее занимаемой очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий под номером, который существовал до вынесения обжалуемого постановления. Необходимые документы были им собраны дд.мм.гггг., и только после этого ему разъяснили, что в прежней очереди его не восстановят, а лишь поставят в очередь как лицо, вновь вставшее на учет, с даты подачи заявления. Полагает, что фактически узнал о нарушении своих прав лишь после дд.мм.гггг..

В судебном заседании Кружков Н.В. и его представитель Подлевских Н.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске и дополнениях к нему основаниям.

Представитель ответчика Кузнецова А.Г. иск не признала, суду пояснила, что снятие с учета заявителя в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий было произведено на основании закона, поскольку он не подтвердил право состоять на данном учете в установленном законом порядке. На 2005 год норма обеспеченности истца жильем превышала социальную норму, которая дает лицу право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. По указанным основаниям истец был снят с учета, о чем был поставлен в известность, как того требовал пункт 22 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Удмуртской Республики, утвержденных постановлением Правительства УР от 08.12.2003 год № 275 и действовавших в тот период.

Кроме того, указала, что срок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, установленный статьей 256 ГПК РФ составляет 3 месяца, и он пропущен Кружковым Н.В., а основания для восстановления срока отсутствуют, поскольку о снятии с учета Кружков был надлежащим образом извещен после принятия соответствующего решения, то есть в 2005 году.

Кузнецова А.Г. пояснила также, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частями 3 и 4 ст.52 ЖК РФ осуществляется на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий принятие на учет, вместе с документами, подтверждающими соответствующее право состоять на учете. Истец в 2010 году в орган местного самоуправления с каким-либо заявлением не обращался, о чем свидетельствует журнал регистрации входящей корреспонденции и представленные справки.

Изучив материалы дела, заслушав стороны и их представителей, а также показания свидетеля, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Статьей 55 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

При этом, п.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" № 189-ФЗ от 29.12.2004 установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Действующие в спорный период Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской Республике, утвержденные постановлением Правительства УР от 08.12.2003 № 275, предусматривали, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не сохраняется за лицом, которое снимается с учета, в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи такого лица составляет не менее 9 квадратных метров и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;

Вместе с тем, учитывая, что в ходе судебного заседания представителем ответчика было заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности, то суд обязан рассмотреть данный вопрос в первоочередном порядке, наряду со всеми иными обстоятельствами дела, поскольку его истечение является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Своим заявлением Кружков Н.В. оспаривает решение органа местного самоуправления, порядок оспаривания которого установлен главой 25 ГПК РФ, в связи с чем, к указанным правоотношениям подлежат применению нормы данной главы.

Согласно пункту 1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

Пунктом 1 ст.256 ГПК РФ установлен срок, в течение которого лицо может обратиться в суд за защитой нарушенных прав, который составляет три месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Обжалуемое постановление главы администрации муниципального образования «М***» №*** «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» принято дд.мм.гггг..

В судебном заседании установлено, что после вынесения оспариваемого постановления Кружков Н.В. был извещен о снятии его с учета. Данный вывод суда основывается на том, что на л.д.19 имеется уведомление начальника отдела по жилищным вопросам администрации М***, которое содержало сведения о снятии Кружкова Н.В. с учета, основания снятия с учета и сведения о вынесенном решении. Указанное обстоятельство в судебном заседании Кружков Н.В. не оспаривал и подтвердил, что в 2005 году, получив документ о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, он обращался в администрацию М*** за разъяснением оснований снятия его с учета (л.д.27).

Таким образом, суд считает, что Кружкову Н.В. о нарушении его прав, выразившихся в вынесении обжалуемого постановления и незаконном (как указывает заявитель) снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, стало известно в 2005 году.

Доводы заявителя и его представителя о том, что он получил оспариваемое постановление лишь в 2010 году и осознал, что его право нарушено после 30 сентября текущего года суд находит несостоятельными, поскольку факт получения Кружковым Н.В. оспариваемого постановления в 2010 году не нашел своего подтверждения исследованными доказательствами, что наряду с установленным фактом его извещения о снятии с учета с указанием оснований снятия с учета свидетельствует о том, что о нарушении своего права Кружков Н.В. узнал в 2005 году.

Закрепленное в ч.2 ст.56 ЖК РФ положение, согласно которому решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны выдаваться или направляться гражданам, в отношении которых приняты такие решения, направлено на установление определенной процедуры, целью которой является надлежащее уведомление лица о принятом решении, основании его принятия и предоставлении реальной возможности его судебного обжалования в случае несогласия с принятым решением. В этой связи, направление заявителю уведомления о снятии с учета вместо принятого постановления суд не может признать существенным нарушением указанной в ч.2 ст.56 ЖК РФ процедуры, которая могла бы ввести заявителя в заблуждение относительно принятого в отношении него решения, и сформировать у него неверное представление о последствиях вынесения данного постановления.

Уважительные причины пропуска Кружковым Н.В. установленного законом срока для обращения в суд, которые могли бы служить основанием для его восстановления, по делу отсутствуют.

Показания свидетеля Б.Т.А. не противоречат установленным по делу обстоятельствам.

Таким образом, суд считает, что установленный законом трехмесячный срок обращения с заявлением заявителем пропущен, в связи с чем, в удовлетворении требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 55, 56 ЖК РФ, статьями 254-256, 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ

Заявление Кружкова Н.В. о восстановлении срока подачи заявления с 30.09. 2010 года, признании незаконнымдействия главы администрации муниципального образования «М***», выразившегося в снятии с учета Кружкова Н.В., признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования «М***» №*** от 03.06. 2005 г. «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», возложении обязанности на администрацию муниципального образования «М***» принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению путем постановки Кружкова Н.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий под номером по состоянию на дд.мм.гггг. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Н.Н.Смагина