Дело № 2-953/10
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерацииг. Можга Удмуртской Республики 29 декабря 2010 года
Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Кузнецовой Л.А.,
с участием:
истца Никитина В.И.,
представителя ответчика Исымбаевой М.А., представившей доверенность №*** от дд.мм.гггг.,
представителя органа опеки и попечительства Администрации Муниципального образования <***> Беляевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина В.И. к Администрации муниципального образования <***> об отмене решения органа местного самоуправления, признании права на постановку на учет в качестве лица, нуждающегося во внеочередном получении жилого помещения, и восстановлении срока для подачи заявления на постановку на учет,
УСТАНОВИЛ:
Никитин В.И. обратился в суд с иском к Администрации МО <***> которым просил отменить решение органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося во внеочередном получении жилого помещения, признать за ним данное право, а также просил восстановить срок для подачи заявления на постановку на учет.
Заявление мотивировал тем, что дд.мм.гггг. решением №*** ответчик отказал ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Однако, поскольку он является сиротой, то в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить. При этом, суду пояснил, что его мать умерла в дд.мм.гггг. году, после чего он воспитывался в <***> до дд.мм.гггг. года. Его отец был лишен родительских прав, а в последующем, до достижения им совершеннолетия, также умер. С дд.мм.гггг. года по дд.мм.гггг. он учился и воспитывался в <***>, после окончания которого до ухода в ряды Российской Армии жил и работал в г. Ижевске. Никакого жилья за ним закреплено не было, прав на какое-либо жилое помещение, которое гарантировано законом, он не имеет, в связи с чем просит поставить его на учет в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилого помещения, как лицо, из числа детей-сирот. Ранее, до 2002 года он не знал, что он, как ребенок-сирота имеет право на внеочередное получение жилья. После этого он неоднократно устно обращался к ответчику, так как не знал, что требуется специальное письменное обращение в орган местного самоуправления, а органы опеки и учреждения, где он обучался и находился на полном государственном обеспечении, в нарушение закона не предоставили сведений о нем, как о сироте, личное дело утеряли.
Представитель ответчика Исымбаева М.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку истец не был выявлен на территории <***> района в качестве сироты и на учете в качестве такового не состоял. Администрация учебного заведения, где обучался Никитин В.И., должна была его поставить на учет по месту его выявления, т.е. в данном случае в администрации <***> района. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилья, как сирота, истец обратился лишь в 2010 году. Законом установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право обратиться с заявлением на получение жилья после окончания учебного заведения или после армии, но во всяком случае данное обращение должно быть сделано до достижения возраста 23 лет. На момент обращения истца ему исполнилось 32 года.
Представитель органа опеки и попечительства администрации <***> Беляева О.В. исковые требования поддержала, поскольку вины истца в том, что сведения о нем, как о сироте, после окончания им учебного заведения не были представлены в орган опеки и попечительства, нет. В этой связи, его права были нарушены, истец в нарушение требований закона не был обеспечен жильем.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, которыми в соответствии с п.1 ст.54 Семейного кодекса РФ признаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, данным правоположением в интересах указанных лиц законодательно закреплено, что требования к обеспечению дополнительной социальной поддержки государства распространяются и на лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, то есть лишившихся возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите.
Таким образом, из конституционно-правового смысла данной нормы права, в ее взаимосвязи со статьей 38 Конституции РФ, следует, что правами, предусмотренными законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", могут воспользоваться и лица из числа детей сирот, но лишь в возрасте до 23 лет.
Аналогичная позиция отражена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 N 1281-О-О, от 19.10.2010 N 1282-О-О.
В этой связи, обязанность государственных органов, которые вправе делегировать данные полномочия органам местного самоуправления, обеспечить дополнительную социальную поддержку истцу, и в частности, предоставить во внеочередном порядке жилое помещение площадью не ниже установленной социальной нормы, сохранялась до достижения истцом возраста 23 лет.
По указанным основаниям суд находит несостоятельными доводы представителя органа опеки и попечительства об обоснованности исковых требований.
При этом, доказательств обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о внеочередном предоставлении жилого помещения как лицу, из числа детей-сирот, до достижения им возраста 23 лет суду не представлено.
Кроме того, из объяснений самого истца следует, что он узнал, что имел право обратиться с заявлением о предоставлении ему жилого помещения лишь в 2002 году, то есть в возрасте 27 лет.
Из материалов дела следует, что у Никитина В.И. наличие социального статуса лица, оставшегося без попечения родителей, установлено не было, сведений о наличии у истца (до достижения им возраста 23 лет) регистрации на территории <***> района Удмуртской Республики не имеется (л.д.23,30-32, 38).
Принимая во внимание то обстоятельство, что у ответчика не было обязанности по постановке на учет и предоставлению во внеочередном порядке истцу жилого помещения на момент его обращения, то, соответственно, оспариваемое решение от дд.мм.гггг. №*** является обоснованным и не может быть признано незаконным.
Законом также не предусмотрена возможность восстановить срок для обращения в орган местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилья, поскольку предельный возраст, установленный законом для лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, предусматривающий возможность и после достижения совершеннолетия обратиться с заявлением о реализации дополнительной социальной поддержки, не является процессуальным сроком, носит пресекательный характер и не может быть восстановлен.
Таким образом, основания для удовлетворения требований Никитина В.И. не имеется в связи с чем, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Никитина В.И. к Администрации муниципального образования <***> об отмене решения органа местного самоуправления, признании права на постановку на учет в качестве лица, нуждающегося во внеочередном получении жилого помещения, и восстановлении срока для подачи заявления на постановку на учет, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья Смагина Н.Н.