Дело № 2-1122/10
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерации
г. Можга 20 декабря 2010 года
Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истца Волкова И.Ю.,
представителя истца адвоката Юшкова А.А., представившего удостоверение №*** и ордер №***,
представителя ответчика ФБУ <***> УФСИН России по УР Быстрых Е.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг.,
представителя третьего лица администрации муниципального образования «Город Можга» Кузнецовой А.Г., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова И.Ю. к Федеральному бюджетному учреждению «<***> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» о признании факта обращения с рапортом об улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Волков И.Ю. обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «<***> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» (далее по тексту - ФБУ <***> УФСИН России по УР), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Удмуртской Республике (далее по тексту - УФСИН России по УР) о признании факта обращения с рапортом об улучшении жилищных условий и признании права на получение жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.
Исковое заявление мотивировано тем, что с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. год Волков И.Ю. проходил службу в должности <***> Можгинском ГОВД.
дд.мм.гггг. в связи с состоянием здоровья он перевелся в ФБУ <***> УФСИН России по УР. По прежнему месту службы - был снят с очереди на улучшение жилищных условий.
дд.мм.гггг. Волков И.Ю. подал рапорт на имя начальника ФБУ <***> УФСИН России по УР о постановке в очередь на улучшение жилищных условий. Юрист учреждения Е.В.Б. ему сообщила, что сотрудников в очередь на улучшение жилищных условий не ставят, т.к. жилье в <***> не строится. Несмотря на такие заявления юриста, рапорт Волков И.Ю. положил в папку начальнику «на подпись» в присутствии майора внутренней службы Д.А.И.
По прошествии нескольких месяцев Волков И.Ю. также обратился в жилищный отдел администрации г. Можги, где дд.мм.гггг. он был поставлен в общую очередь.
В период службы Волков И.Ю. неоднократно обращался в юридическую службу и жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по УР по вопросу получения жилищного сертификата при увольнении со службы, где ему разъяснили, что он имеет право на получение жилищного сертификата независимо от места постановки на учет.
дд.мм.гггг. он получил ответ из администрации г. Можги, в котором было указано, что жилищный сертификат должен быть выделен по месту работы в соответствии с постановлениями Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 г., № 675 от 17.09.2001 г.
После этого Волков И.Ю. обратился с соответствующими заявлениями к руководству ФБУ <***> УФСИН России по УР и УФСИН России по УР, откуда дд.мм.гггг. пришли ответы об отсутствии у него рапорта о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и отсутствии в списках таких лиц.
В результате бездействия сотрудников ФБУ <***> УФСИН России по УР, которое выразилось в непринятии рапорта, Волков И.Ю. не был поставлен на учет и не внесен в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признание факта обращения с рапортом об улучшении жилищных условий на имя начальника ФБУ <***> УФСИН России по УР дает Волкову И.Ю. право на получение жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.
В ходе рассмотрения дела, в порядке ст. 39 ГПК РФ, Волков И.Ю. отказался от исковых требований к УФСИН России по УР о признания права на получение жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153. Отказ от иска в указанной части принят судом, производство по делу прекращено.
В судебном заседании Волков И.Ю. на исковых требованиях о признании факта обращения с рапортом об улучшении жилищных условий настаивал, суду пояснил, что дд.мм.гггг. он перевелся из органов внутренних дел в ФБУ <***> УФСИН России по УР. Примерно через неделю после перевода, он принес на подпись начальнику рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В приемной начальника присутствовали Е.В.Б. и К.Н.Е. , которые посоветовали ему встать на учет по месту жительства. Однако свой рапорт он положил в папку на подпись, что видел сотрудник Д.А.И.. Через несколько дней он обратился к юристу Е.В.Б. с вопросом о судьбе рапорта, на что она пояснила, что ничего не знает. Он решил, что включен в список нуждающихся на улучшение жилищных условий. дд.мм.гггг. Волков был постановлен на учет администрацией г. Можги в общий список. дд.мм.гггг. он сделал заявку в администрацию г. Можги на получение жилищного сертификата, но не получил положительного ответа. дд.мм.гггг. ему было отказано в выдаче жилищного сертификата УФСИН России по УР.
Представитель ответчика ФБУ <***> УФСИН России по УР Быстрых Е.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что Волков И.Ю. проходил службу в ФБУ <***> УФСИН России по УР в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. дд.мм.гггг. истец не обращался с рапортом о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что подтверждается журналом учета поступления и движения рапортов сотрудников и книгой учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, исходя из положений ст. 31 ЖК РСФСР, Волков И.Ю. пропустил срок исковой давности, т.к. с ноября 2002 года знал, что его право нарушено. Списки очередников вывешивались на доске объявлений, и он мог проверить находится ли в очереди.
Представитель ответчика УФСИН России по УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В письменном возражении на исковое заявление представитель УФСИН России по УР О.А.В. указал, что между УФСИН России по УР и Волковым И.Ю. отношений по вопросам постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не возникало. Для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий вместе с рапортом истец должен был представить акт проверки жилищных условий, выписки из лицевого счета или домовой книги, справку о составе семьи и другие документы, подтверждающие фактическое наличие в его собственности и членов семьи жилых помещений, то есть наличие оснований для постановки на учет. Указанные документы и рапорт в ФБУ <***> УФСИН России по УР Волковым И.Ю. не представлялись. Из представленных в суд документов следует, что истец начал обращаться в ФБУ <***> УФСИН России по УР и органы местного самоуправления только в 2009 году, то есть когда ему стало понятно, что он будет уволен по болезни и у него появится формальное основание на получение жилищного сертификата по постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.
В соответствии с послужным списком, приказом УИН от дд.мм.гггг. №*** л/с, Волков И.Ю. был назначен на должность начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными <***> УИН. Приказом начальника УИН от дд.мм.гггг. №*** л/с истец назначен на должность заместителя дежурного помощника начальника <***>, то есть переведен в другое учреждение, расположенное в другом населенном пункте. Приказом УФСИН от дд.мм.гггг. истец вновь переведен в другое учреждение и назначен на должность инспектора <***> УФСИН (г. Можга). Приказом УФСИН от дд.мм.гггг. №***-л/с Волков И.Ю. - уволен из уголовно-исполнительной системы. Таким образом, истец каждый раз, переводясь в другие учреждения, должен был вставать на учет и сниматься с учета согласно ст. 32 ЖК РСФСР.
Кроме этого, по мнению представителя ответчика, истцом пропущен срок исковой давности.
Представитель третьего лица Кузнецова А.Г. суду пояснила, что постановлением администрации г. Можги от дд.мм.гггг. №*** Волков И.Ю. был признан и принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющий обеспеченностью жилой площадью на 1 члена семьи менее 9 квадратных метров. В настоящее время он состоит в общем списке, номер очереди на 2010 год - 438.
Свидетель Ж.С.В. пояснил, что дд.мм.гггг. служил вместе с Волковым И.Ю. в ФБУ <***>. В это время он зашел к истцу в отряд, между ними завязался разговор. Волков спросил, правильно ли у него написан рапорт на улучшение жилищных условий и показал его. Как истец подавал рапорт, он не видел.
Свидетель Д.А.И. пояснил, что дд.мм.гггг. Волков И.Ю. заходил в приемную начальника ФБУ <***> УФСИН России по УР. Между К.Н.Е. , Е.В.Б. и Волковым состоялся разговор о том, что заявление об улучшении жилищных условий истец должен подавать по месту жительства. Волков положил рапорт на улучшение жилищных условий и ещё какие-то документы в папку начальника «на подпись» и вышел.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (09 лет 09 месяцев 01 день) Волков И.Ю. проходил службу в органах внутренних дел, с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (07 лет 03 месяца 27 дней) - в уголовно-исполнительной системе (л.д. 5)
Приказом начальника УФСИН России по УР от дд.мм.гггг. Волков И.Ю. уволен на основании п. «ж» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по болезни) (л.д. 6)
Истец просит признать факт обращения с рапортом об улучшении жилищных условий на имя начальника ФБУ <***> УФСИН России по УР дд.мм.гггг., что дает ему право на получение жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.
Статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в указанный истцом период, предусматривала основания признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При этом учет таких граждан мог осуществляться как по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, или по месту работы (ст.30 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
В развитие данных норм было принято постановление Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», а также Постановление Совета Министров Удмуртской АССР, Удмуртского облсовпрофа от 30.08.1984 г. № 231 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР» (далее по тексту Правила).
В соответствии с пунктом 9 Правил,- учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту работы, а также по месту жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также по месту жительства.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и в необходимых случаях справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (пункт 11 Правил).
Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации (пункт 12 Правил).
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (пункт 13 Правил).
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации, как документ строгой отчетности по установленной форме (пункт 15 Правил).
Факт обращения Волкова И.Ю. с рапортом на улучшение жилищных условий на имя начальника ФБУ <***> УФСИН России по УР достоверными и допустимыми доказательствами не подтвержден. Показания свидетелей Ж.С.В., Д.А.И. не являются достаточными доказательствами, подтверждающими такой факт. Исходя из изложенных положений закона, данное обстоятельство должно подтверждаться письменными доказательствами.
В журнале учета и движения рапортов и заявлений сотрудников ФБУ <***> УФСИН России по УР и в журнале учета заявлений, жалоб граждан рапорт Волкова И.Ю. на улучшение жилищных условий не зарегистрирован.
В книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФБУ <***> УФСИН России по УР Волков И.Ю. не значится.
Вместе с тем, постановлением главы администрации г. Можга от дд.мм.гггг. Волков И.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как имеющий обеспеченностью жилой площадью на 1 члена семьи менее 9 квадратных метров.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Администрацией МО «Город Можга» подтверждается, что Волков И.Ю. продолжает состоять в общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В данном случае суд считает, что истец избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, который не влечет его восстановление, т.к. материально-правовые требования, вытекающие из нарушенного или оспоренного права, не заявлены. В период действия ЖК РСФСР истец имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как по месту работы, так и по месту жительства. В настоящее время он продолжает сохранять совё право состоять на учете по месту жительства.
Истец указал, что установление факта обращения с рапортом на имя начальника ФБУ <***> УФСИН России по УР даёт ему право на получение жилищного сертификата. Однако предъявленным требованием Волков И.Ю. не сможет устранить нарушение своего права и удовлетворение заявленного иска не повлечет обязанность ответчика выдать сертификат для приобретения жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Одним из обязательных условий получения государственного жилищного сертификата является, помимо признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, подача заявления (рапорта) об участи в подпрограмме по форме согласно приложению № 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 с приложением соответствующих документов. Волков И.Ю. пояснил, что такой рапорт в УФСИН России по УР не подавал.
Таким образом, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Кроме того, ответчиком заявлено о применении к требованиям истца срока исковой давности.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Как следует из положений ст. 31 ЖК РСФСР, действующей в указанный истцом период, заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Волков И.Ю. указал, что подал рапорт дд.мм.гггг.., следовательно, он должен был узнать о нарушении своего права дд.мм.гггг., по истечении одного месяца со дня подачи рапорта, не получив письменного решения о его рассмотрении.
Исковое заявление истцом подано в суд дд.мм.гггг., т.е. с пропуском срока, установленного ст. 196 ГК РФ.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной, является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске в соответствии с ч. 1 ст. 199 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Волкова И.Ю. к ФБУ <***> УФСИН России по УР о признании факта обращения с рапортом об улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья- (подпись) Кожевникова Ю.А.