Дело № 2-143/11
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерацииг. Можга УР 28 января 2011 года
Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истицы Игнатьевой Г.И.,
представителя ответчика Рябовой С.В., действующей по доверенности от дд.мм.гггг.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьевой Г.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Игнатьева Г.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Можге и Можгинском районе УР о признании незаконным решения №*** от дд.мм.гггг. в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода обучения в <***> педагогическом училище с 01.09.1981 г. по 02.07.1985 г., и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 01.06.1993 г.
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг. Игнатьева Г.И. обратилась в УПФР в г. Можге и Можгинском районе УР для назначения пенсии по старости в связи с длительной педагогической деятельностью. Решением начальника УПФР от дд.мм.гггг. за №*** ей отказано в назначении пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В льготный трудовой стаж не были включены указанные периоды.
Истица считает решение УПФР незаконным, поскольку в период ее обучения действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, позволяющее засчитывать в специальный стаж время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах.
На момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком действовал Кодекс законов о труде РСФСР, позволяющий включать в специальный страж отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В связи с изложенным, Игнатьева Г.И. просит обязать ответчика засчитать в стаж педагогической деятельности указанные периоды и произвести назначение досрочной трудовой пенсии по старости с дд.мм.гггг.
В судебном заседании истица Игнатьева Г.И. от исковых требований о включении в педагогический страж периода обучения в <***> педагогическом училище с 01.09.1981 г. по 02.07.1985 г. отказалась, в остальной части исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении
Представитель ответчика Рябова С.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., Управлением правомерно исключен период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком. Согласно Закону РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» данный период не подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливается Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 указанного закона устанавливает право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (п. 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ).
Из материалов дела установлено, что дд.мм.гггг. Игнатьева Г.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинским районе УР за назначением досрочной трудовой пенсии, как педагогическому работнику, имеющему стаж работы более 25 лет.
Решением начальника УПФР в г. Можге и Можгинском районе УР №*** от дд.мм.гггг. Игнатьевой Г.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку специальный трудовой стаж составил 24 года 06 месяцев 20 дней, вместо требуемых 25 лет.
В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, не засчитан оспариваемый период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 06.10.1992 г. по 01.06.1993 г. (07 месяцев 26 дней).
В указанный период истица работала учителем начальных классов в Муниципальном общеобразовательном учреждении «<***>» Можгинского района, что подтверждается трудовой книжкой и не оспаривается ответчиком.
Согласно приказу по Можгинскому РОНО №*** от дд.мм.гггг. Игнатьевой Г.И. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет со 02.02.1992 г. (л.д. 11)
Из справки, уточняющей характер работы, следует, что истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06.10.1992 г. по 01.06.1993 г. (л.д. 13)
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком Игнатьевой Г.И. начался 02.02.1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 г. по 01.06.1993 г. подлежит включению в специальный стаж работы Игнатьевой Г.И., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, решение пенсионного органа об отказе в установлении пенсии является незаконным. При включении в специальный стаж Игнатьевой Г.И., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и составлявший на дд.мм.гггг. 24 года 06 месяцев 20 дней, зачтенных УПФР, спорного периода работы (07 мес. 26 дн.), составит свыше 25 лет, что позволяет принять решение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения истицы с заявлением о назначении пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Игнатьевой Г.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинском районе о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики №*** от дд.мм.гггг. в части отказа Игнатьевой Г.И. во включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 06.10.1992 г. по 01.06.1993 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики включить в стаж педагогической деятельности Игнатьевой Г.И. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 06.10.1992 г. по 01.06.1993 г., и произвести назначение досрочной трудовой пенсии по старости с дд.мм.гггг..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.