Дело № 2-89/11
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерацииг. Можга 16 февраля 2011 года
Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Биянове С.А.,
с участием представителя истца Сармакеева С.П., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг.,
представителя ответчика Отдела социальной защиты населения в Можгинском районе Давыдовой Н.В., действующей по доверенности от дд.мм.гггг.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина С.Г. к Отделу социальной защиты населения в Можгинском районе, Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков,
у с т а н о в и л:
Кузьмин С.Г. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения в Можгинском районе (далее по тексту ОСЗН в Можгинском районе), Министерству социальной защиты населения УР о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков.
Исковое заявление мотивировано тем, что Кузьмин С.Г. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.
дд.мм.гггг. Кузьмину С.Г. установлена третья группа инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с катастрофой на ЧАЭС, с потерей трудоспособности 40%.
В связи с установлением инвалидности Кузьмин С.Г. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда (далее по тексту ЕДК) и предоставил справку о заработной плате за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.
ОСЗН в Можгинском районе назначило истцу ЕДК с 16.02.1999 г. в размере 393,34 руб. С 01.02.2000 г. - в размере 233,77 руб. (данный размер рассчитан из 7 МРОТ с учетом 40% утраты трудоспособности).
С момента вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, т.е. с 15.02.2001 г. Кузьмину С.Г. стали производить выплату ЕДК по 3-й группе инвалидности в размере 1000 рублей.
Далее ЕДК проиндексирована решениями <***> суда от 27.04.2004 г. и <***> суда <***> от 17.05.2007 г. Размер ЕДК стал составлять:
с 01.01.2002 г. - 1346,9 руб., с 01.01.2003 г. - 1635 руб., с 01.01.2004 г. - 2006,96 руб., с 01.01.2005 г. - 2227,73 руб., с 01.01.2006 г. - 2428,23 руб., с 01.01.2007 г. - 2622,49 руб.
Далее ЕДК проиндексирована ОСЗН в Можгинском районе и стала составлять:
с 01.01.2008 г. - 2897,85 руб., с 01.01.2009 г. - 3274,57 руб., с 01.01.2010 г. - 3602,03 руб.
Истец считает, что действия ОСЗН в Можгинском районе в части назначения ЕДК с 16.02.1999 г. в размере 393,34 руб. являются незаконными, т.к., исходя из справки о заработной плате за 12 месяцев перед окончанием работ, повлекших увечье, то есть за период с 01.02.1986 г. по 16.01.1987 г., ЕДК должна составлять 915,74 руб. Данный размер более выгоден, чем 393,34 руб.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», применяя ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», ЕДК подлежала индексации с 01.07.2000 г. в 1,581 раз, с 01.01.2001 г. - в 1,515 раза. Следовательно, размер ЕДК с 01.07.2000 г. должен был составлять 1447,78 руб. (915,74х1,581=1447,78); с 01.01.2001 г. - 2193,39 руб. (915,74х1,581х1,515 = 2193,39). Поскольку последняя сумма составляет более 1000 рублей, то после 15.02.2001 г. необходимо было выплачивать Кузьмину С.Г. ЕДК в размере 2193,39 руб. согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ.
За период с 16.02.1999 г. по 31.12.2001 г. Кузьмину С.Г. не доплачено 31068,77 руб.
Исходя из темпа роста величины прожиточного минимума, за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002г. истцу не доплачено ЕДК в размере 19288,55 руб., за январь 2003 г. - 1951,20 руб.
Итого сумма задолженности по невыплаченной сумме ЕДК за период с 16.02.1999 г. по 31.01.2003 г. составила 52308,52 руб.
Сумма убытков, исходя из роста стоимости жизни, исчисленная по коэффициенту инфляции за указанный период, составила 105461,38 руб.
Истец просит:
- признать действия ОСЗН в Можгинском районе по уменьшению объема возмещения вреда с 16.02.1999 г. и по переводу на выплаты ЕДК с 15.02.2001 г. в твердом размере - незаконными;
- взыскать с ОСЗН в Можгинском районе за счет средств федерального бюджета недополученные суммы ЕДК в размере 52308,52 руб. и убытки за причиненный имущественный вред 105461,38 руб.;
- обязать Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики внести в реестр, представляемый в Федеральную службу по труду и занятости, сведения о сумме задолженности перед Кузьминым С.Г. по недополученной ЕДК в размере 52308,52 руб. и убытки за причиненный имущественный вред 105461,38 руб.
В судебное заседание истец Кузьмин С.Г. не явился, заявлением от дд.мм.гггг. просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель истца Сармакеев С.П. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОСЗН в Можгинском районе Давыдова Н.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что с 16.02.1999 г. истцу была назначена ЕДК согласно требованиям п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. В связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, с 15.02.2001 г. по заявлению истца он был переведен на выплату ЕДК в твердой сумме. В дальнейшем сумма ЕДК индексировалась. Выплата сумм возмещения вреда истцу производилась в соответствии с требованиями закона в полном объеме. Задолженности по выплате ЕДК перед истцом ответчик не имеет.
Представитель ответчика Минсоцзащиты УР, представитель третьего лица Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От представителей указанных лиц поступили заявления о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца, представителя Минсоцзащиты УР и Роструда.
Представитель ответчика Минсоцзащиты УР З.А.Ф. в письменном возражении указала, что исковые требования Кузьмина С.Г. не признает. Истец не указал и не представил доказательств, что послужило основанием для перерасчета ЕДК и взыскания недоплаченных сумм и убытков за период с февраля 1999 г. по январь 2003 г. С 15.02.2001 г. истцу была назначена ЕДК в твердой сумме на основании заявления, т.е. истец реализовал своё право выбора, предоставленное частью 1 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ. После вступления в силу указанного закона и на сегодняшний день законодательством Российской Федерации не предусмотрен возврат от твердых денежных сумм возмещения вреда к суммам возмещения вреда, исчисленным из заработной платы.
Кроме этого, имеются вступившие в законную силу решения суда об индексации ЕДК, определенной в твердой денежной сумме. Данные судебные решения свидетельствуют о том, что Кузьмин С.Г. реализовал своё право на увеличение ЕДК в твердой сумме, а также взыскание недополученных сумм задолженности и убытков. По существу истец просит пересмотреть вступившие в силу решения суда и пересчитать размер ЕДК.
Представитель третьего лица К.Е.Н. в письменном возражении указала, что Федеральная служба по труду и занятости не согласна с заявленными требованиями. Исковые требования Кузьмина С.Г. направлены на пересмотр вступившего в законную силу решения суда от 17.05.2007 г., которым сумма ЕДК проиндексирована и на 01.01.2007 г. установлена в размере 2622,49 руб.
Кроме этого, Кузьмин С.Г., обращаясь в суды в 2004 г. и 2007 г. с требованиями об индексации ЕДК, никаких требований о незаконности его перевода с 15.02.2001 г. на твердую сумму не предъявлял.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Кузьмин С.Г. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.
дд.мм.гггг. истцу установлена 3 группа инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (связано с аварией на ЧАЭС), что подтверждается справкой МСЭ и выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК.
31.03.1999 г. ОСЗН в Можгинском районе Кузьмину С.Г. назначена ЕДК в размере 393,34 руб., с 01.02.2000 г. установлена в размере 233,77 руб. (из расчета 7 МРОТ с учетом утраты трудоспособности 40%), с 15.02.2001 г. - 1000 руб. (в твердой денежной сумме).
Решением <***> суда от 27.04.2004 г. и решением <***> суда <***> от 17.05.2007 г. размер ЕДК проиндексирован и стал составлять: с 01.01.2002 г. - 1346,90 руб., с 01.01.2003 г. - 1635 руб., с 01.01.2004 г. - 2006,96 руб., с 01.01.2005 г. - 2227,73 руб., с 01.01.2006 г. - 2428,23 руб., с 01.01.2007 г. - 2622,49 руб.
Далее размер ЕДК проиндексирован ОСЗН в Можгинском районе и стал составлять с 01.01.2008 г. - 2897,85 руб., с 01.01.2009 г. - 3274,57 руб., с 01.01.2010 г. - 3602,03 руб.
Поводом для обращения истца в суд послужило: неправильность назначения ЕДК и последующий перевод выплат ЕДК на твердую денежную сумму.
Указанные обстоятельства ранее не были предметом судебного разбирательства.
Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, до 15.02.2001 г. регулировались пунктом 25 части 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ. Инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
До 06.01.2000 г. порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1 (далее по тексту Правила).
Согласно ст. 14 Правил: среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина).
С 06.01.2000 г. указанные Правила, за исключением 1 и 2 абзацев п. 2 Правил, были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в редакции Федерального закона от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Пунктом 3 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ предусмотрено, что средний месячный заработок застрахованного подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12.
Таким образом, право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду.
Из материалов пенсионного дела усматривается, что 16.02.1999 г. истец представил в ОСЗН в Можгинском районе справку о заработной плате за 24 месяца перед установлением группы инвалидности. 30.03.1999 г. истец представил справку о заработной плате №*** за 12 месяцев перед получением увечья.
31.03.1999 г. ОСЗН в Можгинском районе назначило ЕДК в размере 393,34 руб. Тогда как, исходя из справки о заработной плате за 12 месяцев перед окончанием работ, повлекших увечье (за период с 01.02.1986 г. по 16.01.1987 г.) ЕДК должно было составлять 915,74 руб.:
(3224,24х6,7+1676,19/31х16х6,4)/12х6х2,5х1,9х1,9х1,8х1,8х1,3х1,51х1,2х1,27х1,2х 1,05х1,15х1,1х1,21/1000х0,4=915,74).
С 01.02.2000 г. истцу необоснованно установлен размер ЕДК в размере 233,77 руб. (исходя из 7 МРОТ с учетом 40% утраты трудоспособности).
Между тем, из положений п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ) следовало, что во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.
Таким образом, ОСЗН в Можгинском районе незаконно уменьшил размер ЕДК, который превышал установленный показатель и должен был составлять 915,74 руб.
Подлинник архивной справки №*** от дд.мм.гггг. имеется в представленных суду материалах пенсионного дела. Оснований сомневаться в достоверности изложенных в справке сведений не имеется.
Федеральным законом от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ внесены изменения в пункт 25 ч. 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1.
Согласно новой редакции гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5000 рублей;
инвалидам II группы - 2500 рублей;
инвалидам III группы - 1000 рублей.
При этом, пунктом 1 ст. 2 указанного закона, установлено, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
В обоснование возражений представитель ответчика ссылается на заявление Кузьмина С.Г. от 15.02.2001 г., которым он выбрал ЕДК в твердой денежной сумме.
Однако из текста указанного заявления следует лишь, что Кузьмин С.Г. просит назначить денежную компенсацию возмещения вреда. В заявлении не указано, что он выбрал иной порядок возмещения ЕДК (в твердой денежной сумме). Сумма ЕДК, исчисленная из среднего заработка, являлась на 15.02.2001 г. для истца более выгодной и составляла с учетом индексации 2193,39 руб. Право выбора истцом не было реализовано; ОСЗН в Можгинском районе необоснованно, в одностороннем порядке, перевел истца на выплаты ЕДК в твердом размере.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению.
Доводы представителя ответчика о том, что не предусмотрен возврат от твердых денежных сумм возмещение вреда к суммам возмещения вреда, исчисленным из заработной платы, судом не принимаются. В данном случае истец просит выплатить ему недополученную сумму ЕДК, в связи с неправильностью назначения.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», регулирующий спорные правоотношения, не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
В соответствии со ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.
Суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (ст. 1091 ГК РФ)
Согласно пункту 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
Государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное. (ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ).
В постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 указано, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поскольку их предоставление является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких граждан. Суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Минимальный размер оплаты труда с 01.07.2000 г. был установлен в размере 132 рубля, с 01.01.2001 г. - 200 рублей. ЕДК в возмещение вреда подлежала индексации соответственно в 1,581 и 1,515 раза. Следовательно, размер ЕДК в возмещение вреда с 01.07.2000 г. должен был составлять 1447,78 руб. (915,74х1,581=1447,78), с 01.01.2001 г. - 2193,39 руб. (915,74х1,581х1,515=2193,39)
За период с 16.02.1999 г. по 31.12.2001 г. истцу недоплачено 31068,77 руб.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 19.06.2002 г. № 11-П признал несоответствующими Конституции РФ положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.
Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 (в редакции от 11.05.2007 г.) указано, что первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год.
Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.
Для определения темпа роста величины прожиточного минимума в 2001 году необходимо определить соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2001 год, который является для 2002 года истекшим, к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за 2000 год, который является для 2001 года предыдущим.
За 2000 год сведения представлены территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике (л.д. 11)
С 1 квартала 2001 года расчет величины прожиточного минимума в УР производится в соответствии с Законом УР от 24.04.2001 г. № 18-РЗ «О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике». Согласно ст. 3 данного закона величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Удмуртской Республики определяется ежеквартально Правительством Удмуртской Республики.
Соотношение сумм величин прожиточного минимума за 2000 год и 2001 год составляет 1,3469 (8902,22/12=741,85 руб.) и (3997/4=999,25 руб.).
Таким образом, темп роста величины прожиточного минимума в УР за 2001 г. составил 1,3469, за 2002 год - 1,2139 (соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров 2002 г. к 2001 г. - 1213/999,25).
За период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. истцу не доплачено ЕДК в размере 19288,55 руб. (915,74х1,581х1,515х1,3469-1346,9)х12=19288,55). За январь 2003 г. - 1951,20 руб. (915,74х1,581х1,515х1,3469х1,2139-1635=1951,20). Всего сумма не выплаченной ЕДК за период с 16.02.1999 г. по 31.01.2003 г. составила 52308,52 руб.
Суд соглашается с расчетом, представленным истцом, в обоснование задолженности по выплате ЕДК, по которому учтены ранее выплаченные суммы:
Год, Месяц | Коэффициен т индексации | Размер компенсации по закону | сумма полученное на руки | сумма задолженности, (гр.З - гр.4) | индекс потребите ль-ских цен | имущественны й вред, (гр.5*гр.6/ 100 гр.5) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1999г. | ||||||
Февраль | 425.16 | 182.62 | 242.54 | 510 | 994.42р. | |
Март | 915.74 | 393.34 | 522.40 | 490 | 2 037.36р. | |
Апрель | 915.74 | 393.34 | 522.40 | 480 | 1 985.12р. | |
Май | 915.74 | 393.34 | 522.40 | 460 | 1 880.64р. | |
Июнь | 915.74 | 393.34 | 522.40 | 460 | 1 880.64р. | |
Июль | 915.74 | 393.34 | 522.40 | 430 | 1 723.92р. | |
Август | 915.74 | 393.34 | 522.40 | 430 | 1 723.92р. | |
Сентябрь | 915.74 | 393.34 | 522.40 | 420 | 1 671.68р. | |
Октябрь | 915.74 | 393,34 | 522.40 | 420 | 1671.68р. | |
Ноябрь | 915.74 | 393,34 | 522.40 | 410 | 1 619.44р. | |
Декабрь | 915.74 | 393.34 | 522.40 | 400 | 1 567.20р. | |
итого | 5466.53 | 18755.98 | ||||
2000г. | 1.581 | |||||
Январь | 915,74 | 393.34 | 522.40 | 390 | 1 514.96р. | |
Февраль | 915.74 | 233.77 | 681,97 | 390 | 1 977,71р. | |
Март | 915.74 | 233.77 | 681,97 | 380 | 1 909.51р. | |
Апрель | 915,74 | 233.77 | 681.97 | 380 | 1 909.51р. | |
Май | 915.74 | 233.77 | 681,97 | 380 | 1 909.51р. | |
Июнь | 915.74 | 233.77 | 681.97 | 360 | 1 773.12р. | |
Июль | 1.581 | 1447.78 | 369.59 | 1078.19 | 360 | 2 803.30р. |
Август | 1.581 | 1447.78 | 369.59 | 1078.19 | 350 | 2 695.48Р. |
Сентябрь | 1.581 | 1447,78 | 369.59 | 1078,19 | 350 | 2 695.48р. |
Октябрь | 1.581 | 1447.78 | 369.59 | 1078.19 | 340 | 2 587.66р. |
Ноябрь | 1.581 | 1447,78 | 369.59 | 1078.19 | 330 | 2 479.84р. |
Декабрь | 1.581 | 1447,78 | 369.59 | 1078.19 | 330 | 2 479.84р. |
итого | 10401,40 | 26735.94 | ||||
2001г. | 1,515 | |||||
Январь | 1.515 | 2193.39 | 559.93 | 1633.46 | 320 | 3 593.62р. |
Февраль | 1.515 | 2193,39 | 559.93 | 1633.46 | 310 | 3 430.27р. |
Март | 1,515 | 2193.39 | 1000 | 1193.39 | 300 | 2 386.78р. |
Апрель | 1.515 | 2193.39 | 1000 | 1193.39 | 300 | 2 386.78р. |
Май | 1.515 | 2193.39 | 1000 | 1193.39 | 290 | 2 267,44р. |
Июнь | 1.515 | 2193,39 | 1000 | 1193.39 | 280 | 2 148.10р. |
Июль | 1.515 | 2193.39 | 1000 | 1193.39 | 280 | 2 148.10р. |
Август | 1.515 | 2193.39 | 1000 | 1193.39 | 280 | 2 148.10р. |
Сентябрь | 1.515 | 2193.39 | 1000 | 1193.39 | 280 | 2 148.10р. |
Октябрь | 1,515 | 2193.39 | 1000 | 1193,39 | 280 | 2 148.10р. |
Ноябрь | 1.515 | 2193,39 | 1000 | 1193.39 | 280 | 2 148.10р. |
Декабрь | 1.515 | 2193,39 | 1000 | 1193,39 | 270 | 2 028.77р. |
итого | 15200.84 | 28982.29 | ||||
2002г. | 1.3469 | |||||
Январь | 1.3469 | 2954.28 | 1346,9 | 1607.38 | 270 | 2 732,54р. |
Февраль | 1,3469 | 2954.28 | 1346,9 | 1607.38 | 260 | 2 571,81р. |
Март | 1,3469 | 2954.28 | 1346.9 | 1607.38 | 260 | 2 571.81р. |
Апрель | 1.3469 | 2954.28 | 1346.9 | 1607.38 | 250 | 2 411,07р. |
Май | 1,3469 | 2954.28 | 1346.9 | 1607.38 | 250 | 2 411.07р. |
Июнь | 1.3469 | 2954.28 | 1346.9 | 1607.38 | 250 | 2 411.07Р. |
Июль | 1.3469 | 2954.28 | 1346.9 | 1607.38 | 240 | 2 250,33р. |
Август | 1.3469 | 2954.28 | 1346.9 | 1607,38 | 240 | 2 250.33р. |
Сентябрь | 1.3469 | 2954.28 | 1346,9 | 1607.38 | 240 | 2 250.33р. |
Октябрь | 1.3469 | 2954.28 | 1346,9 | 1607,38 | 240 | 2 250.33р. |
Ноябрь | 1,3469 | 2954.28 | 1346.9 | 1607.38 | 240 | 2 250.33р. |
Декабрь | 1.3469 | 2954.28 | 1346.9 | 1607.38 | 230 | 2 089.59р. |
итого | 19288,55 | 28450.61 | ||||
2003г. | 1,2139 | |||||
Январь | 1.2139 | 3586.20 | 1635 | 1951.20 | 230 | 2 536.56р. |
итого | 1951.20 | 2536.56 | ||||
ИТОГО | 86 865,29р. | 35 844,11р. | 52 308,52р. | 105 461,38р. |
Учитывая, что задержка выплаты сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35).
Исходя из указанного расчета с применением сводного индекса потребительских цен, предоставленного Удмуртстатом, сумма убытков составляет 105461,38 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1,- выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлениями Правительства РФ № 607 от 21.08.2001 г. и № 73 от 14.02.2005 г. выплату ЕДК производят органы социальной защиты населения. Территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по Можгинскому району, осуществляющим назначение и перерасчет ежемесячных денежный компенсаций и ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда и иных выплат, возложенных на государственные органы социальной защиты населения, гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации, других компенсационных и иных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации; составляет списки получателей компенсаций и представляет их для выплаты компенсаций в установленном порядке, является ОСЗН в Можгинском районе.
Следовательно, исковые требования о взыскании сумм ЕДК и убытков за счет средств федерального бюджета с ОСЗН в Можгинском районе являются обоснованными.
Кроме того, в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 указано, что в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Осуществление финансирования указанных расходов возложено на Федеральную службы по труду и занятости, исходя из постановления Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 872 и постановления Правительства РФ от 08.12.2010 г. № 985.
На основании пп. «г» п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 872, Минсоцзащиты УР обязано внести в реестр, предъявляемый в Федеральную службы по труду и занятости, сведения о сумме задолженности в размере 52308,52 руб. и сумме убытков в размере 105461,38 руб.
Доводы представителя третьего лица о том, что в 2001 году истец был согласен с возмещением вреда, получаемом в твердом размере, и в последующем, обращаясь в суды, он не оспаривал законность таких выплат, не свидетельствуют о законности действий ОСЗН в Можгинском районе. При назначении ЕДК истцом была предоставлена соответствующая справка о заработной плате за 12 месяцев перед получением увечья, однако ответчик необоснованно уменьшил сумму ЕДК. В последующем истец был переведен на выплаты ЕДК в твердом размере в одностороннем порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кузьмина С.Г. к Отделу социальной защиты населения в Можгинском районе, Министерству социальной защиты населения УР о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков удовлетворить.
Признать незаконными действия Отдела социальной защиты населения в Можгинском районе по уменьшению объема возмещения вреда Кузьмину С.Г. с 16.02.1999 г. и по переводу на выплаты в твердом размере ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 15.02.2001 г.
Взыскать с Отдела социальной защиты населения в Можгинском районе за счет средств федерального бюджета в пользу Кузьмина С.Г. недополученные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере 52308,52 руб., и убытки за причиненный имущественный вред в размере 105461,38 руб.
Обязать Министерство социальной защиты населения УР внести в реестр, представляемый в Федеральную службы по труду и занятости, сведения о сумме задолженности перед Кузьминым С.Г. по недополученной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере 52308,52 руб. и убытки за причиненный имущественный вред в размере 105461,38 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.