Дело № 2-325/11 РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу на день публикации) г. Можга УР 20 апреля 2011 года Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Шуравина А.А., при секретаре Потаповой Е.А., с участием: процессуального истца помощника Можгинского межрайонного прокурора Ковалевой С.Н., материального истца Кулеминой Л.В. , представителя ответчика Исымбаевой М.А., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кулеминой Л.В. , к Администрации муниципального образования «Можгинский район» о понуждении предоставить жилое помещение, у с т а н о в и л: Можгинский межрайонный прокурор, действующий в интересах Кулеминой Л.В., обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Можгинский район» о понуждении предоставить жилое помещение. Заявление мотивировано тем, что в ходе осуществления прокуратурой надзора за соблюдением законодательства об охране прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлены нарушения жилищных прав граждан указанной категории. Так, Кулемина Л.В., дд.мм.гггг. года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители: отец- В.К.А. решением суда от дд.мм.гггг. признан безвестно отсутствующим, а мать- Н.Н.А. лишена родительских прав решением суда от дд.мм.гггг.. Предоставление жилого помещения детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования. В соответствии с решением совета депутатов МО «Можгинский район» от 29.11.2007 года норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одного человека установлена в размере 13.3 кв.м.. Согласно диплому Кулемина Л.В. дд.мм.гггг. окончила образовательное учреждение - ГОУ НПО «<***>» и нуждается в жилом помещении. В настоящее время истица продолжает проживать у родственников. Согласно сведениям, предоставленным администрацией МО «Можгинский район», Кулемина Л.В. признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке. Муниципальное жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось, в собственности жилых помещений также не имеет. Кулемина Л.В. обращалась в администрацию МО «Можгинский район» о необходимости предоставления ей жилья, однако в предоставлении жилого помещения было отказано. Отказ администрации МО «Можгинский район» в предоставлении жилого помещения нарушает ее жилищные права как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем, прокурор обратился с иском в защиту прав и законных интересов указанного лица. В судебном заседании помощник прокурора Ковалева С.Н. просила иск удовлетворить, обязав Администрацию муниципального образования «Можгинский район» предоставить Кулеминой Л.В. жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 13,3 кв.м., ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Истец Кулемина Л.В. исковые требования поддержала, просила обязать администрацию МО «Можгинский район» предоставить ей жилое помещение. При этом пояснила, что в настоящее время она продолжает проживать в доме у родственников, в собственности жилого помещения не имеет. Представитель ответчика Исымбаева М.А. пояснила, что в ближайшее время Кулеминой Л.В. администрацией МО «Можгинский район» будет предложено по договору найма жилое помещение, площадью не менее 13,0 кв.м.., при этом она не оспаривает наличие права у истца на получение жилой площади по договору социального найма. Представитель третьего лица Правительства Удмуртской Республики Ч.А.В. , действующий на основании доверенности от дд.мм.гггг., в судебное заседание не явился, направив письменное заявление о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно свидетельству о рождении, Кулемина Л.В. родилась дд.мм.гггг., ее родителями указаны: В.К.А. и Н.Н.А.. Отец- В.К.А. решением <***> суда г. <***> от дд.мм.гггг. признан безвестно отсутствующим. Мать- Н.Н.А. решением <***> суда от дд.мм.гггг. лишена родительских прав в отношении дочери Кулеминой Л.В., дд.мм.гггг. года рождения. Таким образом, в судебном заседании установлено, что Кулемина Л.В. относится к категории лиц в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения обоих родителей и имеют в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в п.п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Законом Удмуртской Республики от 6 марта 2007 г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ст. 5 закреплено, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. Финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год. Согласно копии диплома, Кулемина Л.В. дд.мм.гггг. окончила образовательное учреждение - ГОУ НПО «<***>». В соответствии с решением Совета депутатов МО «Можгинский район» от 29.11.2007 года на территории муниципального образования МО «Можгинский район» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13,3 кв.м. общей площади на одного человека. Согласно сведений, предоставленных Администрацией МО «Можгинский район», Кулемина Л.В. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Муниципальное жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось, в собственности жилого помещения она не имеет. Согласно сообщению из Регистрационной службы по УР, зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества в виде жилых помещений у Кулеминой Л.В. не имеется. Согласно копии паспорта Кулемина Л.В. имеет регистрацию по адресу: <***> В указанном жилом помещении за несовершеннолетней Кулеминой Л.В., дд.мм.гггг. года рождения, жилищные права не закреплялись. Данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении ответчиком обязанности предоставить жилое помещение. Учитывая вышеизложенное, а также то, что обязанность администрацией муниципального образования по внеочередному предоставлению жилого помещения исполнена не была, суд приходит к выводу, что заявление прокурора, действующего в интересах Кулеминой Л.В. подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кулеминой Л.В. , к Администрации муниципального образования «Можгинский район» о понуждении предоставить жилое помещение удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Можгинский район» предоставить Кулеминой Л.В. жилое помещение по договору социального найма по месту ее жительства площадью не менее 13,3 кв.м.. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2011 года. Председательствующий судья: А.А. Шуравин