Исковые требования о включении имущества в состав наследства удовлетворены частично



Дело № 2-334/11

Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации)

Именем Российской Федерации

г. Можга УР                                    15 апреля 2011 года

Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,

при секретаре Уразовой Е.В.,

с участием истца Пушкова А.Н.,

представителя истца Подлевских Н.В., действующего на основании устного заявления,

ответчика Пушкова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пушкова А.Н. к Пушкову А.А. , администрации муниципального образования «М***» о включении имущества в состав наследства,

у с т а н о в и л:

Пушков А.Н. обратился в суд с иском к Пушкову А.Н., администрации муниципального образования «М***» о включении имущества в состав наследства.

Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг. нотариусом <***> истцу Пушкову А.Н. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти супруги Л.В.А. , умершей дд.мм.гггг. Постановление об отказе в совершении нотариального действия обосновано отсутствием документов, подтверждающих принадлежность наследственного имущества наследодателю.

Наследственное имущество состоит из земельного участка и садового дома по улице <***> №***, а также земельного участка по улице <***> №*** в садоводческом товариществе «Р***».

Л.В.А. являлась членом садоводческого товарищества «Р***», использовала оба земельных участка, владела ими на праве собственности.

В судебном заседании Пушков А.Н. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в 1960-х гг. Ф.О.И. был выделен земельный участок по улице <***> №*** в садоводческом товариществе «Р***». После смерти Ф.О.И. земельный участок стала использовать её внучка Л.В.А. . Она пользовалась участком открыто, построила садовый домик, теплицу, оплачивала членские взносы в садоводческое товарищество. В 1998 году по постановлению администрации М*** участок был закреплен за Л.В.А. в собственность. Кроме этого, около 10 лет назад жене был предоставлен дополнительный земельный участок №***, но документов никаких не сохранилось. На участке №*** они садили картошку, также за него оплачивали членские взносы. До момента смерти Л.В.А. владела земельными участками на праве собственности.

Представитель истца Подлевских Н.В. поддержал исковые требования, суду пояснил, что на момент открытия наследства в собственности наследодателя находилось два земельных участка в садоводческом товариществе «Р***». Право собственности Л.В.А. приобрела на основании постановления главы администрации М*** от дд.мм.гггг.

Ответчик Пушков А.А. с исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что с детства помнит, что земельным участком по улице <***> №*** в садоводческом товариществе «Р***» владела его прабабушка Ф.О.И. После её смерти участком стала владеть мать Л.В.А. Помимо этого, на протяжении десяти лет мать использовала земельный участок по улице <***> №***. Л.В.А. возделывала оба земельных участка, возвела мелкие хозяйственные постройки (теплицу), садовый дом, уплачивала членские взносы в садоводческое товарищество.

Представитель ответчика - администрации МО «М***» - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении судебной повестки.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что при жизни Л.В.А. в установленном порядке право собственности на спорное имущество не зарегистрировала (л.д. 23-24).

В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица Садоводческого некоммерческого товарищества «Р***» С.П.В. не возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что по данным садоводческого товарищества собственником земельного участка по улице <***> №***, по улице <***> №*** является Л.В.А. По 2010 год членские взносы полностью уплачены по количеству соток указанных земельных участков.

Свидетель О.В.Б. суду пояснил, что с 1977 года он владеет земельным участком по улице <***> №*** в садоводческом товариществе «Р***». С этого же времени участком №*** владели супруги Ф. (А.С. и О.И. ). После смерти Ф.А.С. участок остался в пользовании его супруги. А после её смерти, земельный участок стала обрабатывать её внучка Л.В.А. . Она возделывала земельный участок, возвела садовый домик, теплицу. Примерно в 1991 году членам садоводческого товарищества стали предоставлять в собственность дополнительные участки, в том числе и Л.В.А. Обстоятельства пользования Л.В.А. дополнительным земельным участком ему не известны.

Свидетель О.Г.Д. дала показания аналогичные показаниям О.В.Б.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

дд.мм.гггг. умерла Л.В.А. , что подтверждается свидетельством о смерти №***. (л.д. 6)

Наследниками первой очереди после её смерти являются муж Пушков А.Н. , сын Пушков А.А. .

Постановлением нотариуса <***> от дд.мм.гггг. Пушкову А.Н. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, в связи с отсутствием документов, подтверждающих принадлежность наследственного имущества наследодателю (л.д. 5).

По мнению истца, наследственным имуществом является земельный участок и садовый дом по улице <***> №***, и земельный участок по улице <***> №*** в садоводческом товариществе «Р***».

Согласно справке №*** от дд.мм.гггг., выданной Можгинским садоводческим некоммерческим товариществом «Р***», Л.В.А. владела на праве собственности указанным истцом имуществом, являлась членом садоводческого товарищества «Р***» (л.д. 7)

Согласно выписке из постановления главы администрации М*** УР от дд.мм.гггг. №*** «О предоставлении земельных участков гражданам в садоводческом товариществе «Р***»,- члену садоводческого товарищества «Р***» Л.В.А. предоставлен в собственность для ведения садоводства основной земельный участок №*** по ул. <***> площадью 500 кв.м (л.д. 8).

Данный земельный участок предоставлен в порядке, предусмотренном ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

По данным Можгинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» и Управления Федеральной регистрационной службы по УР сведения о правообладателях на земельный участок, садовый дом по адресу: <***>, отсутствуют (л.д. 9-10)

Земельный участок №*** площадью 500 кв.м поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер №*** (л.д. 12)

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. При этом права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Учитывая, что садовый участок был предоставлен Л.В.А. в собственность после 31 января 1998 г., но до введения в действие Земельного Кодекса РФ, на отношения по оформлению прав на него распространяются требования Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 25.2).

Как установлено, при жизни Л.В.А. обрабатывала земельный участок №***, использовала его по назначению, возвела садовый дом, несла бремя содержания. При жизни она выразила желание стать собственником земельного участка, однако в связи со своей смертью не успела зарегистрировать право собственности на объект недвижимости в установленном законом порядке.

Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагает установление правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 1, часть 1; статьи 2,17,18 и 45, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой и прямым действием (статья 15, часть 1), закрепляет основные начала, которыми государство должно руководствоваться в сфере признания и охраны в том числе имущественных прав граждан.

Согласно статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

Исследуя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при жизни Л.В.А. имела законные основания произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, предоставленный на основании акта органа местного самоуправления, однако такое право при жизни не реализовала по объективным причинам.

Истец пояснил, что на земельном участке №*** по улице <***> его супруга построила садовый дом.

Свидетели О.В.Б. , О.Г.Д. , ответчик Пушков А.А. подтвердили указанное обстоятельство.

Согласно технического и кадастрового паспорта на земельном участке по <***>, имеется садовый дом (л.д. 13-22).

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Основанием для возникновения права в этом случае является не конкретная сделка (как при отчуждении объекта, уже имеющего собственника, - п. 2 ст. 218 ГК РФ), а сама деятельность по созданию объекта.

В справке №*** от дд.мм.гггг. указано, что садовый дом возведен Л.В.А. на земельном участке №*** по ул. <***> в соответствии с планом застройки территории массива.

Таким образом, Л.В.А. с соблюдением закона построила садовый дом, несла бремя по его содержанию, но при жизни зарегистрировать право собственности не успела.

В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное (п. 2 ст. 1110 ГК РФ).

Таким образом, если наследодатель Л.В.А. при жизни обязана была зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке, но не исполнила данную обязанность, то она переходит в результате универсального правопреемства к её наследникам.

С учетом изложенного, исковые требования Пушкова А.Н. в части включения в состав наследства садового дома и земельного участка в садоводческом товариществе «Р***» по улице <***> №*** подлежат удовлетворению.

Между тем, суд не может согласиться с требованием истца о включении в наследственную массу земельного участка №*** по улице <***> садоводческого товарищества «Р***». Как установлено, ранее земельные участки находились в бессрочном (постоянном) пользовании садоводческого товарищества «Р***», сведения о предоставлении в установленном законом порядке земельного участка №*** Л.В.А. отсутствуют, каких-либо доказательств совершения наследодателем действий по оформлению в собственность указного участка также не представлено. Одна лишь справка №*** от дд.мм.гггг., выданная садоводческим товариществом «Р***», не является достаточным и допустимым доказательством, подтверждающим приобретение наследодателем права собственности на земельный участок №***.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Пушкова А.Н. к Пушкову А.А. , администрации муниципального образования «М***» о включении имущества в состав наследства удовлетворить частично.

Включить в состав наследства Л.В.А. , умершей дд.мм.гггг., земельный участок и садовый дом, расположенные по улице <***> №***, садоводческого некоммерческого товарищества «Р***» <***>.

В удовлетворении остальной части исковых требований о включении в наследственную массу земельного участка №*** по улице <***> садоводческого товарищества «Р***» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения через Можгинский городской суд.

Судья-           Кожевникова Ю.А.