Дело № 2-496/11 № 2-497/11 Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации) г. Можга 3 июня 2011 года Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А., при секретаре Уразовой Е.В., с участием истцов Наговицыной Н.П., Гавриловой Е.В., представителей ответчика Драгуновой Е.Ю., Алексеевой Л.П., действующих на основании доверенностей от дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. соответственно, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наговицыной Н.П. , Гавриловой Е.В. к <***> о перерасчете пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, у с т а н о в и л: Наговицына Н.П. обратилась в суд с иском к <***> с исковыми требованиями: - о признании незаконным отказа в перерасчете пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет с учетом премий (сумм материального стимулирования), - возложении обязанности произвести перерасчет и выплату невыплаченных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет за 2008-2009 гг. с учетом премий (сумм материального стимулирования), в размере 108883,22 руб. Исковое заявление мотивировано тем, что с дд.мм.гггг. Наговицына Н.П. работает в <***>. С дд.мм.гггг. она занимает должность <***>. С дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. Наговицына Н.П. находилась в периоде временной нетрудоспособности по беременности и родам, с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611, в ноябре 2007 г. ей было выплачено материальное стимулирование за 1, 2, 3 кварталы 2007 года, в июле 2008 г. за 1 квартал 2008 г., в сентябре 2008 г. - за 2 квартал 2008 г. Однако при расчете пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, ответчик не учел выплаты материального стимулирования, то есть не включил их в средний заработок. Наговицына Н.П. обратилась к ответчику с требованием о перерасчете и выплате причитающихся сумм пособий, но ей было отказано. С указанными действиями работодателя истица не согласна. Согласно пункту 10 служебного контракта, заключенного с Наговицыной Н.П., ей, как гражданскому служащему, установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада по замещаемой должности; месячного оклада по классному чину государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы; ежемесячной процентной надбавки к окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премий за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной материальной помощи к отпуску; и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, в служебном контракте нет исчерпывающего перечня выплат, составляющих денежное содержание. Средства материального стимулирования, выплаченные истице, входят в систему оплаты труда государственного служащего как иные выплаты, были выплачены за результаты профессиональной деятельности, облагались единым социальным налогом, следовательно, должны учитываться при расчете пособия по беременности и родам, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Кроме этого, Гаврилова Е.В. обратилась в суд с аналогичным иском к <***> с исковыми требованиями: - о признании незаконным отказа в перерасчете пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет с учетом премий (сумм материального стимулирования), - возложении обязанности произвести перерасчет и выплату невыплаченных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет за 2008-2009 гг. с учетом премий (сумм материального стимулирования), в размере 86825,19 руб. Исковое заявление мотивировано тем, что с дд.мм.гггг. Гаврилова Е.В. работает в <***>. С дд.мм.гггг. она занимает должность <***>. С дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. Гаврилова Е.В. находилась в периоде временной нетрудоспособности по беременности и родам, с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611, в ноябре 2007 г. ей было выплачено материальное стимулирование за 1, 2, 3 кварталы 2007 года, в июле 2008 г. за 1 квартал 2008 г., в сентябре 2008 г. - за 2 квартал 2008 г. Однако при расчете пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, ответчик не учел выплаты материального стимулирования. 19.05.2011 г. гражданские дела по искам Наговицыной Н.П. и Гавриловой Е.В. определением судьи объединены в одно производство. В судебном заседании истица Наговицына Н.П. исковые требования уменьшила и просила обязать ответчика произвести выплату невыплаченного пособия по беременности и родам в размере 40497,40 руб., невыплаченного пособия по уходу за ребенком до полутора лет - 52555,22 руб. Истица Гаврилова Е.В. исковые требования уменьшила и просила обязать ответчика произвести выплату невыплаченного пособия по беременности и родам в размере 56952 руб., невыплаченного пособия по уходу за ребенком до полутора лет - 25789,36 руб. Дополнительно пояснила, что с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. она находилась в периоде временной нетрудоспособности по беременности и родам, с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Ответчик при расчете полагающихся пособий незаконно не включил в состав среднего заработка полученные ею средства материального стимулирования. Выплата данных средств входит в систему оплаты труда и связана с исполнением работником трудовых обязанностей, облагается страховыми взносами, по справке 2 НДФЛ отнесена на код дохода 2000 (за исполнение трудовых обязанностей). Представитель ответчика Драгунова Е.Ю. исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611 материальное стимулирование осуществляется Федеральной налоговой службой сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов. Следовательно, средства материального стимулирования не предусмотрены системой оплаты труда государственного служащего, и, соответственно, в расчет среднего заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, данная выплата входить не должна. Представитель ответчика Алексеева Л.П. исковые требования не признала, суду пояснила, что <***> выплата пособий Гавриловой Е.В. и Наговицыной Н.П. произведена в соответствии с требованиями закона. Представитель третьего лица - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике - в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. В пояснениях на исковое заявление представитель третьего лица Яковлева М.В. указала, что для включения сумм материального стимулирования в средний заработок при исчислении пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком необходимо соблюдение двух условий, установленных ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ: выплата должна быть предусмотрена системой оплаты труда и должна учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу. В данном случае, материальное стимулирование, выплачиваемое в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611, не предусмотрено системой оплаты труда гражданских служащих, поэтому исковые требования являются необоснованными. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. С дд.мм.гггг. по настоящее время Наговицына Н.П. состоит в трудовых отношениях с <***> (т. 1 л.д. 5-7, 8-13). С дд.мм.гггг. она занимает должность <***> 1. (т. 1 л.д. 13) С дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. Наговицына Н.П. находилась в отпуске по беременности и родам, что подтверждается листком нетрудоспособности (т. 1 л.д. 64), с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, что подтверждается карточкой-справкой (т. 2 л.д. 118) и не оспаривается сторонами. С дд.мм.гггг. по настоящее время Гаврилова Е.В. состоит в трудовых отношениях с <***> (т. 2 л.д. 5-7, 8-17). С дд.мм.гггг. она занимает должность <***>. (т. 2 л.д. 6) С дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. Гаврилова Е.В. находилась в отпуске по беременности и родам, что подтверждается листком нетрудоспособности (т. 2 л.д. 65), с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, что не оспаривается сторонами. Поводом для обращения истцов в суд послужило не включение ответчиком выплаченных средств материального стимулирования в средний заработок при исчислении пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. дд.мм.гггг. истцы обратились к ответчику с письменным заявлением о перерасчете указанных пособий с учетом средств материального стимулирования (т. 1 л.д. 17, т. 2 л.д. 18) дд.мм.гггг. заместителем начальника <***> истцам отказано в перерасчете пособий (т. 1 л.д. 21, т. 2 л.д. 22) В соответствии с частью 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Трудовым Кодексом Российской Федерации, в частности статьями 255, 256, гарантированы предоставление женщине отпусков по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, урегулированы Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», а также Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ (в редакции от 29.12.2006 г., действовавшей на момент возникновения правоотношений) определено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2 ст. 14 указанного Закона). В соответствии с данной статьей, Правительством РФ утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, от 15 июня 2007 г. № 375, (далее - Положение № 375). В пункте 2 Положения № 375 (в редакции от 15.06.2007 г.) приведена норма аналогичная части 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ. При этом к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, отнесены, в том числе: - денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации; - премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; - другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. В силу пункта 14 Положения № 375 премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, включаются в средний заработок с учетом следующих особенностей: ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены; премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде. При решении вопроса о том, должна ли учитываться при расчете среднего заработка та или иная выплата, необходимо в каждом конкретном случае определять, относится ли данная выплата к числу предусмотренных системой оплаты или стимулирования труда, применяемой в данной организации, или нет. Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (в редакции от 05.12.2006 г.) установлено, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. Матерям, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим обязательному социальному страхованию и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 870 закреплено, что исчисление среднего заработка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ Должности истцов относятся к должностям государственной гражданской службы. Условия и порядок оплаты труда государственного гражданского служащего определены Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно ст. 50 данного Закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Перечень дополнительных выплат установлен ч. 5 ст. 50 данного закона. Вместе с тем, частью 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена возможность установления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Разделом 4 (оплата труда) служебного контракта Наговицыной Н.П., и дополнительными соглашениями к нему, разделом 4 служебного контракта Гавриловой Е.В. закреплены аналогичные положения, согласно которых, денежное содержание гражданского служащего наряду с окладом и ежемесячными надбавками, в том числе, состоит и из других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (т. 1 л.д. 11, 13, 14, т. 2 л.д. 14-15). В отношении работников территориальных органов Федеральной налоговой службы Правительством РФ принято Постановление от 25.09.2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 25.09.2007 г.), которым предусмотрено с 1 января 2007 г. и в 2008 - 2010 годах материальное стимулирование в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Такие премии в 1, 2, 3 кварталах 2007 г., 1 и 2 кварталах 2008 г. выплачены истцам, что подтверждается приказами о материальном стимулировании федеральных государственных служащих <***>, карточкой справкой (т. 2 л.д. 104-113, 114, 119, 127, 132). Пунктом 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, утв. приказом Министерства Финансов РФ от 17.10.2007 г. № 90н, разработанного в соответствии с указанным постановлением, прямо предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит понятия системы оплаты труда. Положения данного Закона в части регулирования оплаты труда государственного служащего являются специальными по отношению к нормам об оплате труда, закрепленным в Трудовом Кодексе РФ. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработной платой признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Основные элементы системы оплаты труда перечислены в статье 135 ТК РФ, к ним относятся: размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Исходя из содержания Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в частности п. 10 ст. 50, пп. «л» п. 2 Положения № 375, а также во взаимосвязи с положениями Трудового Кодека РФ следует, что на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов гражданским служащим могут производиться и другие выплаты, не подпадающие под понятие денежного содержания, но которые по своей природе можно отнести к заработной плате. Из нормативного акта - Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы № 611 от 25.09.2007 г., следует, что поощрение государственных гражданских служащих в виде премий предусмотрено за качественное выполнение трудовых обязанностей. Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что выплата премий работодателем носила систематический характер, и была связана с оценкой профессиональной деятельности истцов. Указанные премии нельзя отнести к денежному содержанию государственного служащего в силу прямого указания об этом в нормативном акте, в тоже время, отсутствие запрета в Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на отнесение указанных средств к другим видам выплат, позволяет суду сделать вывод о возможности отнесения средств материального стимулирования к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда государственного гражданского служащего, согласно нормативного акта государственного органа. Сторонами не оспаривается и подтверждается налоговой декларацией по единому социальному налогу, индивидуальными карточками истцов о суммах начисленного ЕСН, что средства материального стимулирования учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу. Таким образом, при выплате сумм материального стимулирования, выполнялись необходимые ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ условия для включения указанных средств в расчет среднего заработка застрахованного лица: выплаты предусмотрены системой оплаты труда, и с указанных выплат рассчитывалась налоговая база по единому социальному налогу. Перечень выплат, которые не подлежат включению в заработок для исчисления пособий, установлен пунктом 4 Положения № 375. Средства материального стимулирования в этот перечень не входят, поскольку предусмотрены за исполнение трудовых обязанностей. Следовательно, премии (средства материального стимулирования) должны учитываться при расчете размера пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком. Аналогичная позиция изложена в письме ФСС РФ от 10.07.2008 г. № 02-08/07-2248П. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ, п. 41 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. постановлением Правительства 30.12.2006 г. № 865, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. В связи с изложенными обстоятельствами, суд считает, что отказ <***> в перерасчете пособий является незаконным. Представленные истцами расчеты соответствуют требованиям ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ, Положению № 375, Федерального закона от 21.07.2007 г. № 183-ФЗ, Федерального закона от 22.07.2008 г. № 122-ФЗ, и не оспариваются ответчиком. Доводы ответчика и третьего лица о том, что материальное стимулирование не предусмотрено системой оплаты труда, являются не состоятельными по указанным выше основаниям. Источник выплат этих средств правового значения не имеет. На основании пп. 1, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Наговицыной Н.П. , Гавриловой Е.В. к <***> удовлетворить. Признать отказ <***> в перерасчете Наговицыной Н.П. , Гавриловой Е.В. пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет с учетом премий (сумм материального стимулирования), выплаченных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 611, незаконным. Обязать <***> произвести перерасчет и выплату Наговицыной Н.П. невыплаченного пособия по беременности и родам в размере 40494 руб. 40 коп., ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 52555 руб. 22 коп. Обязать <***> произвести перерасчет и выплату Гавриловой Е.В. невыплаченного пособия по беременности и родам в размере 56952 руб., ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 25789 руб. 36 коп. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики. Председательствующий судья- (подпись) Кожевникова Ю.А. .