исковые требования Гайдышева П.П. удовлетворены частично



Дело № 2-1138/11

Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)

Именем Российской Федерации

г. Можга УР                                        26 октября 2011 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шуравина А.А.,

при секретаре Потаповой Е.А.,

с участием:

заявителя Гайдышева П.П.,

его представителя Бутолина О.А., допущенного к участию в процессе на основании письменного ходатайства заявителя,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гайдышева П.П. о признании незаконным действий Г.Г.И. по отказу в постановке на учет прицепов: 2 ПТС-4, 1988 года выпуска; 2 ПТС-4, 1991 года выпуска; 1 ПТС-11, 1991 года выпуска и понуждении в постановке на учет,

у с т а н о в и л:

Гайдышев П.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий Г.Г.И. по отказу в постановке на учет прицепов: 2 ПТС-4, 1988 года выпуска; 2 ПТС-4, 1991 года выпуска; 1 ПТС-11, 1991 года выпуска и понуждении в постановке на учет.

Заявление мотивировал тем, что дд.мм.гггг. он приобрел по договору купли-продажи у ООО «<***>» два прицепа 2 ПТС-4 и один прицеп 1 ПТС-11. На момент приобретения указанных прицепов они были сняты с регистрационного учета, паспортов самоходных машин не имели. дд.мм.гггг. заявитель обратился в государственную инспекцию гостехнадзора Можгинского района с заявлениями о государственной регистрации приобретенных прицепов. Однако в регистрации было отказано в виду отсутствия документации на прицепы, предусмотренной п. 2.1. и 2.8.6. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, в частности - заявителем не были представлены паспорта самоходных машин на регистрируемую технику. Гайдышев П.П. считает отказ в регистрации прицепов незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 15.05.1995 г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники на территории Российской Федерации» предъявленные на регистрацию прицепы выпущены до дд.мм.гггг., в связи с чем, предъявления указанных документов не требовалось. Отсутствие государственной регистрации препятствует заявителю в осуществлении права пользования, владения и распоряжения имуществом.

В судебном заседании Гайдышев П.П. заявление поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель заявителя Бутолин О.А. просил заявление удовлетворить в полном объеме, признать отказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике в регистрации прицепов принадлежащих Гайдышеву П.П. незаконным и обязать инспекцию произвести регистрацию прицепов.

Представитель органа, чьи действия обжалуются - Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, письменным заявлением от дд.мм.гггг. просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

дд.мм.гггг. Гайдышев П.П. приобрел у ООО «<***>» прицеп 2 ПТС-4, 1988 года выпуска, шасси (рама) №***; прицеп 2 ПТС-4 на базе 867 Б, 1991 года выпуска, шасси (рама) 144206; прицеп 1 ПТС-11, 1991 года выпуска, шасси (рама) №***.

дд.мм.гггг. заявитель обратился к Главному государственному инженеру-инспектору Государственной инспекции по надзору за техническими средствами <***> с заявлениями для регистрации приобретенных прицепов.

В регистрации прицепов заявителю было отказано. В письменных пояснениях Г.Г.И. указал, что в соответствии с Правилами государственной регистрации техники, поднадзорной органам гостехнадзора, утв. 16.01.1995 г. Минсельхозпродом РФ и Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, утв. 16.01.1995 г. Минсельхозпродом РФ, наличие паспорта самоходной машины является обязательным условием для регистрации техники и допуску к эксплуатации. Отказ в постановке на учет прицепов вызван отсутствием у заявителя паспорта самоходной машины, как основного документа подтверждающего право собственности.

В ходе предварительного судебного заседания Гайдышев П.П. попросил заменить Г.Г.И.

К участию в деле привлечена Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике.

Вместе с тем, с указанными основаниями для отказа в постановке на учет прицепов суд согласиться не может в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ№ 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" регистрацию транспортных средств - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) на территории РФ осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ.

В силу статьи 3 вышеназванного постановления Правительства РФ, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах) или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Из пункта 4 упомянутого постановления Правительства РФ следует, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ.

Аналогичные положения содержатся также в Правилах государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом РФ 16.01.1995.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ, с дд.мм.гггг.. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

В соответствии с пунктом 2 названного Постановления Правительства РФ установлено, что паспорта выдаются органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до дд.мм.гггг., ввозимые на территорию РФ до дд.мм.гггг., а также полученные от Вооруженных Сил и других войск РФ, при предъявлении их к регистрации.

В соответствии с п. 2.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, предусмотрено, что Государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.

Как установлено, прицеп 2 ПТС-4, 1988 года выпуска, шасси (рама) №***; прицеп 2 ПТС-4 на базе 867 Б, 1991 года выпуска, шасси (рама) 144206; прицеп 1 ПТС-11, 1991 года выпуска, шасси (рама) №*** приобретенные Гайдышевым П.П. на основании договора купли-продажи с ООО «<***>» дд.мм.гггг., все прицепы имеют год выпуска до дд.мм.гггг.. Оплата за прицепы покупателем произведена в полном объеме, что подтверждается предоставленными квитанциями.

Законность сделки никем из участников процесса не оспаривается, в силу ст. 223 ГК РФ право собственности на указанное в договоре имущество возникло в Гайдышева П.П. с момента заключения договора.

Согласно ответа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике по г. Можге и Можгинскому району, указанные прицепы на учете в органах гостехнадзора зарегистрированы не были, выдача паспортов на самоходные машины не осуществлялась.

Основанием отказа в регистрации послужило отсутствие паспортов на самоходные машины, представленные заявителем на регистрацию.

Между тем, учитывая, что прицепы выпущены заводом-изготовителем до дд.мм.гггг. - в силу п. 2 постановления Правительства РФ "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" от 15.05.1995 № 460, обязанность выдать указанные паспорта возложена законодателем на органы гостехнадзора, при условии предоставления заявителем документов, необходимых для регистрации.

Заявителем предоставлены на регистрацию все необходимые документы, в связи с чем, суд считает отказ гостехнадзора в осуществлении регистрационных действий Гайдышеву П.П. незаконным.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» государственная регистрация автотранспортных средств имеет своей целью подтверждение владения лицом транспортным средством в целях государственного учета и возможности быть полноправным участником дорожного движения.

Отказ заявителю в государственной регистрации прицепов ограничивает права собственника в указанной части, в связи с чем, требования Гайдышева П.П. являются обоснованными.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать отказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике в регистрации прицепов: 2 ПТС-4, 1988 года выпуска, заводской №***; 2 ПТС-4 на базе 867 Б, 1991 года выпуска, заводской №***; 1 ПТС-11, 1991 года выпуска, заводской №***, принадлежащих Гайдышеву П.П., незаконным.

Обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике зарегистрировать прицепы: 2 ПТС-4, 1988 года выпуска, заводской №***; 2 ПТС-4 на базе 867 Б, 1991 года выпуска, заводской №***; 1 ПТС-11, 1991 года выпуска, заводской №***, принадлежащие Гайдышеву П.П..

Взыскать с Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Удмуртской Республике в пользу Гайдышева П.П. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Решение изготовлено в окончательной форме дд.мм.гггг..

Судья       А.А. Шуравин