Исковые требования о признании незаконным бездействия удовлетворены



Дело № 2-1281/11

Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации)

Именем Российской Федерации

г. Можга Удмуртской Республики 27 декабря 2011 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Панфиловой А.З.,

при секретаре Кузьминой О.А.,

с участием представителя истца Архипова В.Б.,

представителя ответчика Суханова К.С.,

представителя ответчика Декусара Б.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике к Администрации муниципального образования «Можгинский район» и обществу с ограниченной ответственностью «<***>» опризнании незаконным бездействия по неприведению в соответствие с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов качества холодной питьевой воды и понуждении привести качество подаваемой холодной питьевой воды в соответствие с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов,

УСТАНОВИЛ:

Истец Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике обратился в Можгинский районный суд УР с иском к обществу с ограниченной ответственностью «<***>» о признании незаконными действия ООО «<***>» по обеспечению жителей <***> холодной питьевой водой несоответствующей требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов, о признании незаконным бездействие ООО «<***>» по не приведению в соответствии с требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов качества холодной питьевой воды подаваемой жителям <***> УР, о понуждении ООО «<***>» в срок до дд.мм.гггг. привести качество подаваемой жителям <***> УР холодной питьевой воды в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов, мотивируя свои требования следующим: истец, являясь территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляет контроль и надзор за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей в соответствии с п.2 ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает проведение мероприятий, связанных с контролем, проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам); обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Согласно п.п.2 п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Главные государственные санитарные врачи наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

     В порядке ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратится в суд с заявлением защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

     дд.мм.гггг. <***> Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республики Б.В.Д. из водозаборной колонки расположенной по адресу: <***> взяты пробы водопроводной воды.

Протоколом лабораторных исследований №*** от дд.мм.гггг. установлено, что качество питьевой воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Жесткость общая выше предельно-допустимой концентрации в 2 раза (протокол исследований от дд.мм.гггг. №***). дд.мм.гггг. на прием к заместителю Можгинского межрайонного прокурора Михайлову А.В. обратились жители <***> УР А.Р.В. , Т.Р.К. , С.Г.Г. с жалобой на плохое качество воды. дд.мм.гггг. из администрации МО «Можгинский район» в ТОУ Роспотребнадзора поступил протокол №*** комплексного химического анализа питьевой воды от дд.мм.гггг. поведенного по заказу ООО «<***>» химико-бактериологической лабораторией МУП ЖКХ г. Можги, согласно данному протоколу вода, добываемая из скважины <***>, из которой осуществляется подача воды в водопроводную сеть <***> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по содержанию бора, железа, жесткости общей, общей минерализации и сульфат-ионам.     дд.мм.гггг. в ТОУ Роспотребнадзора по УР в г. Можге поступило письменное обращение гражданки С.А.А., проживающей по адресу: <***> о плохом качестве питьевой воды подаваемой жителям села через водозаборные колонки. В ходе проверки данного обращения дд.мм.гггг. отобрана водопроводная вода из водозаборной колонки, расположенной по адресу: <***>. По результатам испытаний данной воды установлено ее несоответствия требованиям п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 по общей жесткости, общей минерализации и наличию сульфатов.

Услуга по обеспечению населения <***> УР питьевой водой является платной коммунальной услугой и оказываются ресурсоснабжающей организацией-ООО «<***>». По фактам несоответствия качества подаваемой жителям <***> УР питьевой воды требованиям санитарных норм и правил Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по УР в г. Можге принимались предусмотренные законом меры, в частности, в адрес главы администрации муниципального образования «Можгинский район» направлялись письма о необходимости улучшения качества подаваемой населению питьевой воды, директор ООО «<***>» Дексар Б.П. дд.мм.гггг. <***> судом привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ.

Несмотря на принимаемые Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по УР в г. Можге меры по контролю и надзору качество подаваемой жителям <***> УР холодной питьевой воды не улучшается.

Нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов при оказании услуги по подаче питьевой воды являются существенными и могут привести к причинению вреда для жизни и здоровья человека, нанести вред окружающей среде, и явится причиной возникновения инфекционных заболеваний (эпидемий) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 2 Закона органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статьи 8 закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статья 19 закона определяет, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно ч. 3 ст. 39 закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона РФ от 22 июля 1993г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

В силу ГОСТа 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» под водоснабжением понимается подача воды потребителям.

Согласно раздела 3 «Общие понятия» межгосударственного стандарта ГОСТ 30813-2002 «Вода и водоподготовка. Термины и определения», под питьевым водоснабжением понимается деятельность, направленная на обеспечение потребителей питьевой водой, включающая в себя выбор, охрану источников и сооружений водоснабжения, проектирование, строительство, эксплуатацию систем водоснабжения, забор, подготовку, хранение, подачу к местам потребления и реализацию питьевой воды

Под гигиеническими нормативами качества питьевой воды понимается совокупность научно обоснованных и установленных санитарными правилами предельно допустимых значений показателей органолептических свойств, содержания химических веществ и микроорганизмов в питьевой воде, гарантирующих безопасность и безвредность питьевой воды для жизни и здоровья человека независимо от продолжительности ее использования

Под питьевой водой понимается вода, по качеству в естественном состоянии или после подготовки отвечающая гигиеническим нормативам и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей человека либо для производства продукции, потребляемой человеком.

Статья 7 Закона РФ от 07 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Согласно п. 1 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2005г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее по тексту правила»), настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.

     Пункт 6 правил определяет, что холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

Согласно п. 7 правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды,

       В соответствии с требованиями п.п. б п. 49 правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. Согласно п. 75 правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Согласно пункта 2 приложения к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», отклонение состава и свойств холодной воды от санитарных норм не допускается.

Пункт 3 ст. 15 Федерального Закона РФ от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Пункт 7 ст. 37 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что местная администрация обладает правами юридического лица.

Статья 51 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливает, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Решением №*** единственного участника о создании общества с ограниченной ответственностью «<***>» от дд.мм.гггг. создано ООО «<***>».

Согласно п. 1 статьи 2 Устава ООО «<***>», утвержденного Решением №*** единственного участника ООО «<***>» дд.мм.гггг. (далее по тексту Устав), общество является полноправным субъектом хозяйственной деятельности и гражданского права, признается юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам.

В соответствии с п. 1 статьи 3 Устава для реализации целей и задач, установленных п. 4 статьи 2 настоящего Устава, общество осуществляет сбор и распределение воды.

дд.мм.гггг. между администрацией МО «Можгинский район» и ООО «<***>» был заключен договор аренды объектов инфраструктуры №*** (далее по тексту договор).

Согласно договору администрация МО «Можгинский район» передала в аренду ООО «<***>» объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе артезианские скважины водонапорные башни и водопроводные сети, за счет которых осуществляется подача холодной питьевой воды потребителям в <***> УР (п. 1.1). Срок договора определен до дд.мм.гггг. Соглашением от дд.мм.гггг. срок договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения продлен до дд.мм.гггг. Акт приема-передачи объектов коммунальной инфраструктуры подписан дд.мм.гггг.

Пункт 2.4.3 договора устанавливает, что ООО «<***>», как Арендатор обязалось обеспечить качественное, надежное и бесперебойное тепло-, водоснабжение, водоотведение и электроснабжение потребителей Можгинского района. Согласно п. 2.4.5 договора арендатор обязан осуществлять обслуживание переданного в аренду имущества. Поводить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Пункт 2.4.6 договора возложил на Арендатора обязанность составить план мероприятий по реконструкции и модернизации арендованного имущества на сумму, равную размеру арендной платы по Договору. План включает в себя мероприятия по восстановлению, переустройству, реконструкции, перепланировке, модернизации либо иных изменений затрагивающих характеристики переданного Имущества. В соответствии с п. 2.4.7 договора арендатор обязан производить работы, направленные на улучшение арендованного имущества в соответствии с согласованным Планом мероприятий по реконструкции и модернизации арендованного имущества. Согласно п. 2.4.9 договора Арендатор обязан соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользователю Имущества, а также эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации. Представлять уполномоченным Арендодателям лица, а также представителям органов контролирующих соблюдение требований возможность контроля за использованием имущества. Пункт 4.1 договора определил, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых по настоящему договору обязательств, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности, возложенные федеральным законодательством, подзаконными актами и договором по обеспечению населения <***> УР холодной питьевой водой соответствующей требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов ООО «<***>» не исполняются.

В результате того, что в <***> УР подается вода не безопасная для человека при её употреблении, создается угроза для жизни и здоровья людей и возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). В данном случае обращение органа государственной власти в суд обусловлено нарушением интересов и прав неопределенного круга лиц, поскольку нарушаются права на санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан при потреблении ими холодной питьевой воды из системы водоснабжения <***> УР, круг данных лиц не постоянен и персонально изменчив.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданского права являются пресечение бездействия, нарушающего право и принуждение к исполнению обязанностей. Истец просит суд признать незаконным действия ООО «<***>» по обеспечению жителей <***> УР холодной питьевой водой несоответствующей требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов, признать незаконным бездействие ООО «<***>» по не приведению в соответствии с требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов качества холодной питьевой воды подаваемой жителям <***> УР, обязать ООО «<***>» в срок до дд.мм.гггг. привести качество подаваемой жителям <***> УР холодной питьевой воды в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов.

В последующем истец уточнил исковые требования, указав, что в ходе подготовки дела к рассмотрению стало известно, что собственниками системы водоснабжения, с помощью которой холодная питьевая вода подается жителям <***> УР, а именно башня водонапорная, линия электроснабжения к артезианской скважине, насосный павильон, скважина артезианская расположенные по адресу: УР, <***> (льнозавод) находятся в муниципальной собственности Можгинского района, внесено в реестр имущества муниципального образования «Можгинский район» и включено в состав казны муниципального образования «Можгинский район» (Постановление Главы Администрации Можгинского района от 27 июля 2000г. № 397 «Об организации учета и ведения реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности Можгинского района).

Полномочия Администрации Муниципального образования «Можгинский район» на заключение соглашений с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий закреплены в статье 8 Устава Муниципального образования Можгинский район, принятого Решением Можгинского Совета депутатов от 17 июня 2005г. № 20.8 (в редакции последующих изменений), согласно которой органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий на сок не более 1 года в пределах финансового года. 11 января 2011г. Между Администрацией Муниципального образования «<***>» и Администрацией Муниципального образования «Можгинский район» заключено соглашение о передаче части полномочий, согласно п. 1.1. данного соглашения Администрация поселения передает, а Администрация принимает на себя часть полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения. Отсюда следует, что вопросы водоснабжения населения МО «<***>» переданы администрации МО «Можгинский район».       Собственником системы водоснабжения с помощью которой холодная питьевая вода подается жителям <***> является администрация МО «Можгинский район».

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В связи с чем возникает необходимость привлечения по настоящему делу в качестве соответчика Администрации муниципального образования «Можгинский район».

Предметом спора являются общие обязанности Общества с ограниченной ответственностью «<***>» и Администрации МО «Можгинский район» по обеспечению холодной питьевой водой соответствующей требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов жителей <***> УР, обязанности истцов имеют одно основание - соблюдение ими при осуществлении деятельности требований санитарного законодательства. Подача питьевой воды жителям <***> УР нарушают их конституционные права, на охрану здоровья и благополучную окружающую среду предусмотренные ст. 7, 41 и ст. 42 Конституции РФ. Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статья 11 ФЗ РФ № 52-ФЗ устанавливает, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Статья 19 названного закона определяет, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Для устранения имеющих место нарушений требований санитарного законодательства ответчикам необходим срок не менее чем до дд.мм.гггг. Данный срок является разумным, в указанный срок ответчики смогут провести комплекс мероприятий по приведению качества подаваемой населению <***> УР питьевой воды в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормативами.

В случае не устранения нарушений в срок до дд.мм.гггг. могут быть использованы иные способы защиты нарушенных прав, предусмотренные ст. 12 ГК РФ, а именно пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения которые будут заключаться в запрете использования артезианской скважины находящейся в <***> для подачи питьевой воды населению <***> УР.

Необходимость запрета деятельности артезианской скважины обусловлена требованиями части 2 статьи 24 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» которая устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Истец просит привлечь по настоящему делу в качестве соответчика Администрацию Муниципального образования «Можгинский район», признать незаконным бездействие ООО «<***>» и Администрации Муниципального образования «Можгинский район» по не приведению в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов качества холодной питьевой воды подаваемой жителям <***> УР, обязать ООО «Коммунально-энергетические системы» и Администрацию Муниципального образования «Можгинский район» в срок до дд.мм.гггг. привести качество подаваемой жителям <***> УР холодной питьевой воды в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов.

          В судебном заседании представитель истца Архипов В.Б. исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование иска привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

          В судебном заседании представитель ответчика - Администрации МО «Можгинский район» Суханов К.С. исковые требования признал в полном объеме. Требования ст.ст. 39, 173 ГПК РФ разъяснены и понятны.

В судебном заседании представитель ответчика - ООО «<***>» Декусар Б.П. исковые требования признал в полном объеме. Требования ст.ст. 39, 173 ГПК РФ разъяснены и понятны.

          Представитель 3 лица Администрации МО «»<***>» Ф.Г.Г. просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, о чем указала в письменном заявлении.

          В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие 3 лица - Администрации МО «<***>».

          Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему выводу: в соответствии с ч.2 ст.39 ГПК РФ нет никаких препятствий для принятия судом заявленного признания иска.

          Суд, руководствуясь ч.3 ст. 173 ГПК РФ, принимает решение об удовлетворении искового заявления Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «<***>» и Администрации Муниципального образования «Можгинский район» опризнании незаконным бездействия ООО «<***>» и Администрации Муниципального образования «Можгинский район» по не приведению в соответствие с требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов качества холодной питьевой воды, подаваемой жителям <***> УР, понуждении ООО «<***>» и Администрацию Муниципального образования «Можгинский район» в срок до дд.мм.гггг. привести качество подаваемой жителям <***> УР холодной питьевой воды в соответствие с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          Исковое требование Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике к Администрации муниципального образования «Можгинский район» и обществу с ограниченной ответственностью «<***>» опризнании незаконным бездействия по неприведению в соответствие с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов качества холодной питьевой воды и понуждении привести качество подаваемой холодной питьевой воды в соответствие с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «<***>» и Администрации Муниципального образования «Можгинский район» по не приведению в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов качества холодной питьевой воды подаваемой жителям <***> УР.

Обязать ООО «<***>» и Администрацию Муниципального образования «Можгинский район» в срок до дд.мм.гггг. привести качество подаваемой жителям <***> УР холодной питьевой воды в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов.

          Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение десяти дней со дня его вынесения через Можгинский районный суд УР.

         Судья:                                А.З. Панфилова