Заявление Волкова И.Ю. об оспаривании решения должностного лица органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.



Дело № 2-55/12

Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)

Именем Российской Федерации

г. Можга УР 17 января 2012 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,

при секретаре Непогодиной М.С.,

с участием представителя заявителя Зиновьевой Р.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Кузнецовой А.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волкова И.Ю. об оспаривании решения должностного лица органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Волков И.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главы Администрации муниципального образования «<***>» об отказе в признании участником подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Заявление мотивировано тем, что с ДД.ММ.ГГГГ Волков И.Ю. является пенсионером Федеральной службы исполнения наказаний. Он уволен со службы по основанию, предусмотренному п. «ж» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по болезни). Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 21 год 04 месяца 03 дня, в льготном исчислении – 25 лет 00 месяцев 02 дня.

В период службы и по увольнению Волков И.Ю. жильем обеспечен не был, в собственности жилых помещений, пригодных для проживания, не имел и не имеет.

Постановлением главы самоуправления <***> от ДД.ММ.ГГГГ Волков И.Ю. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 7 «а» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР, как имеющий обеспеченность жилой площадью на 1 члена семьи менее 9 квадратных метров.

На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления, у заявителя имелось альтернативное право на учет как по месту жительства, так и по месту работы в соответствии со ст. 29, 31 ЖК РСФСР, пункта 9 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров Удмуртской АССР, Удмуртского облсовпрофа от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Разделом II «Цель и задачи подпрограммы» устанавливается, что гражданами – участниками подпрограммы являются в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций. Участие в подпрограмме добровольное. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан РФ, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством. В том числе указаны граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

ДД.ММ.ГГГГ Волковым И.Ю. в администрацию МО «<***>» подано заявление о включении в состав участников указанной подпрограммы, однако постановлением главы Администрации МО «<***>» от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в принятии такого решения.

В судебное заседание заявитель Волков И.Ю. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя.

Представитель заявителя Зиновьева Р.В. поддержала доводы, изложенные в заявлении, дополнительно пояснила, что Волков И.Ю. имеет право на получение сертификата по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «<***>» Кузнецова А.Г. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Волков И.Ю. по своему желанию подал заявление в администрацию <***> о постановке на учет по месту жительства на общих основаниях. В силу положений части 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» заявитель сохраняет своё право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении до момента предоставления жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда в порядке очередности или до выявления оснований для снятия с учета в качестве нуждающегося. Постановлением Администрации муниципального образования «<***>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на 2011 год. Номер очереди Волкова И.Ю. в данном списке – 441. Исходя из положений пункта 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», закона Удмуртской Республики от 13.07.2011 г. № 41-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике» на администрацию МО «<***>» возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, уволенных и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ Заявитель был уволен ДД.ММ.ГГГГ, то есть не может быть обеспечен в рамках п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.

В соответствии с ч. 5 ст. 167, ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Минстроя УР.

В письменном возражении представитель Минстроя УР С.Л.В. не согласилась с заявлением Волкова И.Ю., указав, что обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в том числе граждан, уволенных со службы из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся на счет средств федерального бюджета, регламентировано положениями Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153. Исходя из положений Правил для того, чтобы гражданин, уволенный с военной службы (службы), имел право на получение сертификата от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должно быть выполнено два условия: он должен быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и уволен с военной службы (службы) до установленной законодательством даты – до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из приказа УФСИН России по УР от ДД.ММ.ГГГГ Волков И.Ю. уволен ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, его обеспечение должно осуществляться за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пп. «а» п. 18 Правил.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Волков И.Ю. состоит в Администрации муниципального образования «<***>» на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Волков И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ уволен с должности инспектора ФБУ МРУИИ по основанию, предусмотренному п. «ж» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по болезни). Выслуга лет по состоянию на дату увольнения составила в календарном исчислении 21 год 4 месяца 03 дня, в льготном исчислении 25 лет 00 месяцев 02 дня.

ДД.ММ.ГГГГ Волков И.Ю. обратился в Администрацию муниципального образования «<***>» с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в связи с тем, что относится к категории граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Администрации муниципального образования «<***>» Волкову И.Ю. отказано в признании участником подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, что послужило поводом для обращения заявителя в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).

Оспариваемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, заявление подано в суд – ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, не нарушен.

Статьей 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:

1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»,- обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями:

1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В свою очередь, Законом УР от 13.07.2011 г. № 41-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике» государственные полномочия Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями вышеуказанной категории граждан переданы органам местного самоуправления городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, в том числе муниципальному образованию «<***>».

В пункте 3 статьи 2 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ установлено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Порядок обеспечения органами местного самоуправления муниципальных образований «<***>», «<***>» и «<***>» жилыми помещениями граждан, указанных в статье 2 Закона УР от 13.07.2011 г. № 41-РЗ предусмотрен приложением № 1 к указу Президента УР от 17.10.2011 г. № 205 (далее по тексту - Порядок).

Пунктом 8 Порядка установлено, что для включения в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями на текущий год, гражданин представляет в орган местного самоуправления заявление об обеспечении жилыми помещениями в текущем году по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (далее - заявление). К заявлению прилагаются документы (копии документов) согласно перечню документов, представляемых для включения в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с приложением 3 к настоящему Порядку. Копии документов, не заверенные нотариально, должны быть представлены с предъявлением оригинала. Копии документов, представленные с предъявлением оригинала, сличаются, заверяются должностным лицом органа местного самоуправления, осуществляющим прием документов, после чего оригинал возвращается заявителю.

Заявление по вышеуказанной форме Волковым И.Ю. не подавалось.

Вместе с тем, следует учитывать, что на момент подачи заявления Волковым И.Ю. указанный Порядок предусмотрен не был, однако Закон УР от 13.07.2011 г. № 41-РЗ, устанавливающий круг полномочий органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями определенной категории граждан, уже действовал и определял следующие полномочия:

1) предоставление на территории Удмуртской Республики жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставление на территории Удмуртской Республики жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

То есть гражданин, подпадающий под льготную категорию, должен был выбрать один из перечисленных способов обеспечения жильем.

Как видно из заявления, поступившего в Администрацию МО «<***>» ДД.ММ.ГГГГ, Волков И.Ю. один из предложенных способов не выбрал. Заявление подано по форме, установленной приложением № 1 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 (далее по тексту - Правила).

Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Таким образом, Волковым И.Ю. подано заявление для участия в подпрограмме с целью предоставления ему за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент обращения), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

Выдачу сертификатов указанной категории граждан осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (пункт 18 Правил). Органам местного самоуправления такие полномочия не переданы.

В рамках Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют выдачу сертификатов лишь гражданам – участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «е» - «з» пункта 5 Правил.

В соответствии с пунктом 22 Правил, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Как следует из материалов дела, Волков И.Ю. на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти не состоит, т.е. его правовое положение не соответствует требованиям пункта 5 Правил. Принятие заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Администрацией МО «<***>» не является основанием для возложения на данное лицо функций в соответствии с вышеуказанными Правилами.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В разделе II Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы указано о том, что гражданами - участниками подпрограммы являются:

граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).

Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством:

военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования;

граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и другие категории граждан в соответствии с Подпрограммой.

Согласно разделу V подпрограммы, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции.

Рассматривая вышеуказанные положения в их системной взаимосвязи (ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, Закон УР от 13.07.2011 г. № 41-РЗ Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ, Подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы), суд приходит к выводу, что с ДД.ММ.ГГГГ они разделяют порядок реализации права на жилище граждан, уволенных и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, и граждан, подлежащих увольнению со службы после указанной даты. В данном случае в полномочия органов местного самоуправления входит обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы) и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ Волков И.Ю. принят на учет органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ и уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, оснований для признания незаконным постановления главы Администрации муниципального образования «<***>» об отказе Волкову И.Ю. в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», не имеется. Оспариваемое постановление не нарушает жилищные права заявителя в рамках Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Волкова И.Ю. об оспаривании решения должностного лица органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья - Кожевникова Ю.А.