Исковые требования Ельцовой Г.В. к УПФ РФ оставить без удовлетворения.



Дело № 2-396/12

Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)

Именем Российской Федерации

г. Можга УР 22 марта 2012 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,

при секретаре Уразовой Е.В.,

с участием истицы Ельцовой Г.В.,

представителя ответчика Григорьевой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ельцовой Г.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

у с т а н о в и л:

Ельцова Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР с требованиями:

- о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии,

- возложении обязанности включить в специальный педагогический стаж: период обучения в Можгинском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Ельцова Г.В. обратилась в УПФР в г. Можге и Можгинском районе УР с заявлением о назначении пенсии в связи с длительной педагогической деятельностью. ДД.ММ.ГГГГ Управлением ПФР ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Основанием для отказа явилось то, что стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составил менее 25 лет.

В льготный трудовой стаж не были включены указанные периоды работы.

Истица считает решение УПФР необоснованным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в пионерском лагере <***> в должности пионервожатой, после чего продолжала учебу в Можгинском педагогическом училище. В данный период действовало Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , позволяющее зачитывать период обучения в специальный педагогический стаж.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой производились перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, они подлежат зачету в стаж на основании п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г.

В судебном заседании истица Ельцова Г.В. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что после окончания школы, ДД.ММ.ГГГГ она поступила в педучилище <***>. До этого момента трудовой деятельности у неё не было. В период обучения она работала в пионерском лагере <***> пионервожатой, а после обучения – воспитателем в детском саду. В связи с данным обстоятельством, на основании на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, период обучения после трудовой деятельности в качестве пионервожатой подлежит включению в педагогический стаж.

Представитель ответчика Григорьева А.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, Управлением правомерно исключен период обучения и курсов повышения квалификации.

Согласно диплому истица обучалась в Можгинском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ При этом до ДД.ММ.ГГГГ она не имела специального трудового стажа. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 не предусматривает условие, позволяющее включать в специальный стаж период обучения в училище при условии трудовой деятельности во время обучения.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Правила, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ. Пункт 4 Правил предусматривает включение периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.09.2000 г., при условии выполнения педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы. В период нахождения на курсах повышения квалификации Ельцова Г.В. педагогической деятельностью не занималась, учебной нагрузки не имела.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Период нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не значится, а лишь учитывается при подсчете общего трудового стажа.

Факт сохранения среднего заработка и уплата страховых взносов в периоды нахождения на курсах повышения квалификации не влияет на возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ Ельцова Г.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинским районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». (л.д. 16)

ДД.ММ.ГГГГ решением начальника УПФР в г. Можге и Можгинском районе истице отказано в установлении пенсии, поскольку специальный трудовой стаж составил 23 года 11 месяцев 25 дней, вместо требуемых 25 лет (л.д. 6-8).

В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, не засчитаны следующие оспариваемые периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год) – обучение в Можгинском педагогическом училище,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 10 дней) – периоды нахождения на курсах повышения квалификации во время работы учителем в МКСКОУ «Большеучинская школа-интернат».

Истица, требуя включить период обучения в училище в педагогический стаж, применяет Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

Суд соглашается с возможностью применения данной нормы к спорным правоотношениям, основываясь на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, в определении от ДД.ММ.ГГГГ

В период обучения истицы действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».

Статьей 58 данного Закона СССР были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные Постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других). При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, в т.ч. определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.

Пунктом 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953, (далее по тексту – Положение) была предусмотрена возможность включения в стаж работы учителей и других работников просвещения – время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Из представленного истицей диплома видно, что Ельцова Г.В. поступила в <***> педагогическое училище в ДД.ММ.ГГГГ, и окончила обучение в ДД.ММ.ГГГГ. До момента поступления в училище она не имела трудового стажа по специальности, после его окончания – принята воспитателем в детский сад <***>, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 6, 9).

Из материалов дела усматривается, что в июне 1985 года Ельцова Г.В. работала пионервожатой в пионерском лагере <***> (л.д. 18).

Однако данное обстоятельство не позволяет зачесть следовавший после период обучения, поскольку пункт 2 Положения предусматривает возможность включения спорного периода в стаж только при условии наличия педагогической деятельности до начала обучения, в данном случае до ДД.ММ.ГГГГ. Время педагогической работы во время обучения включено ответчиком в специальный стаж, но не имеет юридического значения для применения пункта 2 Положения.

Таким образом, исковые требования Ельцовой Г.В. о включении периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не подлежат удовлетворению.

Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.2 ст. 27 указанного Закона,- списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Соответствующие Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, а также Правила исчисления таких периодов работы, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. (далее по тексту Список № 781 и Правила № 781)

Списком № 781 предусмотрено, что работа в должности учителя в специальной (коррекционной) школе-интернат засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пункту 4 Правил № 781, начиная с 1 сентября 2000 г. периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правила № 516).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Как указано выше, во время обучения на курсах повышения квалификации истица состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них Ельцова Г.В. работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается.

При изложенных обстоятельствах, время обучения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истицы.

Вместе с тем, при включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации, стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии, на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии составит менее 25 лет. Следовательно, права на пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у Ельцовой Г.В. не имеется.

Исходя из положений статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. С учетом данного положения, решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ельцовой Г.В. в установлении пенсии является правомерным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ельцовой Г.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периода обучения в Можгинском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР включить Ельцовой Г.В. в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 23.03.2012 г.

Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.